дело № 2а-974/2021
56RS0040-01-2021-001267-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года с. Ташла
Ташлинский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Поротько Е.Г.
при секретаре Масленниковой Р.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к административному ответчику Поспелову Виктору Ильичу о взыскании задолженности по земельному налогу и налогу на доходы физических лиц
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области (далее по тексту – МИФНС № 7) обратилась в Ташлинский районный суд с административным исковым заявлением к Поспелову В.И. о восстановлении срока для взыскания задолженности по земельному налогу и налогу на доходы физических лиц, указав, что Поспелов В.И. зарегистрирован как плательщик налога на доходы физических лиц, налога на имущество и земельного налога
Налоговый агент общество с ограниченной ответственностью «А7 Агро» представило в Инспекцию справку о доходах физического лица за 2017 и 2018 годы с признаком 2 с указанием суммы налога, не удержанной налоговым агентом, доходы, полученные от предоставления в аренду или иного использования имущества (кроме аналогичных доходов от сдачи в аренду любых транспортных средств и средств связи, компьютерных сетей).
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление ... от <дата>, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее <дата> и налоговое уведомление ... от <дата> в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее <дата>.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2017 год составила 406, 00 рублей, за 2018 год – 476, 00 руб.
Задолженность налогоплательщиком не погашена. Инспекцией, в порядке положений статьи 75 НК РФ исчислена сумма пени по НДФЛ в размере 8,46 руб.
Инспекция выставила и направила в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа ... от <дата>, ... от <дата>, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по налогу на доходы физических лиц, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предлагалось добровольно погасить указанные суммы задолженности.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Поспелов В.И. владеет на праве собственности:
- земельным участком с кадастровым номером ... расположенным по <адрес>.
Согласно расчету земельный налог за 2016 год составил 917,00 руб., за 2017 года – 917,00 руб., за 2018 года – 800,00 руб.
- земельным участком с кадастровым номером ... расположенным по <адрес>.
Согласно расчету земельный налог за 2016 год составил 65,00руб., за 2017 года – 65,00 руб., за 2018 года – 65,00 руб.
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговые уведомления ... от <дата>, ... от <дата>, ... от <дата>, ... от <дата> в которых сообщил о необходимости уплатить исчисленные суммы земельного налога.
В связи с неуплатой Поспеловым В.и. в срок, указанные в налоговом уведомлении суммы земельного налога, инспекцией исчислена сумме пени по земельному налогу в размере 472,80 руб.
Инспекция выставила и направила в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа ... от <дата>, ... от <дата>, ... от <дата>; 409988 от <дата>, ... от <дата>, в которых сообщалось о наличии у него задолженности по земельному налогу, а также предлагалось добровольно погасить указанные суммы задолженности.
Просят восстановить срок для взыскания задолженности по земельному налогу с Поспелова В.И., признать причину пропуска срока (переход Инспекции на новое программное обеспечение) уважительно. Взыскать с Поспелова В.И. задолженность по налогам в общей сумме 4192, 26 руб., в том числе: недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов полученных физическим лицами в сумме 882,00 руб., пени по налогу на доходы физических лиц с доходов полученных физическими лицами в сумме 8,46 руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 2829, 00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в сумме 472,80 руб.
Представитель административного истца МИФНС № 7 по Оренбургской области, административный ответчик Поспелов В.И. извещенные о времени и дате рассмотрения дела надлежащим образом в судебном заседании участия не принимали.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка административного истца и административного ответчика признается судом необязательной, так как дело в достаточной мере подготовлено к рассмотрению.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.п.1 п.1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истёк срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
По смыслу действующего законодательства, юридически значимый период для исчисления срока на обращение в суд начинает течь с даты, принятия определения об отмене судебного приказа.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
Судом установлено, что налоговым органом направлялись Поспелову В.И. ... от <дата>, в котором предлагалось в срок не позднее <дата> погасить задолженность, налоговое уведомление ... от <дата> со сроком погашения не позднее <дата>; уведомления ... от <дата>, ... от <дата>, ... от <дата>, ... от <дата> в которых предлагалось в срок до <дата>, <дата>, <дата>, <дата> добровольно погасить задолженность.
Из определения мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ташлинского района Оренбургской области от 17 августа 2021 года следует, что МИФНС № 6 отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Поспелова Виктора Ильича недоимки по налогам: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений на общую сумму 4192,26 руб., поскольку заявленные требования не являются бесспорными, срок на обращение с заявлением о взыскании недоимки, пени по налогам истек 20 сентября 2020 года.
Обращение выполнено с нарушением срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Определение в апелляционном порядке не обжаловалось.
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 19 октября 2021 года, по истечению срока обращения в суд.
Согласно приказу № ЕД-7-4/515 от 24 мая 2021 года руководителя Федеральной налоговой службы от 20 сентября 2021 года произведена реорганизация МИФНС № 6 по Оренбургской области путем присоединения к МИФНС № 7 по Оренбургской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Анализ вышеуказанных норм Налогового Кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением Верховного суда в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которых при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно разъяснением Верховного суда в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ", согласно которых при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счёт имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Принудительное же взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 года № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Кроме того, в силу п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 2015 года, бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Суд считает ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока не подлежащим удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин, не являются таковыми обстоятельства связанные с переходом на новое программное обеспечение.
Принимая во внимание установленные обстоятельства пропуска административным истцом срока обращения в суд, в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Поспелову В.И. следует отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░