Решение по делу № 2-166/2024 (2-1819/2023;) от 30.11.2023

Дело №2-166/2024

УИД: 76RS0008-01-2023-002285-53

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2024г. г. Переславль-Залесский

    Переславский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Новосёловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Залесье» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    Обратившись в суд с указанным иском, Переславский межрайонный прокурор просит обязать ответчика заключить с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области договор водопользования в отношении водного объекта р. Трубеж.

    В качестве правового обоснования требования сделана ссылка на нормы Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 №165 и указано, что Переславской межрайонной прокуратурой декабре 2022 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства. Установлено, что на территории городского округа город Переславль-Залесский расположено предприятие АО «Залесье», осуществляющее свою деятельность в сфере производства хлопчатобумажных тканей. АО «Залесье» при осуществлении своей хозяйственной деятельности производит забор воды из р. Трубеж в отсутствие разрешительной документации, а именно: договора на водопользование. По результатам проверки 27.12.2022 в адрес АО «Залесье» внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным. Вместе с тем, фактически выявленное нарушение не устранено, разрешительная документация не получена. Использование АО «Залесье» водного объекта без решения о его предоставлении в пользование нарушает права неопределенного круга лиц в сфере охраны окружающей среды и водопользования, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан.

В судебном заседании старший помощник прокурора Гришан Е.Н. требование и его обоснование поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнила, что в настоящее время, после проведенной проверки в 2022 году, ответчик не производит забор воды в р. Трубеж в своем производственном процессе. Однако, предприятие оборудовано системой пожаротушения, которая предполагает забор воды из водного объекта, что так же требует заключения договора водопользования, поскольку бесконтрольное потребление воды приведет к потерям, которые не будут восполняться. Заключение договора водопользования не обязательно влечет денежное возмещение потребления, возможно проведение восстановительных мероприятий водопользователем.

Представители ответчика АО «Залесье» по доверенности - Клюев В.И. (л.д. 76) и Хачатурова Н.Д. (л.д. 73) в судебных заседаниях возражали против удовлетворения иска, пояснили, что, в соответствии с действующим законодательством, ответчик до сентября 2024 года должен определиться, будет ли он пользоваться водой непосредственно из р. Трубеж или нет. И лишь в случае принятия положительного решения возникнет обязанность заключить договор водопользования. В настоящее время для производственного процесса, а так же для целей водоснабжения душевых кабин и туалетов используется вода из центрального водопровода, заключен соответствующий договор с ООО «ГКС». Так же к центральному водопроводу подключена основная система пожаротушения. Есть резервная система пожаротушения, её гидранты запитаны на забор воды из р. Трубеж. Эта система и водозаборное устройство находятся в рабочем состоянии. Для приведения системы в действие достаточно нажать кнопку. Однако, для целей пожаротушения учет воды не производится, ею можно пользоваться в необходимом количестве. Вместе с тем, предприятие ведет работу по заключению договора водопользования. С этой целью выбрана подрядная организация, которая занимается сбором и оформлением необходимых документов. Заявление на заключение договора водопользования ответчиком подписано и передано подрядчику, который должен обратиться в Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ООО «Городские коммунальные сети» (л.д. 97), представители которых в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро" по доверенности – Пеганова С.В. (л.д. 75) в предварительном судебном заседании 22.01.2024г. требование прокурора поддержала и пояснила, что в договоре водопользования, помимо платы, будет содержаться перечень мероприятий для потребителя воды. Мера является обоснованной, поскольку забор из водных объектов производится в больших количествах, а восстановительных мероприятий от государства недостаточно для восполнения ресурса.

Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, каких-либо заявлений суду не направил.

Заслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Ответчик АО «Залесье» осуществляет свою производственную деятельность с <дата скрыта> и находится по адресу: <адрес скрыт>. Основной вид деятельности – производство хлопчатобумажных тканей (л.д. 18-24).

Из пояснений представителей ответчиков судом установлено, что на предприятии имеется резервная система пожаротушения, водозабор для которой производится из р. Трубеж.

Согласно Программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной, утвержденной руководителем АО «Залесье», источником технического водоснабжения служит р. Трубеж; водозабор расположен на правом берегу р. Трубеж, представляет собой железобетонный колодец размером 5*5м, глубиной 4 м, водоприемное окно размером 1000*400мм; учет забора воды из реки Трубеж осуществляется счетчиком холодной воды «ВСХН-80», счетчик зарегистрирован в госреестре за <номер скрыт>; место водопользования расположено в черте г. Переславля-Залесского, в юго-западной части, на расстоянии 2,75 км от устья; забор воды производится без возврата воды в водный объект (л.д. 38-42).

Из содержания справки Министерства лесного хозяйства и природопользования Ярославской области по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 22.03.2024г. №3 следует, что водоснабжение объектов АО «Залесье», расположенных по адресу: <адрес скрыт>, осуществляется от централизованной системы водоснабжения на основании договора, заключенного с ООО «Городские коммунальные сети». Согласно плану тушения пожара производственного предприятия АО «Залесье», утвержденного в 2020 году, противопожарное водоснабжение предприятия представляет собой кольцевую сеть диаметром 200мм. Забор воды для ПГ осуществляется из реки Трубеж насосами носителями. Система наружного противопожарного водопровода включает в себя, в том числе, 19 пожарных гидрантов с расходом воды 30л/с. Согласно схеме обвязки центрального насосного узла (пожарных насосов и насоса технической воды), забор воды из реки Трубеж осуществляется на противопожарные и технические нужды. Для учета воды, забранной из р. Трубеж, установлен турбинный счетчик воды ВСХН-80. На момент проведения проверки (14.03.2024г.) показания счетчика составляли 038061. В то время как согласно журналу Учета технической и горячей воды на АО «Залеские» предприятие осуществляло забор воды в 2021г., 2022г. и до 18.01.2023г., последние показания счетчика воды по журналу Учета – 44361. Сведения об исправности и поверке прибора учета не представлены. Таким образом, судом с достоверностью установлено, что ответчик АО «Залесье» производит забор воды из р. Трубеж на противопожарные и технические нужды. Допустимых и достоверных доказательств обратному в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благополучных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства    в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Право пользования поверхностными водными объектами в соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации приобретается на основании и порядке, определенными гл. 3 Водного кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии счастью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В силу статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне -водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Таким образом, правовые основания для понуждения ответчика АО «Залесье» к заключению договора водопользования имеются. Ссылка представителя ответчика на часть 1 статьи 53 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве, не состоятельна и судом во внимание не принимается, поскольку наружное противопожарное водоснабжение предполагает проведение гидравлических испытаний с целью обеспечения их исправности, своевременного обслуживания и ремонта, а так же с целью определения фактических расходов воды, используемой для пожаротушения. Испытания на водоотдачу наружных водопроводов проводятся, в том числе, не реже 1 раза в 5 лет при инвентаризации противопожарного водоснабжения. Кроме этого, не реже чем через каждые 6 месяцев пожарные гидранты, гидрант-колонки и пожарные краны подвергаются техническому осмотре и проверяются на работоспособность посредством пуска воды.

Указанные мероприятия предусмотрены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479), Методикой проверки сетей противопожарного водоснабжения на водоотдачу, разработанной Санкт-Петербургским филиалом ФГУ ВНИИПО МЧС России.

Таким образом, противопожарная система на предприятии ответчика предполагает, что забор воды должен производиться не только с целью пожаротушения, но и в целях проверки работоспособности этой системы.

Ссылка представителей ответчиков на Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 N 1018 в обоснование своей позиции, что до сентября 2024г. предприятие должно определиться, будет ли оно производить деятельность по забору воды из р. Трубеж и лишь потом заключать договор водопользования, так же не состоятельна, поскольку указанным Постановлением регламентирован порядок согласования социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях национальных парков и их охранных зон. То ест, нормативно-правовой документ относится к иным правоотношениям.

Порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты или их части предоставляются в пользование, урегулирован Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 (далее по тексту - Правила).

В соответствии с положениями данных Правил подготовка и заключение договора водопользования осуществляются на основании обращения юридического лица.

Юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта в пользование, обращаются в соответствующий орган по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование, прилагая к нему перечень необходимых документов.

Постановлением Правительства ЯО от 18.08.2023 N 792-п утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и природопользования Ярославской области. В соответствии с установленными полномочиями министерство выполняет следующие функции при осуществлении государственного регулирования отношений по использованию и охране водных объектов на территории Ярославской области:

- предоставляет в пользование водные объекты или их части, находящиеся в собственности Ярославской области, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование (п.3.1.7.1. Положения).

- предоставляет в пользование водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Ярославской области, кроме Угличского, Рыбинского и Горьковского водохранилищ, на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование (п. 3.1.7.4. Положения).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска и о возложении на АО «Залесье» обязанности заключить с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области договор водопользования в отношении водного объекта р. Трубеж.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Переславского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц (ОГРН 1027600688917 ИНН 7604008189) к АО «Залесье» ((ИНН 7608000230) удовлетворить.

    Обязать АО «Залесье» заключить с Министерством лесного хозяйства и природопользования Ярославской области договор водопользования в отношении водного объекта р. Трубеж.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения.

    Судья:                             Ю.И. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2024г.

2-166/2024 (2-1819/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Переславская межрайонная прокуратура
Ответчики
АО "Залесье"
Другие
Министерство лесного хозяйства и природопользования Ярославской области
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
ООО "Городские коммунальные сети"
ФГБУ "Национальный парк "Плещеево озеро"
Суд
Переславский районный суд Ярославской области
Судья
Иванова Ю.И.
Дело на сайте суда
pereslavsky.jrs.sudrf.ru
30.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2023Передача материалов судье
04.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2024Предварительное судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее