Дело № 2-2087/2024
УИД 22RS0015-01-2024-002624-31
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 3 июля 2024 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Полянской Т.Г.,
при секретаре Чесноковой Т.А.,
с участием истца Першина А.И.,
представителя ответчика Мальцева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Першина Александра Ивановича к ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» о признании действий незаконными, возложении обязанностей, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Першин А.И. обратился в суд с иском к ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» в котором с учетом уточнения просит:
-признать незаконными действия ответчика в части применения накопительной платы на текущий ремонт в размере 7 руб. с 1 кв.м площади, по начислению и выставлению к оплате денежных средств в платежных документах на имя Першина А.И. по лицевому счету 33043 по основанию «накопительные средства на текущий ремонт»,
-обязать ответчика в течение 5 календарных дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем возложения обязанностей:
производить начисление платы за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее МКД) по адресу: АДРЕС, в размере 12,50 руб. за 1 кв.м в месяц в соответствии с решением, принятым общим собранием собственников (протокол общего собрания собственников помещений в МКД от ДАТА) и договором управления многоквартирным домом,
прекратить начисление и выставление к оплате денежных средств в платежных документах на имя Першина А.И. по основанию «накопительные средства на текущий ремонт» в размере 7 руб. с 1 кв.м площади жилого помещения,
списать в полном объеме текущую задолженность собственника Першина А.И. по основанию «накопительные средства на текущий ремонт» перед ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ», в том числе и платежной системе «город»,
-возложить на ответчика обязанность предоставить Першину А.И. надлежащим образом заверенную копию действующего договора управления многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, в течение 5 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда,
-взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 3 000 руб., штраф в сумме 1 500 руб., а также почтовые расходы по направлению копии иска ответчику в сумме 87,50 руб., расходы по оплате юридических услуг в сумме 5 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником АДРЕС в АДРЕС края. Управляющей организацией данного дома является ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ», до изменения наименования ООО «ЖЭУ НОМЕР».
В нарушение действующего законодательства управляющая организация в платежных документах на имя истца стала выставлять к оплате денежные средства по основанию «накопительные средства на текущий ремонт», по тарифу 7 руб. за 1 кв.м. начисляется 308 руб., на ДАТА к оплате выставлена сумма 3 696 руб.
Действующим законодательством и договором управления МКД от ДАТА, опубликованном на сайте ГИС ЖКХ, не предусмотрено установление платы за текущий ремонт общедомового имущества МКД в качестве отдельного и самостоятельного платежа. Установление ответчиком данной дополнительной платы является односторонним изменением условий договора управления МКД.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от ДАТА принято решение об утверждении платы за содержание жилого помещения в размере 12,50 руб. с 1 кв.м. площади и накопительной платы за текущий ремонт в размере 7 руб. с 1 кв.м. площади, расходовании средств на текущий ремонт по решению Совета дома.
Истцом оспаривается накопительная плата на текущий ремонт в размере 7 руб. за 1 кв.м. площади. В соответствии с п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания, противоречит основам правопорядка или нравственности.
В части установления платы за текущий ремонт ОИ МКД в качестве самостоятельного платежа решение общего собрания принято по вопросу, не относящемуся к компетенции общего собрания, и обладает признаками ничтожности. Данный вопрос отнесен к полномочиям органов государственной власти в области жилищных правоотношений. Недействительное решение собрание оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В судебном заседании ДАТА представителем ответчика истцу передан договор управления многоквартирным домом, который на сайте ГИС ЖКХ не размещен, собственниками помещений на общем собрании не обсуждался и не утверждался, решение не принималось. Данный договор по своему содержанию отличается от договора управления МКД от ДАТА и содержит в новой редакции подавляющее большинство пунктов. Таким образом, истцу передан новый договор, в котором изменены существенные условия договора. Так п. 2.2 дополнен «… за исключением работ по проведению текущего ремонта. Проведение текущего ремонта осуществляется на основании решений общих собраний собственников с определением перечня работ, размера и источника финансирования».
Действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Истец Першин А.И. в судебном заседании требования поддерживает по тем же основаниям, также пояснив, что решение общего собрания не может изменить структуру платы за жилое помещение, это полномочия Правительства РФ, поэтому решение об утверждении спорной платы ничтожно. Решением общего собрания данная плата должна была быть утверждена с учетом 7 руб., без ее выделения в самостоятельную плату. На сайте ГИС ЖКХ размещен договор управления МКД, который соответствует принятому общим собранием собственников помещений МКД, и отличается от договора, представленного ему в судебном заседании.
Представитель ответчика ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» Мальцев С.А. в судебном заседании против требования возражает, пояснив, что управляющая компания требования жилищного законодательства не нарушала, решением общего собрания собственников помещений МКД спорная плата утверждена, они его исполняют. Начисление платы за содержание помещения в размере 12,5 руб. за 1 кв.м компания производит, у истца имеется задолженность по оплате накопительных средств на текущий ремонт. Ответчик не имеет отношения к платежной системе «город», требования о списании задолженности истца в данной системе исполнить не может. Договор управления МКД размещен на портале ГИС ЖКХ, также вручен истцу в судебном заседании.
Представитель Управления Роспотребнадзора по АДРЕС в лице ТО Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по АДРЕС в АДРЕС, Косихинском, Первомайском, Тальменском и АДРЕСх в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав истца, представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Першин А.И. является собственником АДРЕС, площадью 44,7 кв.м, расположенной по адресу: АДРЕС.
Управляющей организацией данного многоквартирного дома является ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» (до изменения наименования ООО «ЖЭУ НОМЕР»), что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от ДАТА. Согласно протоколу на этом же собрании был утвержден проект договора управления на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по АДРЕС в АДРЕС, оформленном протоколом НОМЕР от ДАТА, утверждена плата за содержание жилого помещения в размере 12,50 руб. с 1 кв.м площади и накопительная плата на текущий ремонт в размере 7 руб. с 1 кв.м площади. При этом решено, что расходование средств на текущий ремонт осуществляется по решению Совета дома.
Управляющей организацией ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» в платежных документах в отношении собственника жилого помещения Першина А.И. в ДАТА ежемесячно к оплате за жилищные услуги выставлялись плата за содержание жилого помещения площадью 44 кв.м, в размере 12,17 кв.м за 1 кв.м, а всего 535,48 руб., и плата- накопительные средства на текущий ремонт в размере 7 руб. за 1 кв.м, а всего 308 руб.
Согласно лицевому счету 33043 в отношении Першина А.И., по состоянию на ДАТА, задолженность по оплате накопительных средств на текущий ремонт составляет 4 004 руб.
Оспаривая начисление управляющей организацией накопительных средств на текущий ремонт, истец утверждает, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома изменена структура платы за жилое помещение, что входит в полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений, поэтому решение об этом ничтожно, установление данной платы договором МКД не предусмотрено и является односторонним изменением условий договора управляющей организацией.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно пункту 2 этой же статьи, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 этой статьи, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с п.п. 4.1, 4.2 п. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Согласно п. 1 ст. 161.1 ЖК РФ, в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Подпунктами 1, 7 п. 5 ст. 161.1 ЖК РФ установлено, что совет многоквартирного дома: обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В пунктах 9, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы.
В силу пунктов 1, 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно п. 29 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в соответствии с положениями статей 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, за исключением случаев, когда плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества, предусмотренных пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Из вышеуказанных норм и разъяснений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения (всех ее составных частей) для собственников на законодательном уровне определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления управляющей организацией, путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества. Из решения внеочередного общего собрания собственников помещений МКД от ДАТА №1 следует, что данным решением утвержден размер платы за содержание общего имущества в сумме 12,50 руб. за 1 кв.м и за текущий ремонт общего имущества в сумме 7 руб. за 1 кв.м, что не является изменением структуры платы за содержание жилого помещения, а спорная накопительная плата за текущий ремонт является составной частью платы за содержание жилого помещения. Утверждение платы за содержание жилого помещения относится к компетенции общего собрания собственников помещений МКД.
При таких обстоятельствах, оснований для признания данного решения общего собрания собственников помещений МКД не усматривается.
Кроме того, на внеочередном общем собрании собственником помещений МКД в соответствии со ст. 44 ЖК РФ принято решение о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Протоколом заседания совета многоквартирного АДРЕС в АДРЕС в июне 2024 года принято решение о проведении текущего ремонта за счет накопительной части платы на текущий ремонт.
При установленных обстоятельствах, суд не усматривает незаконность действий управляющей организации ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» по начислению и выставлению к оплате истцом накопительной платы на текущий ремонт, следовательно, не имеется оснований для возложения на ответчика обязанностей по устранению нарушений, предложенными истцом способами.
ДАТА Першин А.И. обратился с заявлением в ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» о предоставлении ему, в том числе, надлежащим образом заверенной копии договора управления многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС, ответа на которое не последовало.
Согласно п. 2.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Судом установлено, что договор управления многоквартирным домом НОМЕР по АДРЕС в АДРЕС от ДАТА размещена портале ГИС ЖКХ (dom.qosusluqi.ru), что подтверждается информацией с данного портала.
Управляющая организация не обязана предоставлять договор управления многоквартирным домом собственнику помещения по его запросу, а обязана размещать его в системе ГИС ЖКХ, при этом вид информации и порядок ее размещения в системе ГИС ЖКХ установлены приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от ДАТА "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Также в ходе судебного разбирательства представитель ответчика вручил истцу данный договор.
Доводы истца о том, что ответчик обязан предоставить по запросу истца копию договора управления многоквартирным домом, является не состоятельной, и противоречит нормам законодательства Российской Федерации.
В связи с чем, суд не усматривает оснований для возложения на управляющую компанию представить истцу действующий договор управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 ("О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку судом не установлены нарушения прав истца управляющей организацией, оснований для взыскания компенсации морального вреда, а также штрафа не имеется, требования об этом не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ ввиду отказа в удовлетворении исковых требований судебные расходы истца с ответчика взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Першина Александра Ивановича (<данные изъяты>) к ООО «ЛЕВОБЕРЕЖНОЕ» (ОГРН 11322080007264) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Т.Г. Полянская
Мотивированное решение составлено 8 июля 2024 года.