Решение по делу № 33-9079/2024 от 11.04.2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 г.                                                г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего                        О.В. Лахиной

судей                                     О.В. Алексеенко

                                    И.С. Гадиева

при секретаре                                Р.В. Каюмове

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора гор. Стерлитамак Республики Башкортостан, в интересах Захаровой М.С. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак о возмещении расходов,

по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Лахиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

и.о. прокурора гор. Стерлитамак РБ, в интересах Захаровой Милославы Сергеевны, ... года рождения, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству здравоохранения РБ, ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак о возмещении расходов.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой           г. Стерлитамак по обращению Захаровой А.В. проведена проверка исполнения требований законодательства о лекарственном обеспечении. 30 июня 2023 г. ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак Захаровой М.С. выписан рецепт на лекарственный препарат Адалимубаб по 20 мг. подкожно, 1 раз в 2 недели – 3 упаковки. Рецепт находится в отсроченном обслуживании. Исходя из представленной информации ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак от 12 июля 2023 г., ребенок препарат в 2023 г. не получал, что ставит жизнь и здоровье несовершеннолетней под угрозу. В целях обеспечения ребенка лекарственным препаратом, законным представителем несовершеннолетней Захаровой А.В. за счет собственных средств приобретено 3 упаковки препарата «Хумира» на сумму 90000,00 рублей. 13 июля 2023 г. в Прокуратуру г. Стерлитамак поступило обращение Захаровой А.В. о том, что ее дочь Захарова М.С., ... года рождения, не получает препарат «Хумира», в котором она остро нуждается в связи с заболеванием. Согласно выписки из протокола заседания врачебной комиссии №356 от 19 сентября 2023 г., учитывая обострение суставного синдрома на фоне проводимой терапии Адалимубабом, рекомендовано для предотвращения прогрессирования костно – хрящевой диструкции, инвалидизации пациента провести смену терапии на генно – инженерный биологический препарат из группы ингибиторов ФНО А-гомимумаб в сочетании с Метотрексаном. Голимубаб 30 мг. 1 раз в 4 недели подкожно. Данный препарат назначен по жизненным показаниям, отмене и замене не подлежит. Несовершеннолетняя Захарова М.С. нуждается в 13 упаковках препарата «Голимубаб» ежегодно.

Просили суд взыскать с ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак, Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Захаровой А.В. денежные средства в размере 60000,00 рублей, в пользу Захарова С.Р. – 30000,00 рублей.

Определением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2023 г. производство по данному гражданскому делу прекращено в части требований и.о. прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан в интересах Захаровой Милославы Сергеевны, ... года рождения, к Министерству здравоохранения РБ, ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак об обязании обеспечить бесперебойное получение Захаровой Милославой Сергеевной, ... года рождения, зарегистрированной по адресу: адрес лекарственного препарата – Голимубаб 30 мг. Раствор для подкожного введения в количестве 13 упаковок в год – прекратить, в связи с отказом истца Захаровой А.В. от исковых требований в данной части.

Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2023 г. постановлено:

«исковые требования и.о. прокурора гор. Стерлитамак Республики Башкортостан Горбунова Е.С. в интересах Захаровой Милославы Сергеевны, ... года рождения к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ Республики Башкортостан Детская больница г. Стерлитамак о возмещении расходов – удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019, ОГРН 1030203920856, КПП 027401001) в пользу Захаровой Александры Васильевны (паспорт ..., выдан дата Отделом УФМС России по Республике Башкортостан в городе Стерлитамак, код подразделения 020-024) понесенные расходы на приобретение лекарственных средств в размере 60 000 руб.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан(ИНН 0274029019, ОГРН 1030203920856, КПП 027401001) в пользу Захарова Сергея Родионовича (СНИЛС: ...) понесенные расходы на приобретение лекарственных препаратов в размере 30 000 руб.

Решение суда обратить к немедленному исполнению».

В апелляционной жалобе представитель Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан организует медицинскую помощь населению, в том числе лекарственное обеспечение, но не является непосредственным исполнителем медицинской помощи и не осуществляет выдачу населению лекарственных препаратов, неправомочно оказывать медицинскую помощь, осуществлять закуп и выдачу лекарственных препаратов. Решение суда о возложении на Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан обязанности бесперебойно обеспечивать пациента лекарственными препаратами противоречит полномочиям Минздрава Республики Башкортостан, поскольку исполнителем услуги по обеспечению граждан лекарственными препаратами является аптечная организация. Отоваривание рецептурного бланка не день в день, не является нарушением прав истца на льготное обеспечение. Судом не дана надлежащая оценка наличию вины Минздрава Республики Башкортостан в необеспечении истца лекарственными препаратами. Основания для взыскания денежных средств отсутствуют, поскольку право на лекарственное обеспечение реализуется на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи, утвержденных Министерством Здравоохранения Российской Федерации, для вынесения решения о необходимости назначения препарата по рекомендации врача требует предварительное заключение врачебной комиссии, за счет средств бюджета приобретаются препараты указанные в перечне жизненно необходимых и важнейших, лекарственные препараты не включенные в перечень могут быть отпущены в аптечных организациях без рецепта врача – специалиста за средства граждан, в случае их самостоятельного приобретения, в связи с чем, требования о возмещении расходов являются неправомочными. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия решений врачебной комиссии и уведомлений Росздравнадзора о наличии аллергических реакций на лекарственный препарат, который необходим для назначения по торговому наименованию. Немедленное исполнение решения суда невозможно, ввиду наличия требований закона, предусматривающих обязательную процедуру закупки.

Судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, предметом проверки судебной коллегии является законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав прокурора Фазылову Л.Р., Захарову М.С., представителя Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан, представителя ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетняя Захарова М.С. ... г.р. состоит на диспансерном учете в ДПО №1 ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак с диагнозом «...».

Согласно справке серия МСЭ-2022 № 0686860, выданной Бюро № 34 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» от 24 ноября 2022 г., Захарова М.С. является ребёнком-инвалидом, инвалидность была установлена по 1 ноября 2023 г. (л.д. 43).

Согласно выписного эпикриза из истории болезни № 4807/23, выданного ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей», Захарова М.С. пребывала в указанном учреждении в период времени с 22 марта 2023 г. по 28 марта 2023 г. По жизненным показаниям ей рекомендовано продолжить терапию генно – инженерным биологическим препаратом далимубаб в дозе 40 мг\введение (0,4 мл) подкожно 1 раз каждые две недели по месту жительства в амбулаторно – поликлинических условиях длительно, в течение как минимум 2-х лет (2023 – 2025гг.). Следующее введение препарата 10 апреля 2023 г. Препарат замене или отмене не подлежит. В случае отмены препарата высок риск развития тяжелого обострения заболевания (л.д. 70).

Как следует из выписки из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак по назначению лекарственных препаратов по жизненным показаниям № 123 от 30 марта 2023 г. врачебной комиссией принято решение о содействии индивидуального закупа лекарственного препарата Адалимубаб в виде раствора для подкожного введения 40 мг/0,4 мл, шприц одноразовый № 2 – 13 упаковок (л.д. 13).

Согласно информации, предоставленной ГБУЗ РБ ДБ г. Стерлитамак 12 июля 2023 г., рецепты на приобретение препарата Адалимубаб выписаны 30 июня 2023 г. на три упаковки (находится на отсроченном обслуживании) и 17 июля 2023 г. – 1 упаковка (отоварен 20 июля 2023 г.). Потребность препарата – 13 упаковок в год (л.д. 12, 115 оборот).

По результатам прокурорской проверки установлено, что рецепты на вышеуказанный препарат в необходимом количестве не выписывались, следовательно, он в нужном объеме не выдавался.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан денежных средств, суд первой инстанции исходил из того, что у Захаровой М.С. имеется заболевание, в связи с наличием которого она по жизненным показаниям нуждается в постоянном и длительном обеспечении лекарственным препаратом Адалимубаб; Министерством здравоохранения Республики Башкортостан не представлено доказательств обеспечения ребенка-инвалида лекарственным препаратом, промедление в обеспечении которым нарушает право Захаровой М.С. на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, она должна получать квалифицированную медицинскую помощь, необходимые лекарственные средства в соответствии с рекомендациями врачей.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В период спорных отношений по вопросу обеспечения Захаровой М.С. лекарственным препаратом действовала утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при болезнях костно – мышечной системы и соединительной ткани.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан                              от 23 декабря 2021 г. № 702 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе 4 данной Программы указано, что в рамках Программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования в ее базовой части оказываются следующие виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, в случаях болезни эндокринной системы.

Оговорено, что оказание медицинской помощи в рамках Программы осуществляется на основе стандартов медицинской помощи в соответствии с условиями и порядками оказания медицинской помощи по ее видам, утвержденными в установленном порядке.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В силу пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона                                 «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. №310 – далее Положение).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения).

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет ведомственный контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности подведомственных Министерству медицинских и фармацевтических организаций посредством осуществления полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (пункт 3.7 Положения), осуществляет в установленном порядке ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также внутренний финансовый контроль (пункт 3.9 Положения).

На Министерство возложены полномочия:

по осуществлению организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пп.2 пункта 4.2 Положения);

разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан, включающей программу обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан (пп.3 пункта 4.2 Положения);

создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пп.6 пункта 4.2 Положения);

координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пп.11 пункта 4.2 Положения);

осуществление полномочий оператора информационных систем в сфере здравоохранения (пп.21 пункта 4.2 Положения).

Установлено обеспечение Захаровой М.С. 1 упаковкой препарата «Адалимубаб» (Хумира) по рецепту от 17 июля 2023 г., который отоварен 20 июля 2023 г.

При таких обстоятельствах, Захаровой А.В. (мать) и Захаровым С.Р. (отец) названный препарат приобретался за счет собственных средств, в том числе, полученных в долг по расписке от Рахимкуловой Г.З., что подтверждается платежными документами и распиской (л.д. 26-28, 109) на общую сумму 90000,00 рублей:

-20 мая 2023 г. – на сумму 30000,00 рублей;

-12 июня 2023 г. – на сумму 30000,00 рублей;

-14 июля 2023 г. – на сумму 30000,00 рублей.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что именно в результате бездействия Министерства здравоохранения РБ, не предпринявшего достаточные и своевременные меры для организации бесплатного обеспечения лекарственным препаратом ребенка Захаровой М.С., её законные представители в лице матери Захаровой А.В. и отца Захарова С.Р., понесли убытки, вызванные необходимостью приобретения лекарственного препарата за свой счет.

При этом, судебная коллегия отклоняет довод Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан о наличии вины ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак в не выписке рецептов в период с 30 марта 2023 г. по 29 июня 2023 года исходя из нижеследующего.

Захарова М.С. является ребенком инвалидом с 2020 г.

На 2022 и 2023 годы ГБУЗ РБ Детская больница г. Стерлитамак в Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан отправлялись заявки на закупку препарата «Адалимубаб».

В указанный период рецепты не выписывались в связи с отсутствием препарата в аптечной сети, доказательств обратного Министерством здравоохранения Республики Башкортостан не представлено.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан, в обоснование причины отсутствия препарата пояснила, что министерством была оформлена закупка препарата «Адалимубаб» под наименованием «Хумира», дозировка которого составляет 100 мг/мл. и который является взаимозаменяемым лекарственным препаратом. Между тем, решением от 3 марта 2023 г. № ТО002/06/106-339/2023 Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан установило в действиях Министерства здравоохранения Республики Башкортостан нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, поскольку в описании объекта закупки заказчика отсутствует указание на возможность поставки лекарственного препарата в эквивалентной дозировке.

Таким образом, установлено несвоевременное поступление лекарственного препарата в аптечную сеть, обусловленное, длительностью проведения закупок осуществляемых Министерством здравоохранения Республики Башкортостан в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что отнесено региональным законодателем к государственной функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по ведомственной принадлежности.

Доводы жалобы о несоблюдении медицинской организацией процедуры подачи заявки на указанные препараты не могут быть приняты во внимание. Нуждаемость Захаровой М.С. в лекарственном препарате определена решением врачебной комиссии. Спор между больницей и Министерством здравоохранения Республики Башкортостан по выполнению регламента взаимодействия не рассматривается в настоящее время и эти доводы не могут повлечь нарушение прав на обеспечение необходимыми лекарственным препаратом.

Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности бесперебойно обеспечивать пациента лекарственным препаратом судебной коллегией отклоняется, поскольку решение судом первой инстанции по названным требованиям не принималось.

Между тем, заслуживающим внимания судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы о необоснованном приведении решения суда к немедленному исполнению.

Согласно статье 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе (статья 211 ГПК РФ).

Как указано в части 1 статьи 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Судебная коллегия не находит оснований для применения положений статьи 212 ГПК РФ об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку доказательств выявления фактов причинения значительного ущерба жизни и здоровью граждан, либо доказательств невозможности исполнения решения суда в материалы дела не представлено.

Более того, ходатайства о приведении решения суда к немедленному исполнению стороной истца заявлено не было.

Таким образом, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 15 декабря 2023 г. отменить в части обращения решения суда к немедленному исполнению.

В остальной части то же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Здравоохранения Республики Башкортостан без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан изготовлено 20 мая 2024 г.

33-9079/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заплахов С.Р.
Захарова Александра Васильевна
Прокуратура г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Захарова Милослава Сергеевна
Ответчики
ГБУЗ РБ Детская больница г.Стерлитамак
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Лахина Ольга Владиславовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
12.04.2024Передача дела судье
02.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
24.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Передано в экспедицию
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее