Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2024 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Грухиной Е.С.,
при секретаре Шалагиновой А.И.,
с участием помощника Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Пономарева Д.В.,
представителя Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области Малышевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4049/2024 (43RS0001-01-2024-004805-10) по иску Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах муниципального образования ЗАТО п. Первомайский Кировской области и неопределенного круга лиц к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» об обязании,
У С Т А Н О В И Л:
Кировский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах муниципального образования ЗАТО п. Первомайский Кировской области и неопределенного круга лиц обратился в суд к НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» об обязании, указав, что постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области». Осуществление полномочий регионального оператора Программы возложено на ответчика. Распоряжением Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области №13 от 04.02.2022 утвержден краткосрочный план реализации программы на 2023-2025 год. На 2024 год планом (в ред. От 18.04.2024) предусмотрен капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский Кировской области. До настоящего времени договор на выполнение указанного вида работ ответчиком не заключен. Ранее решением Юрьянского районного суда Кировской области от 15.03.2021 удовлетворены исковые требования прокуратуры об обязании ЗАТО Первомайский Кировской области в лице администрации ЗАТО Первомайский Кировской области организовать проведение обязательного мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное п.1.1 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 № 496, по установке линейных балансировочных вентилей и балансировке системы отопления многоквартирного дома № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский. В рамках исполнения судебного акта муниципалитетом, как основным собственником жилых помещений МКД, принято решение о проведении данных работ в ходе капитального ремонта системы теплоснабжения дома № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский. Краткосрочным планом реализации программы на 2023-2025 годы капитальный ремонт системы теплоснабжения вышеуказанного МКД изначально планировался на 2023 год. В связи с непринятием Фондом действенных мер по своевременному поиску подрядчика и заключению договора, в сентябре 2023 года собственники МКД были вынуждены инициировать перенос срока ремонта с 2023 на 2024 год, поскольку проведение капитального ремонта системы теплоснабжения дома в начавшийся отопительный период 2023-2024 повлекло бы приостановку теплоснабжения дома и нарушение прав и законных интересов его жильцов. Согласно информации ответчика, до настоящего времени принимаемые меры к поиску подрядных организаций результатов не принесли. Ответчик в течение длительного времени не исполняет возложенные на него обязанности по организации проведения работ по капитальному ремонту общего имущества названного МКД. Просит обязать ответчика обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения в многоквартирном доме по адресу: ЗАТО Первомайский Кировской области, ул. Советская, д. 8.
В судебном заседании помощник Кировского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Пономарев Д.В. исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, полагал возможным предоставить ответчику срок до 15.08.2025. Просил иск удовлетворить.
Представитель третьего лица Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области Малышева И.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, срок для проведения работ до 15.08.2025 считала корректным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, указав, что с исковыми требованиями не согласен, обратил внимание, что Фондом принимаются необходимые меры для организации ремонта многоквартирных домов, просил предоставить Фонду срок до 31.12.2025 для обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества МКД. Просил в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.
Протокольным определением Ленинского районного суда г. Кирова от 13.08.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГЖИ Кировской области.
Представитель третьего лица Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, ГЖИ Кировской области, третье лицо Рожкин А.Ю. в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В силу положений ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта РФ, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта РФ обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно положениям ст. ст. 178, 180, 182 ЖК РФ региональный оператор - это юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме фонда, и осуществляющее функции по подготовке многоквартирного дома к капитальному ремонту, подготовке проектной документации, привлечению подрядных организаций и заключению с ними от своего имени договоров на выполнение работ капитального характера, по контролю качества и сроков выполнения работ подрядными организациями, приемке выполненных работ, их оплате за счет средств, поступивших от собственников многоквартирного дома, а также выполняющее иные обязанности, предусмотренные законом.
Выполнение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме производится на основании региональной программы, утвержденной высшим исполнительным органом власти субъекта РФ для всех многоквартирных домов в конкретном субъекте РФ, за счет фонда капитального ремонта, формируемого путем перечисления собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующих взносов на счет регионального оператора (ст. ст. 168, 170, 174 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (региональный оператор) создан на основании распоряжения Правительства Кировской области от 26.08.2013 № 263 как некоммерческая организация в форме фонда в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области.
На территории Кировской области реализуется региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области», утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210.
В целях реализации Программы, распоряжением Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 04.02.2022 № 13 утвержден краткосрочный план реализации программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области на 2023-2025 год».
На 2024 год планом предусмотрен капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский Кировской области.
До настоящего времени договор на выполнение указанного вида работ Фондом не заключен.
Решением Юрьянского районного суда Кировской области от 15.03.2021 удовлетворены исковые требования прокуратуры об обязании закрытого административно-территориального образования Первомайский Кировской области в лице администрации ЗАТО Первомайский Кировской области организовать проведение обязательного мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренное п.1.1 Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 30.12.2010 № 496, по установке линейных балансировочных вентилей и балансировке системы отопления многоквартирного дома № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский.
В рамках исполнения судебного акта муниципалитетом, как основным собственником жилых помещений МКД, принято решение о проведении данных работ в ходе капитального ремонта системы теплоснабжения дома № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский.
Краткосрочным планом реализации Программы на 2023-2025 годы капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД № 8 по ул. Советской ЗАТО Первомайский изначально планировался на 2023 год.
В связи с непринятием Фондом действенных мер по своевременному поиску подрядчика и заключению договора, в сентябре 2023 года собственники МКД были вынуждены инициировать перенос срока ремонта с 2023 на 2024 год, поскольку проведение капитального ремонта системы теплоснабжения дома в начавшийся отопительный период 2023-2024 повлекло бы приостановку теплоснабжения дома и нарушение прав и законных интересов его жильцов, что подтверждается письмом Главой ЗАТО Первомайский Кировской области от 21.09.2023.
Как указал представитель ответчика и подтверждено представленными документами, 28.04.2023 между Фондом и ООО «Энергосберегающие технологии» был заключен договор № 16-2023/П на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состоянии многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов.
В соответствии с актом приемки выполненных работ № 1 по договору №16-2023/П от 28.04.2023 на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состоянии многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: Кировская область, Первомайский пгт, ул. Советская, д. 8 от 26.09.2023, ООО «Энергосберегающие технологии» выполнило проектные работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения (разработка проектной документации) многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кировская область, Первомайский пгт, ул. Советская, д. 8.
В настоящее время, как следует из возражений ответчика, последним предпринимаются действия по объявлению и проведению электронных аукционов на заключение договора по проведению капитального ремонта МКД, но в связи с отсутствием заявок аукционы признаются несостоявшимися.
Утверждение представителя ответчика о том, что Фондом были проведены все необходимые действия в рамках своих полномочий путем объявления аукционов на заключение договоров с подрядной организацией, не свидетельствует о выполнении Фондом обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в полном объеме, поскольку ремонт до настоящего времени не проведен, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком исчерпывающих мер для достижения цели, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не принято надлежащих и достаточных мер по организации проведения капитального ремонта общего имущества указанного многоквартирного дома, что влечет нарушение прав собственников помещений в указанном доме, так как не проведение длительный период времени капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которых осуществляется за счет целевых средств собственников помещений, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией РФ.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании ст. 206 ГПК РФ с учетом срока проведения работ, их сезонности, суд считает возможным установить ответчику срок для организации выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЗАТО Первомайский Кировской области, ул. Советская, д.8. - до 15.08.2025, который является достаточным и разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 4345982348) ░ ░░░░ ░░ 15.08.2025 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░.8.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.09.2024 ░░░░