УИД 22RS0015-01-2021-005359-23
Дело № 2а-3078/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 30.11.2021 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: судьи Барышникова Е.Н.,
при секретаре: Кауль Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миняевой Ю.А. к Администрации г.Новоалтайска Алтайского края о признании незаконным решения (действия) и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Миняева Ю.А. обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Администрации г.Новоалтайска Алтайского края, в котором (с учетом пояснений в судебном заседании) просит признать незаконным решение административного ответчика – постановление Администрации г.Новоалтайска Алтайского края от ДАТА НОМЕР об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по АДРЕС. Одновременно Миняева Ю.А. просит возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть ее заявление об утверждении схемы расположения земельного участка. Административный истец указывает на незаконность оспариваемого решения применительно к имеющимся в нем основаниям, поскольку сведения, с бесспорностью свидетельствующие о нахождении на всей территории испрашиваемого земельного участка газораспределительных сетей и охранных зон инженерной инфраструктуры, отсутствуют.
В судебном заседании Миняева Ю.А. на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям, при этом пояснила, что просит о признании незаконным решения административного ответчика - постановления Администрации г.Новоалтайска Алтайского края от ДАТА НОМЕР об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В судебном заседании представитель Администрации г.Новоалтайска Алтайского края Куксина А.Б. просила в удовлетворении административного иска отказать, указывая на частичное нахождение в рамках испрашиваемого земельного участка охранной зоны газопровода и, таким образом, наличие оснований к утверждению схемы расположения земельного участка.
Заинтересованные лица (комитет по жилищно-коммунальному и газовому хозяйству, энергетике, транспорту, строительству Администрации г.Новоалтайска, ООО «Газпром Газораспределение Барнаул», Миняева С.А.), их представители в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.
Выслушав позиции Миняевой Ю.А., Куксиной А.Б., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое постановление принято административным ответчиком ДАТА. Административное исковое заявление направлено в суд ДАТА, т.е. за пределами установленного законом срока. В судебном заседании Миняева Ю.А. какие-либо доводы, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, не привела, соответствующие ходатайства не заявляла, указав лишь на то, что не помнит о дате получения копии оспариваемого постановления. Вместе с тем, из ее пояснений в судебных заседаниях и материалов административного дела усматривается, что после принятия оспариваемого постановления Миняева Ю.А. обратилась в ООО «Газпром Газораспределение Барнаул» с заявлением по вопросу расположения сетей газораспределения и возможности размещения объектов капитального строительства. По данному заявлению ею получены ответы ООО «Газпром Газораспределение Барнаул» от ДАТА, от ДАТА, от ДАТА. Как следствие, о своих предположительно нарушенных правах Миняева Ю.А. в любом случае узнала не позднее ДАТА. После получения последнего ответа от ООО «Газпром Газораспределение Барнаул» до обращения в суд с административным иском прошло почти семь месяцев. В целом, по мнению суда, имеется самостоятельное основание к отказу в административном иске (пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)).
Помимо изложенного суд не усматривает наличия ранее приведенной совокупности условий для признания оспариваемого решения (постановления) незаконным в силу следующих причин.
Как следует из материалов административного дела, Миняева Ю.А. (будучи сособственником земельного участка с кадастровым НОМЕР, расположенного по АДРЕС) ДАТА обратилась в Администрацию г.Новоалтайска с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка.
Постановлением Администрации г.Новоалтайска от ДАТА НОМЕР Миняевой Ю.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале НОМЕР (перераспределение земельного участка Миняевой Ю.А. и земель государственной собственности площадью 627 кв.м), поскольку: схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам; на испрашиваемом земельном участке расположено сооружение, находящееся в собственности других граждан; испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне газораспределительных сетей, в которой запрещается строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
При этом приведено нормативное обоснование принятого решения – пункт 4 статьи 11.9, подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценка законности оспариваемого постановления предполагает проверку законности ранее приведенных оснований его принятия.
Суд полагает, что ссылка административного ответчика в обоснование принятого решения на подпункт 3 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не обоснована, поскольку в диспозиции соответствующей нормы речь идет об объектах, принадлежащих, в частности, другим гражданам. Из представленной в материалы административного дела копии дела межмуниципального Новоалтайского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю (НОМЕР) следует принадлежность находящихся на испрашиваемом в формате перераспределения земельном участке строений административному истцу. Данное обстоятельство стороной административного ответчика не оспаривается, напротив, признается. Следовательно, нахождение строений (сооружений), принадлежащих Меняевой Ю.А., на испрашиваемом земельном участке не является препятствием к утверждению схемы расположения земельного участка в целях последующего заключения соглашения о перераспределении. Вместе с тем, данное обстоятельство не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным в силу наличия иных оснований для его принятия и отсутствия нарушения прав административного истца.
Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом, так и часть, необходимая для его использования.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 года №762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
На основании пункта 4 данного Приказа, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Земельным кодексом Российской Федерации определены цели установления зон с особыми условиями использования территорий, их виды (пункт 1 статьи 104, статья 105), при этом в границах таких зон устанавливаются ограничения использования земельных участков (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации утверждает положение о каждом виде зон с особыми условиями использования территорий, в котором должны быть определены, в том числе, возможные ограничения использования земельных участков, за исключением случаев, когда перечень таких ограничений установлен федеральным законом (пункт 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года №878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей, в соответствии с которыми:
"охранная зона газораспределительной сети" - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения;
в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой;
для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны, в том числе, вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода; вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны;
на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, в том числе, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Далее, в силу части 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости (применительно к территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, такие сведения отсутствуют, что признано всеми лицами, участвующими в административном деле), если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9 статьи 26 Федерального закона №342-ФЗ).
Сведениями публичной кадастровой карты подтверждается частичное расположение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне газопровода (левая часть испрашиваемого земельного участка по отношению к улице Магистральная). Непосредственно сам административный истец Миняева Ю.А. в судебном заседании признала данное обстоятельство. Суд учитывает, что кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (статья 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Таким образом, в материалах административного дела имеются доказательства, достоверно свидетельствующие о прохождении зон с особыми условиями использования территорий (охранной зоны газопровода с соответствующими ограничениями) в границах земельного участка, на который претендует административный истец.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Миняевой Ю.А. о признании незаконным постановления Администрации г.Новоалтайска от ДАТА НОМЕР «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка» и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Барышников
Мотивированное решение изготовлено 07.12.2021 года.