Судья Шамаилова О.В. № 33-1006/2024
№ 2-1052/2023
64RS0048-01-2023-001414-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 марта 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Совкича А.П., Сугробовой К.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску комитета культурного наследия Саратовской области к Духиной ФИО31, Малому ФИО32, Киселевой ФИО33, Фролову ФИО34, Веременко ФИО35, Рыжовой ФИО36, Устиновой ФИО37, Григоряну ФИО38 об изъятии из собственности нежилых и жилых помещений расположенных в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения по апелляционным жалобам Малого ФИО39, Устиновой ФИО40, Фролова ФИО41, Киселевой ФИО42, Рыжовой ФИО43, Веременко ФИО44 на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Совкича А.П., выслушав объяснения ответчика Фролова А.В., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя истца комитета культурного наследия Саратовской области Апариной-Щетининой Н.А., представителей третьих лиц прокуратуры Саратовской области Савиной С.В., администрации муниципального образования «город Саратов» Абушаевой Г.А., комитета по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» Буламбаева Т.Е., комитета по управлению имуществом города Саратова Субботиной А.А., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
комитет культурного наследия Саратовской области обратился в суд с названным иском, в котором просил изъять из собственности Малого В.И., нежилое помещение, площадью 55,3 квадратных метров (кадастровый №), Киселевой А.Г. нежилое помещение площадью 105,7 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 46,2 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 52,7 квадратных метров (кадастровый №); Духиной Е.Л., нежилое помещения площадью 50,5 квадратных метров (кадастровый №); ФИО2 ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №); Рыжовой Е.Ю. ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №), Григоряна А.Т. нежилое помещение площадью 61 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 92,1 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 84,4 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 124,3 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 433,8 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 101,8 квадратных метров (кадастровый №); Устиновой М.К., жилое помещение, <адрес>, площадью 27,1 квадратных метров (кадастровый №), Фролова А.В., 161/1000 доли в общей долевой собственности в квартирах № <адрес> общей площадью 230,4 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, площадью 100,9 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, площадью 50,8 квадратных метров (кадастровый №), расположенные в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», расположенного по адресу <адрес> собственность муниципального образования «Город Саратов» для последующей организации продажи с публичных торгов.
Требования истца мотивированы тем, что постановлением правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Приложение № 1), объект культурного наследия «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: <адрес> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
Постановлением правительства Саратовской области от 11 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г. арх. Шустер О.И., 1902 г.», расположенного по адресу: <адрес>», утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия (границы охранной зоны, режим использования земель и требования к градостроительному регламенту в границах охранной зоны, режим использования земель и требования к градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости ответчики являются собственниками жилых и нежилых помещений, расположенных в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: Саратовская область, город Саратов, пр. им. Кирова СМ. (в настоящее время - проспект им. ПА. Столыпина) 18/ ул. им. Горького A.M., 32.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 июня 2020 года, возложена обязанность на ООО «Супермаркет «Гулливер», ООО «Елатон», ООО «Бизнесс-М», Фролова А.., Духину Е.Л., Киселеву А.Г., Мельникову А.И., Рыжову Е.Ю., Устинову М.К., Малого В.И., Веременко Т.А., Коновалова С.В., Смирнова В.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 января 2017 года № 55 обратиться в комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» для предоставления муниципальной услуги «Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения». В течение 3 месяцев после получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения обратиться к юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, в целях заключения договора на изготовление проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В течение 9 месяцев со дня изготовления проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения согласно проектной документации.
Вместе с тем, комитетом культурного наследия Саратовской области с участием директора общества с ограниченной ответственностью «Реставрационно-строительная компания «Наследие» (лицензия Министерства культуры Российской Федерации № МКРФ 03115 от 28 декабря 2015 года на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) выявлено, что спорный объект находится в ненадлежащем состоянии.
Решением Фрунзенского районного суда города Саратова от 13 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд постановил изъять из собственности:
Малого В.И. нежилое помещение, площадью 55,3 квадратных метров (кадастровый №);
Киселевой А.Г. нежилое помещение площадью 105,7 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 46,2 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 52,7 квадратных метров (кадастровый №);
Духиной Е.Л. (паспорт 07 13 881726) нежилое помещение площадью 50,5 квадратных метров (кадастровый №);
Веременко Т.А. ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №);
Рыжовой Е.Ю. ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №),
Григоряна А.Т. нежилое помещение площадью 61 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 92,1 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 84,4 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 124,3 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 433,8 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 101,8 квадратных метров (кадастровый №);
Устиновой М.К. жилое помещение, <адрес>, площадью 27,1 квадратных метров (кадастровый №),
Фролова А.В. 161/1000 доли в праве общей долевой собственности в <адрес>, общей площадью 230,4 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, назначение жилое, площадью 100,9 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, назначение жилое, площадью 50,8 квадратных метров (кадастровый №), расположенные в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», расположенного по адресу <адрес> для последующей организации продажи с публичных торгов.
Ответчиками Малым В.И., Фроловым А.В., Киселевой А.Г., Рыжовой Е.Ю., Веременко Т.А. поданы апелляционные жалобы, в которых они просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в части требований к ним. В обоснование апелляционных жалоб ответчики указывают, что материалами дела не подтверждается совершение с их стороны действий, ухудшающих состояние памятника выявленного объекта культурного наследия, а так же причинно-следственной связи между их бездействием и угрозой сохранности памятника, нет доказательств систематического нарушения ответчиками законодательства об объектах культурного наследия. Полагают, что к участию в деле должна была быть привлечена администрация муниципального образования «Город Саратов», поскольку город имеет значительную долю в праве собственности спорного объекта. Считают, что суд должен был определить размер компенсации собственнику изымаего объекта культурного наследия.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы прокуратура Саратовской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела и о первом судебном заседании размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел - судебное делопроизводство).
В силу части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение названным требованиям закона отвечает.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) регулируется отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 1 Федерального закона № 73-ФЗ предметами регулирования настоящего Федерального закона являются: отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона № 73-ФЗ имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона №73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия признаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, и в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 54 Закона №73-ФЗ основанием для изъятия у собственника объекта культурного наследия являются: 1) не выполнение требований к сохранению такого объекта либо 2) совершение действий, угрожающих сохранности данного объекта и влекущих утрату им своего значения.
При этом, для изъятия объекта культурного наследия действия либо бездействие собственника должно носить системный, длящийся и виновный характер.
Согласно Положению о комитете культурного наследия Саратовской области (далее - Комитет), утвержденному постановлением правительства Саратовской области от 06 декабря 2021 года № 1051-П (далее – Положение о Комитете), Комитет является исполнительным органом Саратовской области и создается правительством Саратовской области.
Комитет осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории области (далее - установленная сфера деятельности, объекты культурного наследия), а также отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), переданные для осуществления органам государственной власти области (далее - переданные полномочия Российской Федерации).
В силу пункта 12 Положения о Комитете Комитет для осуществления своих функций имеет право предъявлять в суд, в том числе, в случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, - иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия;
Согласно пункту 1 статьи 54 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются: федеральный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения; региональный орган охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов настоящего гражданского дела, постановлением правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (Приложение № 1), объект культурного наследия «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: <адрес> включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, как объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
Приказом Управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области от 27 ноября 2015 года № 38 утверждены границы территории, правовой режим использования земель в границах территорий и предмет охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г. - арх. Шустер О.И.; 1902 г.».
Постановлением правительства Саратовской области от 11 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг., реконструкция 1889 г. арх. Шустер О.И., 1902 г.», расположенного по адресу: <адрес>», утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия (границы охранной зоны, режим использования земель и требования к градостроительному регламенту в границах охранной зоны, режим использования земель и требования к градостроительному регламенту в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственниками помещений в спорном объекте, расположенном в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», по адресу <адрес> являются в том числе:
Малой В.И. нежилое помещение, площадью 55,3 квадратных метров (кадастровый №);
Киселева А.Г. нежилое помещение площадью 105,7 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 46,2 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 52,7 квадратных метров (кадастровый №);
Духина Е.Л. (паспорт 07 13 881726) нежилое помещение площадью 50,5 квадратных метров (кадастровый №);
Веременко Т.А. ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №);
Рыжова Е.Ю. ? долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью 146,1 квадратных метров (кадастровый №),
Григорян А.Т. нежилое помещение площадью 61 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 92,1 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 84,4 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 124,3 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 433,8 квадратных метров (кадастровый №), нежилое помещение площадью 101,8 квадратных метров (кадастровый №);
Устинова М.К. жилое помещение, <адрес>, площадью 27,1 квадратных метров (кадастровый №),
Фролов А.В. 161/1000 доли в праве общей долевой собственности в <адрес>, общей площадью 230,4 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, назначение жилое, площадью 100,9 квадратных метров (кадастровый №), <адрес>, назначение жилое, площадью 50,8 квадратных метров (кадастровый №), расположенные в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», расположенного по адресу <адрес>
Решением Волжского районного суда города Саратова от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 17 июня 2020 года, возложена обязанность на ООО «Супермаркет «Гулливер», ООО «Елатон», ООО «Бизнесс-М», Фролова А. В., Духину Е.Л., Киселеву А.Г., Мельникову А.И., Рыжову Е.Ю., Устинову М.К., Малого В.И., Веременко Т.А., Коновалова С.В., Смирнова В.В. в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 января 2017 года № 55 обратиться в комитет по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» для предоставления муниципальной услуги «Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения». В течение 3 месяцев после получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения обратиться к юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, в целях заключения договора на изготовление проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В течение 9 месяцев со дня изготовления проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения согласно проектной документации.
До настоящего времени решение Волжского районного суда города Саратова, ступившее в законную силу 17 июня 2020 года, не исполнено.
Согласно частям 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, руководствуясь нормами гражданского законодательства, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований об изъятии объекта культурного наследия для последующей его реализации с публичных торгов, поскольку ответчики длительное время не предпринимали меры к сохранению объекта культурного наследия, не исполнили решение суда и предписания уполномоченного органа.
Из материалов дела следует, что задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, утвержденные Комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» были согласованы с собственниками помещений, в том числе Фроловым А.В. (от 24 ноября 2020 № 06-07-37), Киселевой А.Г. (от 26 марта 2020 года № 06-07-12), Малым В.И. (от 25 февраля 2020 года № 06-07-3), Устиновой М.К. (от 24 ноября 2020 года № 06-07-38).
02 апреля 2021 года специализированной организацией ООО «АПП «РаРитет», Комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» выдано разрешение № 06-10-2 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании которого были проведены первоначальные противоаварийные работы по восстановлению простенков и усилению аварийного участка здания со стороны проспекта (заказчик Коновалов С.В.). Коноваловым С.В. с обществом с ограниченной ответственностью «Каркас» заключен договор от 27 декабря 2021 года № 3-06-21 на выполнение инженерно-технического обследования состояния строительных конструкций здания и разработку проекта мероприятий по временному креплению наружных стен здания. Обществом с ограниченной ответственностью «Каркас» разработан проект противоаварийных мероприятий, предусматривающий укрепление внешних стен здания. До настоящего времени проектная документация на проведение противоаварийных мероприятий в Комитет по архитектуре администрации муниципального образования «город Саратов» не поступала.
По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за исполнением требований Федерального закона № 73-ФЗ, управлением по охране объектов культурного наследия правительства области составлены и направлены в суд протоколы об административных правонарушениях, на основании которых были вынесены постановления.
Постановлениями Фрунзенского районного суда города Саратова были привлечены к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия) от 11 января 2021 года и от 05 апреля 2023 года Устинова М.К., от 26 января 2022 года Малый В.И., от 01 марта 2022 года Киселева А.Г.
10 февраля 2022 года представителями комитета культурного наследия Саратовской области с участием директора общества с ограниченной ответственностью «Реставрационно-строительная компания «Наследие» (лицензия Министерства культуры Российской Федерации № МКРФ 03115 от 28 декабря 2015 года на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) составили акт № 1 о признании находящимся в ненадлежащем состоянии объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения «Дом И.И.Зейферт, 1850–е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.».
В результате визуального осмотра объекта культурного наследия установлено 04 ноября 2021 года в здании произошел пожар, повредивший строительные конструкции и нежилые помещения. После пожара инженерные коммуникации на объекте фактически отсутствуют. В фундаменте и цоколе имеются деструктивные трещины, отмостка – по фасаду, выходящему на пр. им. Кирова С.М. совмещена с тротуарной плиткой, по фасаду, выходящему на ул. им. Горького А.М. совмещена с асфальтовым покрытием тротуара, отмостка дворовых фасадов отсутствует.
Имеются вертикальные и диагональные трещины, раскрытием более 5 мм, по внешним несущим стенам. Внутренние стены частично отсутствуют.
Практически полное отсутствие кровельного покрытия, обрешетки и стропильной системы. Обрушение межэтажных перекрытий в большей части здания.
Частичное отсутствие остекления и оконных рам. Дверные заполнения по главному фасаду – современные.
Объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И.Зейферт, 1850–е гг., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: <адрес> по результатам визуального осмотра признан находящимся в ненадлежащем состоянии.
Должностными лицами Комитета культурного наследия Саратовской области в рамках своих полномочий проведены мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований собственниками помещений, расположенных в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», по адресу <адрес>, в ходе которых установлено, что работы по сохранению объекта не исполнены.
В ходе осмотра объекта, проведенного 10 февраля 2022 года, установлены многочисленные критерия отнесения объекта культурного наследия к его ненадлежащему состоянию, что также усматривается из приложенных к акту фотоматериалов, позволяющих сделать вывод о ненадлежащем состоянии объекта исходя из его визуального осмотра (утрата инженерной коммуникации, отсутствие кровли, отсутствие перекрытий, отсутствие заполнения дверных и оконных проемов и так далее).
Таким образом, бездействие ответчиков, как собственников объекта культурного наследия, которые не приняли должных мер к его сохранению, может повлечь за собой утрату особенностей данного объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, ответчиками Малым В.И., Фроловым А.В., Киселевой А.Г., Рыжовой Е.Ю., Веременко Т.А. не представлены относимые и допустимые доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что им проведены ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физического сохранения объекта культурного наследия и исполнение решения Волжского районного суда города Саратова от 27 декабря 2019 года.
Довод апелляционных жалоб, что истцом не представлено доказательств совершения ответчиками действий, ухудшающих состояние памятника и непринятие мер, направленных на сохранение выявленного объекта культурного наследия, а так же о бездействии в отношении спорного объекта и о том, что данные действия носят системный, длящийся и виновный характер, не принимается судебной коллегией, поскольку опровергается материалами дела.
В ходе исполнения Комитета культурного наследия Саратовской области в рамках своих полномочий проведены мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований собственниками помещений, расположенных в объекте культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850 г.г., реконструкция 1889 г., архитектор Шустер О.И.,1902 г.», по адресу <адрес> в результате которых установлено, что работы по сохранению объекта не исполнены. Осмотром, проведенным 10 февраля 2022 года установлены многочисленные критерия отнесения объекта культурного наследия к его ненадлежащему состоянию.
О виновности ответчиков говорит то, что за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия Устинова М.К., Малой В.И., Киселева А.Г. привлекались к административной ответственности Фрунзенским районным судом города Саратова.
Доводы жалоб об отсутствии охранных обязательств являются необоснованными.
В соответствии с частью 9 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ, в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, не были оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ владельцы объекта культурного наследия обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Отсутствие охранных обязательств с собственниками помещений, не может служить основанием для освобождения от обязанности сохранения объекта культурного наследия в надлежащем состоянии. Кроме того, возложенное решением Волжского районного суда от 27 декабря 2019 года обязательство в области сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия ответчиками не исполнено. Доказательств обратному ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
Доводу жалоб ответчиков о том, что судом при рассмотрении дела не разрешен вопрос о компенсации собственнику недвижимого имущества изымаемого объекта культурного наследия дана оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции и он обоснованно и мотивированно отклонен. При принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект или организует их продажу с публичных торгов. При этом собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта в порядке, установленном Гражданским кодексом Российский Федерации.
Довод о непривлечении в качестве соответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» так же подлежит отклонению. В силу части 3 стать 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Комитетом культурного наследия Саратовской области требований к администрации муниципального образования «Город Саратов» заявлено не было.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о несогласии с действиями суда по оценке доказательств, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, так как согласно положениям статьям. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Вопреки доводам жалобы, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, ошибочное толкование норм действующего законодательства, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░45, ░░░░░░░░░ ░░░46, ░░░░░░░ ░░░47, ░░░░░░░░░ ░░░48, ░░░░░░░ ░░░49, ░░░░░░░░░ ░░░50 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: