Дело № 2а-415/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 года
с. Знаменское Омской области
Судья Знаменского районного суда Омской области Орел А.А., рассмотрев административное исковое заявление административного истца прокурора Знаменского района Омской области к административному ответчику администрации Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района, принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, прокурор Знаменского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, администрации Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017, проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, в обоснование которого указал, что прокуратурой района в октябре 2017 года проведена проверка соблюдения требований законов о противодействии коррупции, в ходе которой установлено что администрацией Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области в 2016 году, истекшем периоде 2017 года антикоррупционная экспертиза принимаемых муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась.
25.10.2017 прокуратурой района главе Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2016 год и за истекший период 2017 года ответчиком до настоящего времени не проведена, бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
На основании указанного просил, признать незаконным бездействие администрации Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района, принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017 незаконным, обязать администрацию Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017. Рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
Представитель административного ответчика, администрации Шуховского сельского поселения, Знаменского муниципального района Омской области о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление, в котором указал, что заявленные требования признает, против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не возражает.
Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу ч. 3, 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из основных мер профилактики коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Как следует из п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ.
Правительством Российской Федерации постановлением от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы и нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Как следует из выше указанного действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которых законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего административного иска установлено, что при проведении прокуратурой района проверки в 2016 году и в истекшем периоде 2017 года администрацией Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, в связи с чем, 25.10.2017 главе администрации Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов за 2016 год и за истекший период 2017 года ответчиком до настоящего времени не проведена.
Бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявлении подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.291-294 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017 незаконным, обязать администрацию Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области принятых в период с 01.01.2016 по 25.10.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Знаменский районный суд Омской области в течение 15 дней.
Судья А.А. Орел
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2017 года.