Судья – Гунёва Ю.С. Дело № 2-3620/2024-33-1993/2024
УИД 53RS0022-01-2024-003818-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 ноября 2024 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Ребровой И.В., Котовой М.А.
при секретаре Костиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой М.А. апелляционную жалобу Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 августа 2024 г.,
установила:
ФИО6 и ФИО7 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на <...> долю за каждым в жилом помещении с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>. В обоснование иска указали, что спорная квартира передана им в бессрочное владение и пользование согласно договору социального найма жилого помещения <...> от <...>, заключенному между ФИО3 и ФГУ «Новгородская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации. Ранее истцы право на бесплатную приватизацию государственного и муниципального имущества не использовали, обратились к ответчику с соответствующим заявлением на приватизацию, однако решением № <...> от <...> Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации им было отказано в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. С отказом истцы не согласны.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 19 августа 2024 г. иск удовлетворен, за ФИО3 и ФИО7 признано право собственности на <...> долю за каждым в жилом помещении с кадастровым номером <...>, расположенном по адресу: <...>.
В апелляционной жалобе Территориальный отдел «Псковский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ссылается на незаконность и необоснованность решения, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что спорное жилое помещение относилось и относится к государственному специализированному жилищному фонду, решение об исключении спорного жилого помещения из числа специализированных собственником не принималось.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО6 и ФИО7 указывают на несостоятельность приведенных в ней доводов, просят решение суда оставить без изменения.
Согласно ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, поддержанных представителем ФИО4-ФИО5, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено и из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, то есть отнесено к государственному жилищному фонду.
<...> между ФГКУ «Новгородская Квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации, действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, и ФИО3 заключен договор социального найма <...>, в соответствии с которым истцу и членам его семьи, в том числе супруге ФИО7, для проживания предоставлена указанная выше квартира, общей площадью <...> кв.м.
ФИО6 и ФИО7 зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту жительства с <...> по настоящее время, не имеют (и не имели) в собственности объектов недвижимости, переданных им в собственность в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Решением Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры» Министерства обороны Российской Федерации № <...> от <...> истцам отказано в передаче квартиры, расположенной по адресу: <...>, в порядке приватизации в связи с непредставлением или неполным представлением необходимых документов. При этом в названном решении не конкретизировано, какие именно необходимые документы истцами не представлены.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, установив, что истцы пользуются спорной квартирой, предоставленной им в предусмотренном законом порядке, на условиях договора социального найма, свое право на бесплатную приватизацию жилья не реализовали, иные предусмотренные законом ограничения, препятствующие приватизации данного жилого помещения отсутствуют, пришел к выводу о том, что у истцов возникло право на передачу в собственность указанной квартиры в порядке приватизации и удовлетворил заявленные ФИО3 и ФИО7 требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о невозможности приватизации спорного имущества, поскольку оно относится к специализированному жилищному фонду, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку подателем жалобы не представлены доказательства, подтверждающие данные доводы, а напротив, имеющийся в материалах дела договор социального найма с достоверностью подтверждает, что спорная квартира не является специализированным жилым помещением, которое не подлежит приватизации.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Нормы процессуального права, влекущие безусловную отмену решения, судом не нарушены.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации по настоящему делу, которую его представитель приводил в суде первой инстанции, и которая нашла свою надлежащую правовую оценку в ходе разрешения возникшего между сторонами спора, они не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, в связи, с чем не могут быть признаны состоятельными. Оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств, судебная коллегия не усматривает.
Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 19 августа 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела «Псковский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 ноября 2024 г.