Решение по делу № 2-3618/2024 от 18.06.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      г. Махачкала                                                                             25 июля 2024 года

Кировский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи Шихгереева Х.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Алиевой К.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 25 июля 2024 года в порядке заочного производства

с участием

ФИО4- помощника прокурора <адрес>,

гражданское дело № 2-3618\2024 (УИД № 05RS0018-01-2024-000622-95) по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО2 и ФИО1, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, -Территориальному отделу Роспотребнадзора по РД в <адрес>, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>ом УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Кавказскому управлению Ростехнадзора о возложении на ИП ФИО2 и на ФИО1 обязанности по устранению допущенных при эксплуатации многотопливной автомобильной заправочной станции «Fuel 1», расположенной по адресу: <адрес> (Грозненская) 94 (координаты место расположения МАЗС: 43.242624, 46.599757), нарушений требований промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также запрете эксплуатации указанной многотопливной автомобильной заправочной станции «Fuel 1» до полного устранения нарушений требований промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с иском к ИП ФИО2 и ФИО1, третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, -Территориальному отделу Роспотребнадзора по РД в <адрес>, Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>ом УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Кавказскому управлению Ростехнадзора о возложении на ИП ФИО2 и на ФИО1 обязанности по устранению допущенных при эксплуатации многотопливной автомобильной заправочной станции «Fuel 1», расположенной по адресу: <адрес> (Грозненская) 94 (координаты место расположения МАЗС: 43.242624, 46.599757), нарушений требований промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также запрете эксплуатации указанной многотопливной автомобильной заправочной станции «Fuel 1» до полного устранения нарушений требований промышленной и пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование своих требований он указал, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением специалистов Территориального отдела Роспотребнадзора по РД в <адрес>, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>ом УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Кавказского управлению Ростехнадзора проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещениях МАЗС «F-1», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес> (Грозненская), 94.

В результате проверки установлено, что эксплуатация объекта МАЗС и ее помещений осуществляется с нарушением следующих требований:

*федерального законодательства о пожарной безопасности:

-отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом ХV111 Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывоопасных и пожароопасных помещений в каждом из зданий и сооружений АЗС (что противоречит пункту 2 Правил противопожарного режима),

-отсутствует документ, подтверждающий факт прохождения работниками обучения мерам пожарной безопасности ((что противоречит пункту 3 Правил противопожарного режима),

- не представлена декларация пожарной безопасности (что противоречит требованиям статьи 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

-не все помещения АЗС оборудованы установками автоматической сигнализации (что противоречит требованиям статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 6.39 «СП 156.13130.2014»),

-не все помещения АЗС оборудованы системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (что противоречит требованиям статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и таблица 2 пункту 6.34 «СП 156.13130.2014»),

-АЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (что противоречит требованиям статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 6.34 «СП 156.13130.2014»),

-для наружного пожаротушения на АЗС не предусмотрено наличие не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 куб м. (что противоречит требованиям статьи 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.37 «СП 156.13130.2014»,

-учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не вносятся в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (что противоречит требованиям пункта 60 Правил противопожарного режима);

-при заправке транспортных средств не соблюдается расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем должно быть не менее 1 метра, при этом для каждого транспортного средства обеспечивается возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытие дороги наносится отличительная разметка или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения) (что противоречит требованиям подпункта «в» пункта 384 Правил противопожарного режима);

-объект не оснащен в полном объеме первичными средствами пожаротушения по требованиям, не обеспечен огнетушителями в нормативном количестве, которые для заправочного островка для заправки только легковых автомобилей, имеющей от 1 до 4 топливораздаточных колонок, не менее чем 2 огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), для заправочного островка, имеющего от 5 до 8 топливораздаточных колонок, -не менее чем 4 огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2х1,5 метра, предусмотрев размещение огнетушителей на заправочных островках, площадка для автоцистерн, для заправочного островка для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники дополнительно - не менее чем 2 передвижных огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), предусмотрев размещение огнетушителей и покрывала для изоляции очага возгорания в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков) (что противоречит пункт 389 Правил противопожарного режима);

-на въезде и выезде с территории АЗС отсутствуют пологие участки высотой не менее 0.2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива на территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (что противоречит требованиям статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 6.21 «СП 156.13130.2014»),

-не соблюдено противопожарное расстояние от самого АЗС до края проезжей части автомобильной дороги, которое должно быть не менее 25 м, а составляет менее 15 метров (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей к пункту 8.3 «СП 156.13130.2014»),

-сбросная труба паров СУГ не защищена от воздействия пожара 9теплоизоляция, водяное орошение и т.п.), (что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.42 «СП 156.13130.2014»),

-для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхность этого оборудования (что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.42 «СП 156.13130.2014»);

-отсутствует документация, определяющая категорию наружных установок по пожарной опасности, на установках отсутствуют обозначения категорий по пожарной опасности (что противоречат требованиям пункта 3 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»),

-не созданы для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы что противоречит пункт 283 Правил противопожарного режима);

-отсутствует документация на электрооборудование АЗС, указывающая ее класс по пожаро взрывоопасности или пожарной опасности, отсутствует маркировка степени защиты оболочки электрооборудования (что противоречит требованиям статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

-резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости не оснащены системой автоматического предотвращения превышения допустимого уровня их заполнения (который составляет 85 % геометрического объема резервуара со СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ) (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.35 «СП 156.13130.2014»),

-резервуары для хранения СУГ расположен надземно (что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 8.30 «СП 156.13130.2014»),

-отсутствует автоматическая система, обеспечивающая автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СП, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 8.23 «СП 156.13130.2014»),

-на одном заправочном островке СУГ допускается заправка единовременно более одного автомобиля (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 8.14 «СП 156.13130.2014»),

-АЗС не оборудована молниезащитой в соответствии с требованиями Правил установки электроустановок (что противоречит требованиям статей 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 6.32 «СП 156.13130.2014

-на АГЗС не предусмотрено централизованное отключение электропитания (что противоречит требованиям статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункту 7.36 «СП 156.13130.2014»),

-на АЗС не оборудована соответствующая требованиям площадка для АЦ с жидким моторным топливом (что противоречит требованиям статьям 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктам 7.25, 7.36 и 8.18 «СП 156.13130.2014»);

-система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (что противоречит пункту 54 Правил противопожарного режима),

-резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую или звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнения –автоматическое прекращение наполнения резервуара (что противоречит требованиям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пункта 7.18 «СП 156.13130.2014»),

-расстояние от топливно-раздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской АЗС составляет менее 8 м. (что противоречит требованиям статьям 4, 6 и 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и размерам, предусмотренным таблицей к пункту 7.3 «СП 156.13130.2014»),

-отсутствует (не представлена) проектная документация и отчеты по инженером изысканиям на установку автомобильной газозаправочной станции, что противоречит требованиям статьи 8 и пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктам 30 и 34 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ );

-отсутствует договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально-аварийными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта (что противоречит требованиям пункта 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»),

-распорядительным документом (не представлен) организации не назначены из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностные лица, ответственные за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на опасном производственном объекте, а также ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») и пункта 228 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»),

отсутствует заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в частности, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности (пункт 1 статьи 9 и статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»);

-не проведена провести экспертиза промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 и статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктам 261 и 262 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , и пункту 461 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»),

-АГЗС не оборудована автоматической и ручной системой аварийной остановки станции (отсутствуют электромагнитные клапана) (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») и пунктам 24 и 26 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ),

-отсутствуют документы, подтверждающие проведение проверки исправности предохранительных клапанов (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), пункту 62 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ , и пункту 358 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»),

-на АЗС отсутствует эксплуатационно-техническая документация АГЗС (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда-допуска, журнал учета работ) (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), пункту 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ),

-соединительные рукава, используемые при сливо-наливных операциях, применяемых на опасном производственном объекте, не подверглись гидравлическому испытанию на прочность (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), пункту 169 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ ),

-используют манометры при отсутствии информация о проведении их поверки (пломбы или клейма, или документ о проведении поверки) (что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), пункту 343 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»).

-между предохранительным устройством и сосудом установлена арматура (что противоречит требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»), пункту 353 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»);

*санитарно-эпидемиологического законодательства:

-не проведены мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, т.е. по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АЗС до границы жилых домов (фактическое расстояние составляет 30 метров (что является нарушением требований пункта 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», а также пунктам 2.1 и 12.4.4. Класс 1V Раздела 12 СанПиН 2.2.1\2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,

-в нарушение требований Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» не представлены:

список работников, подлежащих периодическим медосмотрам (что противоречит требованиям пункта 22 указанного Порядка),

заключительный акт по результатам медицинских осмотров (что противоречит пункту 45 этого Порядка),

-не представлена программа производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля (что противоречит требованиям статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункту 1.5 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,

-не представлена программа производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника (что противоречит требованиям пункта 2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»,

-не представлено документарное подтверждение вывоза отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов (что противоречит требованиям пункта 209 СанПинН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий»).

Выявленные нарушения создают предпосылки для повышения опасности граждан, влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшего распространения, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга людей, и предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, в соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В своих письменных возражениях на иск ИП ФИО2 требования прокурора не признал, просил отказать в удовлетворении, указав, что большая часть перечисленных в исковом заявлении прокурора нарушения требований пожарной, промышленной безопасности, а также санитарно-эпидемиологического законодательства устранены, АЗС не несет высокого риска наступления негативных последствий для населения, оставшиеся нарушения, запрет функционирования АЗС приведет к нарушению публичных интересов населения и государственных заказчиков в рамках заключенных государственных контрактов.

Однако, впоследствии он представ ил в суд заявление, в котором он признал требования прокурора законными и обоснованными, поскольку нарушения требования законодательства имеют место.

Извещенные о судебном заседании лица, участвующие в деле, в суд не явились.

В судебном заседании ФИО5- помощник прокурора <адрес> заявленные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Ответчики ФИО2 и ФИО1, представители третьих лиц -Территориального отдела Роспотребнадзора по РД в <адрес>, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес>, Хасавюртовскому, Новолакскому и <адрес>ом УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, Кавказского управления Ростехнадзора, извещенные о времени рассмотрения дела, суд не явились, о причина х неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания на другой срок или о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

В связи с неявкой ответчиков на основании статьи 233 ГПК РФ суд перешел к рассмотрению дела в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.

Выслушав объяснения помощника прокурора, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокурором заявлены требования о запрете (приостановлении) деятельности многотопливной автомобильной заправочной станции «F1» (далее- АЗС), расположенной и функционирующей по адресу: <адрес> (Грозненская) 94, до полного устранения нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства, которые установлены в ходе проверки, проведенной по указанию прокуратуры Республики Дагестан.

При этом он указал, что установленные в ходе проверки нарушения требований законодательства являются существенными и создают угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, что в силу требований статьи 1065 ГК РФ является основанием для приостановления деятельности АЗС.

Согласно выписке из ЕГРН здание автозаправочной станции и кафе площадью 91.2 кв.м. по адресу РД, <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО1

Из исследованного в судебном заседании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ИП ФИО2, ФИО1 передала принадлежащие ей земельный участок площадью 920 кв. с кадастровым номером 05:41:000197:5 по адресу: РД, <адрес>, а также, возведенные на нем нежилые помещения -здание автозаправочной станции и кафе площадью 91.2 кв.м в аренду ИП ФИО2

Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 ГК РФ).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая на свой риск, является предпринимательской.

В силу положений пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

В соответствии статьей 1065 ГК РФ:

-опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1),

-если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2),

-суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам (пункт 3).

Из приведенных норм законов в их совокупности и взаимной связи следует, что собственник земельного участка и возведенного на нем объекта недвижимости вправе осуществлять любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, при этом у него возникают обязанности по соблюдению ограничений в эксплуатации объекта недвижимости, установленных законодательством в целях предотвращения причинения вреда, в том числе жизни и здоровью граждан, выполняя определенный перечень мероприятий, направленных на обеспечения эксплуатации объекта в соответствии с требованиями безопасности.

Согласно Приложению Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых:

1)получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к этому Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б)окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов, относятся к опасным производственным объектам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного закона опасными производственными объектами в соответствии с этим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении Федеральному закону.

Подпунктами 1 и 2 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в их взаимной связи автозаправочные станции, предназначенные для заправки транспортных средств, относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности.

В судебном заседании установлено, что вышеуказанный земельный участок на основании названного арендного договора находится в фактическом владении и пользовании у ИП ФИО2 и используется под автозаправочную станцию, на которой осуществляется заправка транспортных средств, из чего вытекает, что данная АЗС относится к опасным производственным объектам.

Названный федеральный закон, который, согласно его Преамбуле, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, предъявляет определенные требования к деятельности по эксплуатации и автозаправочных станций, которые сами по себе несут потенциальную опасность аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (Преамбула).

Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1 Закона).

Промышленная безопасность указанных объектов обеспечивается путем установления и выполнения определенных требований: условий, запретов, ограничений и других обязательных требования, содержащиеся в этом Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Закона).

Пунктом 2 статьи 3 этого Закона предусмотрено, что требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В настоящем деле прокурором заявлены требования об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности, которые предусмотрены Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и «СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 221 «Об утверждении свода правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».

Ответчик ИП ФИО2 в своем заявлении признал, что доводы прокурора являются законными и обоснованными, поскольку нарушения, на которые указывает прокурор, имеет место.

Это освобождает суд приводит в решении подробно доводы сторон и доказательства, на которых основаны требовании я прокурора.

Таким образом, нарушения, которые были установлены в ходе проверки соблюдения на АЗС требований законодательства пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия и приведены выше, нашли подтверждения в судебном заседании.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 116-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе:

-соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

    обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 этого Федерального закона и т.д.

Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.

В развитие этих законов Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 530 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», а Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

Из этих норм права следует, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что на АЗС допущены нарушения требования приведенных норм права, эти требования закона ответчиками не выполнены.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что функционирование АЗС несет очевидную потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и потому являются основанием для приостановления деятельности АЗС до их устранения.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения иска прокурора.

    Руководствуясь статьями 233, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лица к ИП ФИО2 и ФИО1 удовлетворить.

Приостановить деятельность многотопливной автомобильной заправочной станции «Fuel 1», расположенной и функционирующей по адресу: <адрес> (Грозненская) 94 до устранения нарушений требований федерального законодательства, по устранению которых на ИП ФИО2 и ФИО1 возлагается обязанности настоящим решением.

Возложить на ИП ФИО2 и ФИО1 устранить:

*следующие требования федерального законодательства о пожарной безопасности:

-разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности, разработанная в соответствии с требованиями, установленными разделом ХV111 Правил противопожарного режима, с учетом специфики взрывоопасных и пожароопасных помещений в каждом из зданий и сооружений АЗС,

-обеспечить прохождение работниками обучения мерам пожарной безопасности и получить документы, подтверждающие этот факт,

-разработать и представлена уполномоченному органу декларацию пожарной безопасности,

-оборудовать все помещения АЗС установками автоматической сигнализации,

- оборудовать все помещения АЗС системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре,

- оснастить АЗС системой громкоговорящей связи,

-предусмотреть на АЗС для наружного пожаротушения не менее двух пожарных гидрантов или противопожарных водоемов, общая вместимость которых должна составлять не менее 100 куб м,

-обеспечить учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей с внесением соответствующих записей в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты;

-обеспечить соблюдение при заправке транспортных средств расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем не менее 1 метра, обеспечив при этом для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, нанести на покрытие дороги отличительную разметку или иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения);

-оснастить АЗС в полном объеме первичными средствами пожаротушения, обеспечив огнетушителями в нормативном количестве, которые для заправочного островка для заправки только легковых автомобилей, имеющей от 1 до 4 топливораздаточных колонок, не менее чем 2 огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), для заправочного островка, имеющего от 5 до 8 топливораздаточных колонок, -не менее чем 4 огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара ЗА, 144В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2х1,5 метра, предусмотрев размещение огнетушителей на заправочных островках, площадка для автоцистерн, для заправочного островка для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники дополнительно - не менее чем 2 передвижных огнетушителя с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6А, 233В, С, Е (с учетом климатических условий эксплуатации), предусмотрев размещение огнетушителей и покрывала для изоляции очага возгорания в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков);

-установить на въезде и выезде с территории АЗС пологие участки высотой не менее 0.2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива на территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения,

-обеспечить соблюдение противопожарного расстояния от самого АЗС до края проезжей части автомобильной дороги, которое должно быть не менее 25 м,

-привести расстояние от топливно-раздаточной колонки жидкого моторного топлива до здания операторской АЗС до нормативного размера, предусмотренного таблицей к пункту 7.3 «СП 156.13130.2014»,

-принять меры (провести теплоизоляцию, обеспечить водяное орошение и т.п.), направленные на защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара,

-для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ предусмотреть устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхность этого оборудования;

-разработать документацию, определяющую категорию наружных установок по пожарной опасности, обеспечить обозначение на установках категорий по пожарной опасности,

-создать (организовать) для целей ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров аварийные группы;

-оснастить резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости системой автоматического предотвращения превышения допустимого уровня их заполнения (который составляет 85 % геометрического объема резервуара со СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ),

-оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90 % заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую или звуковую) персоналу АЗС, а при 95 % заполнения –автоматическое прекращение наполнения резервуара,

-расположить резервуары для хранения СУГ подземно с их засыпкой грунтом толщиной не менее 0,5 м,

-оборудовать на АЗС автоматическую систему, обеспечивающую автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, в том числе паров СП, из оборудования с СПГ, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии,

-принять меры к недопущению заправки на одном заправочном островке СУГ единовременно более одного автомобиля,

-разработать документация на электрооборудование АЗС, указывающую класс электрооборудования по пожаро взрывоопасности или пожарной опасности, установить маркировку степени защиты оболочки электрооборудования;

-оборудовать АЗС молниезащитой в соответствии с требованиями Правил установки электроустановок,

-предусмотреть на АГЗС централизованное отключение электропитания,

-оборудовать на АЗС соответствующую требованиям площадку для АЦ с жидким моторным топливом;

-отремонтировать и привести в исправное состояние систему автоматической пожарной сигнализации,

-обеспечить представление проектной документации и отчетов по инженером изысканиям на установку автомобильной газозаправочной станции;

-заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессионально-аварийными формированиями на обслуживание опасного производственного объекта,

-организовать назначение распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на опасном производственном объекте, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,

-заключить в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, в частности, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности,

-обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением,

-оборудовать АГЗС автоматической и ручной системой аварийной остановки станции (установить электромагнитные клапаны),

-обеспечить проведение проверки исправности предохранительных клапанов и получить документы, подтверждающие эту проверку,

-обеспечить ведение на АЗС эксплуатационно-технической документации (сменный журнал, эксплуатационный журнал, журнал регистрации наряда-допуска, журнал учета работ),

-обеспечивать проверку соединительных рукавов, используемых при сливо-наливных операциях, применяемых на опасном производственном объекте, гидравлическому испытанию на прочность,

-организовать проведение поверки используемых на АЗС манометров и установки на них соответствующих пломб или клейм, или составление документ о проведении поверки,

обеспечив тем самим информацию о поверке,

-демонтировать установленную между предохранительным устройством и сосудом арматуру;

*санитарно-эпидемиологического законодательства:

-провести мероприятия по установлению санитарно-защитной зоны, т.е. по соблюдению нормирования расстояния (санитарно-защитная зона) в размере 100 метров от АЗС до границы жилых домов, как это предусмотрено пункта 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», а также пунктами 2.1 и 12.4.4. Класс 1V Раздела 12 СанПиН 2.2.1\2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитная зона и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,

-обеспечить проведение в соответствии с «Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и представление:

списка работников, подлежащих периодическим медосмотрам,

заключительного акта по результатам медицинских осмотров,

-разработать и представить программу производственного контроля и договора на осуществление лабораторного контроля, а также результаты лабораторного исследования в рамках производственного контроля,

-разработать и представить программу производственного контроля за условиями труда и санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий, направленных на предупреждение вредного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работника,

-обеспечивать вывоз отходов, выполненного специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, и представление документарного подтверждения этому.

Ответчики ИП ФИО2 и ФИО1 вправе в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения обратиться в Кировский районный суд <адрес> с заявлением об отмене настоящего заочного решения.

Ответчик ИП ФИО2 и ФИО1 вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан только в случае отказа в удовлетворении их заявлений об отмене заочного решения суда через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.

Председательствующий                                                                       Х.И. Шихгереев.

2-3618/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Хасавюрта
Ответчики
исламдибиров Зайнудин Гаджибекович
Другие
Кавказское управление Ростехнадзора
ОНД по г.Хасавюрту ГУ МЧС РФ по РД
ТО Роспотребнадзор по РД в г. Хасавюрт
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Шихгереев Ханмагомед Ибрагимович
Дело на сайте суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.06.2024Передача материалов судье
22.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее