Решение по делу № 3а-27/2020 от 28.11.2019

Дело а-27/2020                                                          УИД 76OS 0-57

                                                                                          Мотивированное решение изготовлено 17.02.2020г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    г. Ярославль                                                                           07 февраля 2020 года

    Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при участии помощника Конюховой Т.В.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мышкинского районного потребительского общества об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

установил:

     Мышкинское районное потребительское общество (далее – Мышкинское райпо) обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания - магазина, назначение - нежилое, этажность - 2, общей площадью 1264,9 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 7 570 619 рублей по состоянию на 13 января 2014 года. Также заявитель просит восстановить пропущенный срок для обращения с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости, считая его пропущенным по уважительным причинам.

Административный иск обоснован следующим: Мышкинское райпо является собственником указанного объекта недвижимости. Постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Ярославской области по состоянию на 12 июля 2012 года. Оспариваемая кадастровая стоимость нежилого здания определена по состоянию на 13 января 2014 года в размере 9 366 799,53 рублей.

Мышкинским райпо произведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 13 января 2014 года. Согласно уточненному отчету ИП Свинина Н.В. рыночная стоимость нежилого здания на указанную дату установлена в размере 7 570 619 рублей без относительно НДС. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Соколова Л.А. административное исковое заявление поддержал с учетом уточнений.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области Шатилович Т.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь, что представленный административным истцом отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

От Управления Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представлены отзывы, в которых учреждения просят рассмотреть дело в отсутствии их представителей. Подтвержден размер оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Иные участники в судебное заседание своих представителей не направили, отзывы на административное исковое заявление не представили.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость этого объекта недвижимости устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Судом установлено, что Мышкинское райпо является собственником объекта недвижимости – нежилого здания - магазина, назначение - нежилое, этажность - 2, общей площадью 1264,9 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

            Данный объект с 01 января 2019 года включен в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, включая помещения в них, помещений), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на основании Перечня, утв. Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 N 23-н "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год".

В пункте 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество являются публичными, вопрос определения налога на имущество юридического лица урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости принадлежащего объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявитель в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.

          Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что сведения об оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости 6 мая 2014 года, что подтверждается кадастровой справкой. Мышкинское райпо обратилось с заявлением в комиссию об оспаривании результатов кадастровой стоимости 7 июня 2019 года, т.е. за пределами пяти лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Анализируя причины пропуска срока, указанных в ходатайстве, а также материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.

    Судом установлено, что отсутствовала очередная (новая) кадастровая оценка принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на момент обращения в комиссию.

    Принимая во внимание, что права заявителя оспариваемой кадастровой стоимостью начали нарушаться только с 1 января 2019 года, заявитель обратился в суд с административным иском в разумный срок с момента возникновения права на оспаривание кадастровой стоимости, а также с целью реализации права заявителя на оспаривание результатов актуальной (действующей) кадастровой стоимости объекта недвижимости для установления его объективной стоимости, пропущенный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с вышеприведенными положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что объект недвижимости поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости 13 января 2014 года. Он не вошел в Перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, по состоянию на 12 июля 2012 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 11.12.2012 N 1404-п.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с 13 января 2014 года составляет 9 366 799,53 рублей.

Административным истцом был представлен отчет оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, выполненный ИП Свинина Н.В., согласно которому определена рыночная стоимость на 13 января 2014 года с учетом уточнений без относительно НДС в размере 7 570 619 рублей.

Суд отмечает, что для целей Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Федерального Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в том числе налога на добавленную стоимость, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговом кодексом Российской Федерации возложена обязанность по уплате налогов, то есть режим налогообложения, в том числе НДС, определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.

Ни законодательство об оценочной деятельности, ни налоговое законодательство не предусматривает, что при определении рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости НДС является ценообразующим фактором. Между тем, реализация объектов недвижимости по рыночной стоимости является объектом налогообложения и в этом случае НДС подлежит определению по правилам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для её определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или невключение в её состав НДС.

Следовательно, определение рыночной стоимости с выделением в её составе НДС противоречит приведённым нормам законодательства об оценочной деятельности.

Из уточненного отчета следует, что оценщик определил две стоимости объекта оценки: одна – 6 415 778 рублей, указав, что она без учета НДС и вторая – 7 570 619 рублей, указав, что она с учетом НДС(18%).

Суд отмечает, что определяя рыночную стоимость в размере 6 415 778 рублей, оценщик произвел самостоятельную очистку рыночной стоимости объектов аналогов от налога на добавленную стоимость без приведения мотивов, принятого им решения.

С учетом приведенных положений закона суд считает правильной установленной рыночную стоимость объекта оценки в размере 7 570 619 рублей, т.е. без очистки предполагаемого оценщиком НДС.

Доводы Департамента имущественных и земельных отношений о несоответствии представленного отчета законодательству об оценочной деятельности опровергнуты пояснениями оценщика Свининой Н.В., уточненным отчетом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

В уточненном отчете устранены фактически все замечания Департамента, в результате чего размер рыночной стоимости претерпел изменения.

Сам уточненный отчет в целом выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта (в том числе приведены мотивы и выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости).

Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих рыночную стоимость нежилого здания в размере 7 570 619 рублей, лицами, участвующими в деле, не приведено, материалы административного дела не содержат.

Согласно части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд констатирует, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 7 570 619 рублей, подтвержден объективными доказательствами, не доверять которым у суда нет оснований.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения заявителя в комиссию, то есть – 07 июня 2019 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Восстановить Мышкинскому районному потребительскому обществу срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>

    Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания - магазина, назначение - нежилое, этажность - 2, общей площадью 1264,9 кв.метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 7 570 619 рублей по состоянию на 13 января 2014 года.

    Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 7 570 619 рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 07 июня 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                    С.В. Нуждин

3а-27/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мышкинское районное потребительское общество
Ответчики
Правительство ЯО
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
Управление Росреестра по ЯО
Другие
ДИЗО ЯО
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Нуждин Сергей Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
28.11.2019Регистрация административного искового заявления
29.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
07.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее