УИД 61RS0011-01-2021-004013-97
Судья: Логвинова С.Е. Дело № 33а-9658/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Москаленко Ю.М.
судей: Богатых О.П., Сачкова А.Н.,
при секретаре Иванове И.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Разгуляева Вадима Сергеевича к межведомственной комиссии при администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, заинтересованное лицо Уварова Евгения Семеновна, по апелляционной жалобе администрации Белокалитвинского района на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 15 февраля 2022 года
Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
Разгуляев В.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пер. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 14 июля 1989 года, жилому дому по указанному адресу присвоен литер А, жилой дом имеет общую площадь 96,2 кв.м, жилую площадь 60,7 кв.м, имеет 1 этаж и состоит из 2 квартир. Собственником квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пер. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является Уварова Е.С.
В указанном жилом доме образовалось разрушение цокольной части наружных стен, вертикальные трещины цоколя, прогрессируют по периметру здания частичное разрушение отмостки, на наружных стенах имеются косые и вертикальные трещины, расслоение и разрушение штукатурного слоя цоколя, прогиб потолков во внутренних помещениях, продольные и поперечные трещины в перекрытии, трещины на стенах и перегородках во внутренних помещениях здания, имеется отрыв в местах примыканиях внутренних стен от внешних, трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями. Поскольку данный жилой дом находится в аварийном состоянии, которое угрожает безопасности проживания, Разгуляев В.С. обратился в специализированные организации для получения заключения о техническом состоянии жилого дома в целом.
Согласно заключению экспертов ООО «Центр судебных экспертиз» №134/21 от 30 марта 2021 года многоквартирный жилом дом, расположенный по адресу: Ростовская АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, является аварийным, непригодным для проживания, грозящим обрушению и подлежащий сносу.
Административным истцом также получен отчет СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 29 октября 2020 года, в соответствии с которым горные работы на ШУ «Горняцкое» оказали негативное влияние на техническое состояние строения, вследствие чего жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАС «Ростовуголь».
26 июля 2021 года административный истец обратился в межведомственную комиссию администрации Белокалитвинского района Ростовской области с заявлением о проведении обследования двухквартирного жилого дома на предмет его непригодности для проживания.
По результатам обследование жилого дома административному истцу выдан акт обследования помещения № 808 от 20 октября 2021 года и заключение № 808 от 20 октября 2021 года, согласно которому в ходе визуального обследования двухквартирного дома межведомственная комиссия администрации Белокалитвинского района Ростовской области при осмотре квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН деформаций и повреждений не выявила. В отношении квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН комиссия пришла к выводу о том, что имеющиеся деформации и повреждения являются результатом бесхозяйственного обращения собственника с жильем.
По результатам рассмотрения представленных с заявлением заключения ООО «Центр судебных экспертиз» и отчета СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» межведомственная комиссия приняла решение об отсутствии оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, аварийным и подлежащим сносу.
Административный истец считает заключение межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 20 октября 2021 года № 808 незаконным, поскольку оно противоречит требованиям, установленным пп 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконным заключение межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 20 октября 2021 года №808 о признании жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пригодным для проживания, отсутствии оснований для признания его аварийным, подлежащим сносу; обязать межведомственную комиссию администрации Белокалитвинского района Ростовской области провести оценку соответствия указанного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 15 февраля 2022 года требования административного иска Разгуляева В.С. удовлетворены.
Суд признал недействительным заключение межведомственной комиссии при администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 20 октября 2021 года №808 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
На межведомственную комиссию при администрации Белокалитвинского района Ростовской области судом возложена обязанность провести обследование жилого помещения на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
В апелляционной жалобе администрация Белокалитвинского района Ростовской области считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Разгуляева В.С.
Заявитель жалобы, указывает, что 1 сентября 2021 года в межведомственную комиссию обратилась собственник квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пер. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Уварова Е.С., которая сообщила, что она возражает против обследования дома на предмет непригодности для проживания. Уварова Е.С. также сообщила, что ООО «Центр судебных экспертиз» при составлении экспертного заключения ее квартиру не обследовало, принадлежащее ей жилое помещение (квартира НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) находится в хорошем состоянии.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 11 ст. 12 ЖК Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе, и полномочия по определению оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
В силу ч. 4 статьи 15 ЖК Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение).
В силу абз. 1 п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абз. 2 п. 7 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 47 указанного Положения).
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО18 является собственником квартиры НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН дома НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пер. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
26 июля 2021 года ФИО19 обратился в межведомственную комиссию администрации Белокалитвинского района Ростовской области с заявлением о проведении обследования двухквартирного жилого дома на предмет его непригодности для проживания, предоставив заключение ООО «Центр судебных экспертиз» и отчет СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ».
Согласно заключению эксперта №134/21 от 30 марта 2021 года, выполненному ООО «Центр судебных экспертиз», исследуемый многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, получивший повреждения в результате неравномерной просадки грунтов, вследствие горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое», понес полное физическое устаревание (совокупный износ - 86%, физический износ - 77%, функциональный износ - 0%, внешний экономический износ - 40%) в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и грозящей обрушению здания. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, является аварийным, непригодным для проживания, так как техническое состояние дома и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, вследствие горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое», при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования, экономической нецелесообразности проведения восстановительного ремонта. Исследуемый многоквартирный жилой является аварийным, грозящим обрушению и подлежащий сносу.
Из отчета о научно-технической работе от 29 октября 2020 года, выполненного СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ», следует, что расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, превысили допустимые значения, следовательно, горные работы на ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» оказали негативное влияние на техническое состояние строения, вследствие указанного негативного влияния на жилой дом по пер. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь».
По результатам обследование жилого дома межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 10 марта 2010 года № 334, от 21 сентября 2020 года № 1451, в составе: председателя комиссии заместителя Главы администрации Белокалитвинского района, заместителя председателя комиссии ФИО20, главного архитектора Белокалитвинского района ФИО21, членов комиссии: ФИО22 - начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г.Белая Калитва, Белокалитвинском, Тацинском, Морозовском, Милютинском, Обливском и Советском районах; ФИО23 – председателя комитета по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района; ФИО24 - начальника отдела строительства, промышленности, транспорта, связи администрации Белокалитвинского района; ФИО25 – начальника службы реализации жилищных программ; ФИО26 – Главы администрации Горняцкого сельского поселения; ФИО27 директора МБУ по КС «Стройзаказчик»; ФИО28 – главного специалиста отдела строительства, промышленности, транспорта, связи администрации Белокалитвинского района, составлен акт обследования помещения № 808 от 20 октября 2021 года, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Из указанного акта обследования следует, что комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.28-29).
Этой же межведомственной комиссией выдано заключение от 20 октября 2021 года № 808 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, из которого следует, что комиссия приняла заключение об отсутствии оснований для признания жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН аварийным, подлежащим сносу (л.д.30).
Из акта и заключения следует, что члены межведомственной комиссии проводили обследование многоквартирного дома административного истца визуально.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключение межведомственной комиссии от 20 октября 2021 года № 808 является незаконным, процедура оценки помещения произведена с существенными нарушениями Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам дела.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрен главой IV постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения.
Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В силу п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Судебная коллегия полагает, что оценка соответствия жилого дома по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН установленным требованиям в нарушение п. 43 Положения межведомственной комиссией администрации Белокалитвинского района Ростовской области фактически не проведена.
Как верно указал городской суд, в ходе обследования и вынесения оспариваемого заключения межведомственной комиссией не дана оценка техническому заключению эксперта, которым выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья проживающих в указанном доме гражданам вследствие ухудшения технического состояния дома в связи с физическим износом, что в соответствии с п.п. 33, 34, 44 Положения имеет существенное значение при принятии законного и обоснованного заключения.
Несмотря на то, что имелись документы, свидетельствующие о наличии оснований для всестороннего и полного обследования жилого дома, был произведен только его визуальный осмотр. Эксперты, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, к участию в заседании комиссии не привлекались.
Судебная коллегия также обращает внимание, что состав членов комиссии, утвержденный постановлением администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 10 марта 2010 года № 334, от 21 сентября 2020 года № 1451, не соответствовал составу, указанному в принятых комиссией акте и заключении. Глава администрации Горняцкого сельского поселения ФИО30 и председатель комитета по управлению имуществом администрации Белокалитвинского района ФИО31 указаны в составе межведомственной комиссии администрации Белокалитвинского района Ростовской области, но к ним не относятся, поскольку не указаны, как привлеченные в соответствии с п. 5 Положения, утвержденного постановлением администрации Белокалитвинского района межведомственной комиссии от 10 марта 2010 года № 334. Указанные лица включены в состав межведомственной комиссии постановлением администрации Белокалитвинского района Ростовской области от 10 декабря 2021 года № 1999, в то время как оспариваемое заключение принято 20 октября 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Выводы, изложенные в решении суда, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белокалитвинского района Ростовской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 июня 2022 года.
Председательствующий Москаленко Ю.М.
Судьи: Богатых О.П.
Сачков А.Н.