Решение по делу № 2-2506/2023 от 03.05.2023

Гр.дело

УИД

РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                ДД.ММ.ГГГГ     г.Чехов

    Чеховский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи      Трифаненковой А.В.,

    при секретаре                                   ФИО4,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию коммунальных услуг по электроснабжению, компенсации морального вреда,

установил

Истец, ФИО2, с учетом имеющихся уточнений, обратилась в суд с к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию коммунальных услуг по электроснабжению, компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что ФИО2 является неработающим пенсионером по старости, инвалидом 3 группы, по состоянию здоровья преимущественно проживает в жилом доме с КН , расположенном по адресу: <адрес> Жилой дом электрифицирован, поставка электроэнергии осуществляется на основании договора с АО «Мосэнергосбыт». С целью реализации своих прав на получение компенсации расходов на оплаченную электроэнергию, истец обратилась в Министерство социального развития Московской области, однако ей (истцу) было разъяснено, что основным условием предоставления в Московской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Московской области, является наличие места жительства в Московской области, при этом она фактически проживает на территории Московской области.

Истец, ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена.

Представитель истца, по доверенности ФИО5, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика, по доверенности, ФИО6, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, указанным в письменном отзыве.

Третье лицо, представитель СНТ «Заречье», в судебное заседание не явился, извещен.

    Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

    Кроме того, в соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации № 5242-1 в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации № 5242-1).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    Как усматривается из материалов дела, истец ФИО2 является неработающим пенсионером по старости, инвалидом 3 группы /л.д.15/.

    В соответствии с ответом Окружного управления социального развития Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, основным условием предоставления в Московской области мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Московской области, является наличие места жительства в Московской области, удостоверенное отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства, либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста /л.д.12/.

    Согласно ответа Министерства социального развития Московской области на заявление ФИО5( представителя истца), компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется отдельным категория граждан, в том числе инвалидам, только при наличии регистрации по месту жительства. Право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг как инвалид ФИО2 может получить по месту регистрации в г. Москве /л.д.13-14/.

    Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

    Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был дополнен статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

    Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

    Согласно пп.49 ч.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее -Закон № 414-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц. проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

    Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки в Московской области регулируется Законом Московской области от 23.03.2006 г. № 36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» и постановлением Правительства МО от 29.03.2022 N 299/12 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области".

    Пунктом 1 постановления Правительства Московской области N 299/12 установлено, что Порядок определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям, имеющим место жительства в Московской области.

    В силу пункта 2 постановления Правительства Московской области N 299/12 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя.

    В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Московской области N 299/12 в рамках межведомственного информационного взаимодействия в автоматическом режиме запрашиваются документы (сведения), необходимые для назначения компенсации, в том числе о месте жительства получателя в Московской области и количестве лиц, зарегистрированных совместно с получателем по месту его жительства в Московской области, - в МВД России.

    Из пояснений представителя ответчика следует, что сведения о предоставлении мер социальной поддержки Министерством в государственные информационные системы Министерства, в отношении ФИО2 не поступали. В системе ЕАИС МО ФИО2 не значится. Представителем истца вышеуказанное обстоятельство не оспаривается.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06. 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Место пребывания - жилое помещение, которое не является местом жительства гражданина РФ, в котором он проживает временно.

Согласно п. 18 постановлению Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" место жительства удостоверяется отметкой в паспорте.

    В силу постановления Правительства Московской области от 04.08.2015 N 642/29 "О Положении о Министерстве социального развития Московской области" у Министерства отсутствуют полномочия по установлению юридических фактов в соответствии с главой 28 ГПК РФ в части установления места жительства граждан в Московской области. Данными полномочиями наделен исключительно суд.

    Учитывая, что реализация гражданами прав на меры социальной поддержки, предполагает расходование денежных средств конкретного субъекта РФ, законодатель вправе предусматривать определённые организационно-учётные правила, способствующие, с одной стороны, беспрепятственной реализации гражданами прав на меры социальной поддержки, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данными правами, в частности - путём их реализации не только по месту жительства.

    В соответствии с выпиской из ЕГРН, жилой дом с КН , расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО2

    При этом, стоить отметить, что право собственности на помещение не предполагает, что данное помещение является местом жительства гражданина, тем более, что законодательством не ограничено количество имущества, которое может находиться в собственности граждан.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П отсутствие регистрации по месту жительства применительно к конкретным правам и конкретным обстоятельствам может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, и, в конечном счете, воспрепятствовать созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, на которое направлена политика РФ как социального государства (ст. 7 ч. 1 Конституции РФ).

Согласно постановлению Правительства Московской области N 299/12, право на реализацию получении компенсации определяет ответчик - Министерство социального развития Московской области, либо на основании сведений, поступивших в государственную информационную систему, либо на основании заявления, поданного в установленном законом порядке и пакета документов, в соответствии с п. 4 и 13 постановления Правительства Московской области согласно N 299/12.

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Также статьей 7.3 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрено предоставление государственных услуг в упреждающем (проактивном) режиме.

Однако согласно пункту 2 статьи 7.3 Федерального закона N 210-ФЗ случаи и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг в упреждающем (проактивном) режиме устанавливаются административным регламентом.

Так согласно пункту 13 постановления Правительства Московской области согласно N 299/12 Заявление может быть подано с использованием ЕПГУ или РПГУ, а также в иных формах по выбору получателя (представителя) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" независимо от места жительства получателя на территории Московской области.

В судебном заседании установлено, что истцом не был соблюден заявительный порядок, предусмотренный для назначения компенсации за жилое помещение и коммунальные услуги в Московской области, то есть заявление в установленном законом порядке ФИО2 не подавалось, что не оспаривалось стороной истца.

Законодателем прямо указано, что компенсация за коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию, предоставляется гражданам в размере 50% от установленных нормативов потребления, а не от фактически понесенных затрат.

Инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%, в частности (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ; ч. 13 ст. 17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ): на плату за холодную и горячую воду и электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД), а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД независимо от вида жилищного фонда;плату за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг согласно показаниям приборов учета, но не более утвержденных нормативов потребления. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов их потребления; оплату стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах без центрального отопления.

Постановление Правительства Московской области N 299/12 определяет условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе за наем или за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) (далее - меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг), установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области

Таким образом, исходя из приведенных нормативных актов гражданам, имеющим статус «инвалид» предоставляется единая льгота по оплате коммунальных услуг, включающая в себя компенсацию стоимости всех потребляемых услуг по месту жительства. Электроэнергия является одной из потребляемых коммунальных услуг, и по ее оплате отдельно льгот законом не предусмотрено, равно как и право получателя на выбор видов коммунальных услуг, за оплату которых им могут быть получены компенсации по разным адресам.

    Таким образом, учитывая установленные судом обстоятельства и вышеприведенные нормы закона, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО2 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд -

РЕШИЛ:

        В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить ежемесячную компенсацию коммунальных услуг по электроснабжению, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2506/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Имень Галина Евгеньевна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Другие
СНТ "Заречье"
Суд
Чеховский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
chehov.mo.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
05.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.06.2023Предварительное судебное заседание
28.06.2023Предварительное судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее