Дело № 2-1329/2023 27 февраля 2023 года
29RS0014-01-2022-006369-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Селезневой Н. Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании факта нахождения на иждивении, назначении пенсии,
установил:
Селезнева Н.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о признании факта нахождения на иждивении умершего отца – Селезнева Л.В., назначении пенсии по случаю потери кормильца с 05 февраля 2021 года.
Требования мотивировала тем, что является инвалидом второй группы, состоит на учете в ПНД, в период с 19 октября 1999 года по 05 февраля 2021 года находилась на иждивении отца – Селезнева Л.В. Имеющиеся у истца симптомы заболевания и принимаемые лекарственные препараты не позволяют ей трудоустроиться. Нахождение на иждивении отца подтверждается справкой с места жительства и показаниями свидетелей. Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с заявленными требованиями.
Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по аналогичным основаниям. Истец пояснила, что инвалидность впервые была ей установлена в 26 лет, до этого она проходила лечение в 15 лет, затем лежала в больнице.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатных (пенсионных) дел Селезневой Н.Л. <№> и Селезнева Л.В. <№>, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Селезнев Л.В., умерший <Дата>, являлся отцом истца Селезневой Н.Л., <Дата> года рождения.
21 июня 2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлениями о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Решением пенсионного органа от 29 июня 2021 года <№> истцу было отказано в установлении пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием права.
Считая это решение незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В силу пункта 1 части 2 этой же статьи закона к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
На основании части 3 и части 4 той же статьи закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой погибшим, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, для признания факта нахождения на иждивении необходимо установление одновременно двух условий: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица.
В соответствии с пунктом 82 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 36 данного Перечня, для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы: а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
В силу положений п. 37 указанного Перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы: а) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (пункт 3 статьи 8, статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) подтверждающие период нахождения умершего (умершей) пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании отчима (мачехи) (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 9 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); в) подтверждающие, что пасынок (падчерица) находился (находилась) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи) (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 9 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); д) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 5 статьи 7.1, подпункт 1 пункта 3 статьи 8, подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); ж) подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, и не работает (подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); и) подтверждающие, что дети, братья, сестры умершего кормильца, за которыми осуществляется уход, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению (подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); к) о смерти второго родителя (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); л) о том, что гражданин является инвалидом (подпункты 1, 3, 5 пункта 3 статьи 8, подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); м) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"); н) о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан (пункт 5 статьи 15, пункт 4 статьи 17, пункт 7 статьи 17.1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Судом установлено, что впервые Селезневой Н.Л. инвалидность (вторая группа по общему заболеванию) была установлена 19 октября 1999 года, когда истцу было 27 лет, при этом указано, что истец может работать на дому.
Из материалов пенсионного дела истца следует, что до установления ей инвалидность, в частности в 1992-1994 годах, истец была трудоустроена.
С 19 октября 1999 года Селезнева Н.Л. является получателем пенсии по инвалидности. Размер страховой пенсии истца в 2021 году составлял 9 289 руб. 90 коп., размер ЕДВ инвалидам – 2 919 руб. 02 коп.
Отец истца на момент смерти являлся получателем страховой пенсии по старости и инвалидом первой группы, трудоустроен не был. Размер пенсии Селезнева Л.В. на момент смерти составлял 32 607 руб. 75 коп.
Из материалов дела следует, что с марта 1982 года по день смерти Селезнева Л.В. он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г.Архангельск, ... вместе с истцом.
Исходя из вышеуказанных положений Закона № 400-ФЗ, для установления страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимо наличие одновременно двух предусмотренных законом условий: отнесение истца к числу перечисленных в законе нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца и нахождение ее на его иждивении.
Вместе с тем, в данном случае истец не относится к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца (Селезнева Л.В.) по смыслу ч. 2 ст. 10 Закона № 400-ФЗ, поскольку стала инвалидом после достижения ею возраста 18 лет.
Таким образом, ввиду отсутствия одного из предусмотренных законом обязательных условий, правовых оснований для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца – Селезнева Л.В. не имеется.
С учетом изложенного, факт нахождения истца на иждивении умершего отца на день его смерти не будет являться достаточным основанием для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. 265 и 267 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций; суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении; суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов; в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить этот факт в судебном порядке, а именно зависят ли от установления данного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность восстановления утраченных документов.
Вместе с тем, в данном случае установление факта нахождения истца на иждивении Селезнева Л.В. не повлечет за собой возникновения у истца права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем требования истца о признании данного факта не подлежат удовлетворению. При этом суд учитывается, что в ходе рассмотрения дела истец не ссылалась на необходимость установления данного факта для возникновения, изменения, прекращения иных личных или имущественных прав истца, кроме права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца Селезнева Л.В,
При таких обстоятельствах вынесенное ответчиком решение от 29 июня 2021 года является законным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Селезневой Н.Л. о признании факта нахождения на иждивении умершего отца – Селезнева Л.В., назначении пенсии по случаю потери кормильца с 05 февраля 2021 года надлежит отказать.
Поскольку решение суда состоялось в пользу ответчика, в силу положений ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы не подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Селезневой Н. Л. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о признании факта нахождения на иждивении, назначении пенсии отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова