Решение по делу № 12-73/2021 от 29.04.2021

УИД 38RS0019-01-2021-000053-03

РЕШЕНИЕ

г. Братск                                             17 июня 2021 года

Судья Падунского районного суда г.Братска Иркутской области Дорошенко И.В., рассмотрев жалобу муниципального образования города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Толкачевой Т. Д., вынесенное главным государственным инспектором г.Братска, г. Железногорска-Илимского, г.Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинско-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, начальником Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной О.М. от 10 декабря 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора г.Братска, г.Железногорска-Илимского, г.Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинско-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, начальника Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной О.М. от 10 декабря 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Толкачевой Т.Д.

Не согласившись с указанным постановлением, муниципальное образование города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска обратилось в Падунский районный суд г.Братска Иркутской области с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, а дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение главному государственному инспектору г.Братска, г.Железногорска-Илимского, г.Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинско-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, начальнику Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной О.М.

             О времени и месте рассмотрения жалобы Толкачева Т.Д. извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не представила, в связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу муниципального образования города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в отсутствие Толкачевой Т.Д.

            В судебном заседании представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Чернышева Т.В. жалобу поддержала и в ее обоснование пояснила, что ст.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, как уполномоченным органом муниципального земельного контроля, в отношении Толкачевой Т.Д. 09.11.2020 года были проведены мероприятия по муниципальному земельному контролю, в результате которых было установлено самовольное занятие Толкачевой Т.Д. земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м., расположенного по адресу: (адрес), то есть нарушение Толкачевой Т.Д. правового режима использования земельного участка. Данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о нем в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. К Толкачевой Т.Д. в силу закона перешло как к покупателю право пользования земельным участком, на котором расположен жилой дом, площадь которого составляет 93,4 кв.м., при этом огороженная площадь земельного участка составляет (данные изъяты) кв.м. Права на земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м. Толкачевой Т.Д. не оформлены в установленном порядке.

           В соответствии с п.2 главы 1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, утвержденного Решением Думы города Братска от 30.903.2007 года № 309/г-Д, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска является функциональным органом администрации муниципального образования города Братска и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения города Братска в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Братска.

В соответствии с п.п.2 п.1 главы 3 Положения одной из основных задач комитета является оформление договорных отношений на пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования города Братска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования города Братска, от имени администрации города Братска, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города Братска для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города Братска.

Таким образом, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска является уполномоченным органом, наделенным муниципальным образованием города Братска полномочиями на распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального образования города Братска, как находящимися в собственности муниципального образования города Братска, так и теми участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Уполномоченным органом до проведения проверки в отношении Толкачевой Т.Д. не выражалась воля на использование земельным участком площадью (данные изъяты) кв.м. Толкачевой Т.Д., в связи с чем, имеется самовольное занятие земельным участком. Самовольное занятие Толкачевой Т.Д. земельного участка, ограничение доступа к нему управомоченного органа, лишает его возможности им распоряжаться, в т.ч. путем передачи земельного участка в пользование (аренду и т.п.), в собственность, в соответствии с Земельным кодексом РФ, в том числе, третьим лицам, соответственно, и получения доходов в бюджет города Братска, в том числе, в виде арендной платы за земельный участок, от его продажи и т.п.

Материалы проверки комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска были направлены Братскому отделу Управлению Росреестра по Иркутской области, которое постановлением от 10.12.2020 года прекратило производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Толкачевой Т.Д. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Считает обжалуемое постановление незаконным, вынесенным без надлежащего исследования всех материалов дела, которым не дана надлежащая оценка, без привлечения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации (адрес) в качестве потерпевшего к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является нарушением его процессуальных прав, предусмотренных КоАП РФ.

В судебном заседании государственный инспектор по Иркутской области по использованию и охране земель Князев Н.Е. полагал, что жалоба муниципального образования города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска не подлежит удовлетворению, поскольку постановление главного государственного инспектора г.Братска, г.Железногорска-Илимского, г.Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинско-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, начальника Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной О.М. от 10 декабря 2020 года вынесено законно и обоснованно, с учетом требований действующего законодательства, в соответствии с установленной процедурой рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем, оснований его отмены не имеется.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с местоположением: (адрес), на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о нем в ЕГРН, отсутствуют. Расположенный на данном земельном участке жилой дом принадлежит на праве собственности Толкачевой Т.Д., что подтверждается соответствующей записью в ЕГРН. В ходе выездной проверки был произведен обмер границ земельного участка, по результатам которого установлено, что площадь используемого Толкачевой Т.Д. земельного участка составляет (данные изъяты) кв.м. Правоустанавливающие документы на земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м. Толкачевой Т.Д. предоставлены не были.

Согласно ст.35 Земельного Кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением, и необходимой для их использования, на тех же условиях, и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено лишь право Толкачевой Т.Д. оформить право на земельный участок по адресу: (адрес), расположенный под принадлежащим ей на законных основаниях жилым домом, и необходимый для его использования, но не обязанность. Отсутствие у лица документов, свидетельствующих о правах на земельный участок, состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, не образует, поскольку диспозиция ст.7.1 КоАП РФ не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Считая незаконными действия Толкачевой Т.Д. по использованию земельного участка, КУМИ администрации (адрес) вправе на основании п.8 ст.39.20 Земельного Кодекса РФ в судебном порядке понудить Толкачеву Т.Д. к оформлению прав на участок, которым КУМИ не воспользовался.

Судья, выслушав мнения представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска Чернышевой Т.В., государственного инспектора по Иркутской области по использованию и охране земель Князева Н.Е., проанализировав доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с п.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Из исследованных материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения председателя Комитета от (дата) комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в период времени с (дата) по (дата) была проведена плановая, документарная/выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Толкачевой Т.Д. на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), в ходе которой 09.11.2020 года было выявлено нарушение ст.ст.25,26 Земельного Кодекса РФ, выразившиеся в самовольном занятии Толкачевой Т.Д. земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м., расположенного смежно с земельным участком по адресу: (адрес). По результатам проверки составлен акт от 09.11.2020 года, с приложенными к нему фототаблицей и схемой.

В результате проведённой выездной проверки установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: (адрес), не поставлен на государственный кадастровый учет. Границы участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

По сведениям ЕГРН установлено, что Толкачевой Т.Д. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью (данные изъяты) кв.м., расположенный по адресу: (адрес), право собственности зарегистрировано (дата) за . Фактическая площадь используемого и огороженного земельного участка Толкачевой Т.Д. составляет (данные изъяты) кв.м., из них площадь под жилым домом составляет (данные изъяты) кв.м., т.е. самовольно занят земельный участок общей площадью (данные изъяты) кв.м. На данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. Земельный участок по периметру огорожен забором. Доступ третьих лиц на земельный участок ограничен. Правоустанавливающие документы на земельный участок общей площадью (данные изъяты) кв.м. у Толкачевой Т.Д. отсутствуют. Толкачева Т.Д. допустила нарушение земельного законодательства - самовольное занятие земельного участка общей площадью (данные изъяты) кв.м.

Материалы проверки комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (дата) были направлены в Братский отдел Управления Росреестра по Иркутской области. 19.11.2020 года государственным инспектором Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Князевым Н.Е. в отношении Толкачевой Т.Д. был составлен протокол об административном правонарушении , в связи с наличием в ее действиях административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ. (дата) постановлением главного государственного инспектора, начальником Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной Ю.М. роизводство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, в отношении Толкачевой Т.Д. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Административные правонарушения, совершаемые в сфере земельных правоотношений, посягают на нарушение установленных земельным законодательством требований и предписаний, в связи с чем, вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок.

Земельный участок, являющийся предметом проверки, находится на территории муниципального образования города Братска.

В соответствии с ч.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

           В соответствии с п.2 главы 1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, утвержденного Решением Думы города Братска от 30.903.2007 года № 309/г-Д, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска является функциональным органом администрации муниципального образования города Братска и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения города Братска в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования города Братска.

В соответствии с п.п.2 п.1 главы 3 Положения одной из основных задач комитета является оформление договорных отношений на пользование земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования города Братска, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования города Братска, от имени администрации города Братска, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города Братска для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах города Братска.

В соответствии с п.1 главы 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории и муниципального образования города Братска, утвержденного постановлением администрации муниципального образования города Братска от 28.08.2015 года № 2051, муниципальный земельный контроль осуществляет администрация города Братска в лице ее функционального органа - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска.

Таким образом, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска является уполномоченным органом, наделенным муниципальным образованием города Братска полномочиями на распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального образования города Братска, как находящимися в собственности муниципального образования города Братска, так и теми участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В ходе проведенной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска в период времени с 26.10.2020 года по 23.11.2020 года плановой, документарной/выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Толкачевой Т.Д. на земельном участке, расположенном по адресу: (адрес), было выявлено нарушение ст.ст.25,26 Земельного Кодекса РФ, выразившиеся в самовольном занятии Толкачевой Т.Д. земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м., расположенного смежно с земельным участком по адресу: (адрес), полномочиями на распоряжение которым наделен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска. На момент проверки земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м. огорожен забором, и Толкачевой Т.Д. не был оформлен в установленном порядке. По умолчанию собственник здания не становится ни собственником, ни арендатором прилегающего к объекту земельного участка. Поскольку Толкачевой Т.Д. право на земельный участок площадью (данные изъяты) кв.м. не оформлено, то ей созданы препятствия управомоченному органу в распоряжении данным земельным участком, так как доступ на него ограничен возведенным вокруг жилого дома, собственником которого является Толкачева Т.Д., забором. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении факт использования огороженной территории: земельного участка площадью (данные изъяты) кв.м., и отсутствие на него каких-либо правоустанавливающих документов Толкачевой Т.Д. не оспаривался.

Согласно исследованным материалам дела об административном правонарушении, муниципальное образование города Братска в лице его управомоченного органа - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска не было привлечено в качестве потерпевшего к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, в связи с чем, было лишено возможности воспользоваться предоставленными ему процессуальными правами, что повлияло на результат рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Толкачевой Т.Д., в связи с нарушением при его рассмотрении требований ст.24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременным выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении, разрешении его в соответствии с законом.

В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАп РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Вместе с тем, в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.7.1 КоАП РФ, составляет два месяца со дня совершения правонарушения.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы является обстоятельством, исключающим возможность возобновления производства по делу и направления дела на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

На момент рассмотрения жалобы муниципального образования города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска срок давности привлечения Толкачевой Т.Д. к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ, истек, в связи с чем, направление дела об административном правонарушении на новое рассмотрение недопустимо, производство по делу об административном правонарушении в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное главным государственным инспектором г.Братска, г.Железногорска-Илимского, г.Усть-Илимска и Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Казачинско-Ленского, Чунского районов по использованию и охране земель, начальником Братского отдела Управления Росреестра по Иркутской области Мычелкиной О.М. от 10 декабря 2020 года в отношении Толкачевой Т. Д., отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по жалобе муниципального образования города Братска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска прекратить.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г.Братска Иркутской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья:                                 И.В. Дорошенко

12-73/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Толкачева Татьяна Дмитриевна
Суд
Падунский районный суд г. Братска Иркутской области
Судья
Дорошенко Ирина Владимировна
Статьи

7.1

Дело на сайте суда
padunsky.irk.sudrf.ru
29.04.2021Материалы переданы в производство судье
17.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее