Решение от 02.02.2016 по делу № 2-107/2016 (2-1832/2015;) от 16.12.2015

К делу №2-107/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2016 года город Тихорецк

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Шевченко Р.А.,

секретаря судебного заседания Кравченко А.В.,

с участием представителя истца – старшего помощника Тихорецкого межрайонного прокурора Веселовой Ж.Ю.,

представителя ответчика – Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район – Романчук Ю.С., действующей на основании доверенности №476 от 10 февраля 2015 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах Прокопенко Виктора Сергеевича к Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах Прокопенко Виктора Сергеевича в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма.

Исковые требования мотивированны тем, что Прокопенко В.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее детей – сирот). Приказом министерства социального развития семейной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко В.С. включен в список детей-сирот, относящихся к категории детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Не обеспечение Прокопенко В.С. до настоящего времени жилой площадью нарушает его права, предусмотренные действующим законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.

В судебном заседании представитель истца Веселова Ж.Ю. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении, пояснила,
что постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года №384 утвержден Порядок предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот, согласно которому указанную функцию обязаны исполнять органы местного самоуправления. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в том числе по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Просит суд обязать министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Прокопенко В.С.; обязать управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район предоставить Прокопенко В.С. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с датой постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений из числа детей-сирот.

Лицо, в чьих интересах заявлен иск Прокопенко В.С., исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район – Романчук Ю.С. исковые требования не признала, пояснила, что финансирование переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств, предоставляемых бюджету Тихорецкого района в качестве субвенций из краевого бюджета. В соответствии с Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1478-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» формирование списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта – министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края. Распоряжением главы администрации муниципального образования Тихорецкий район от 14.03.2014 №81-р утвержден план-график мероприятий по реализации отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годов. Всего, начиная с 2009 года, за счет средств краевого бюджета жилыми помещениями были обеспечены 216 человек указанной категории, а в 2016 году жилье планируется предоставить 28 лицам.

Представитель ответчика – Министерства труда и социального развития Краснодарского края – в суд не явился. В поступившем возражении пояснил, что истцом необоснованно требование об обязании министерства выделить денежные средства, необходимые для приобретения жилого помещения, поскольку на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов муниципальному образованию Тихорецкий район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещения детей-сирот в размере 69661,9 тыс. рублей. Таким образом, муниципальное образование Тихорецкий район обладает бюджетными полномочиями по обеспечению бюджетных обязательств подлежащих исполнению в соответствующем финансовом году. В поступивших ходатайствах просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, прекратить производство по делу, поскольку считает, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства в соответствии с кодексом административного судопроизводства.

На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
(статья 7 Конституции), в котором обеспечивается право каждого на жилище (части 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими,
они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
и обеспечиваются правосудием.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации
«О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

На основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В судебном заседании установлено, что, по заключению администрации муниципального образования Тихорецкий район, Прокопенко Виктор Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей – сирот и не имеет закрепленного жилого помещения на территории Тихорецкого района Краснодарского края.

На условиях найма Прокопенко В.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Прокопенко В.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 31.12.2014) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным
в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста
18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 5 Закона Краснодарского края
от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года №384 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.2 указанного Порядка функции, связанные
с осуществлением мероприятий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда
по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, наделенные отдельными государственными полномочиями в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края.

Распоряжением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 16 декабря 2013 года №432-р «Об определении уполномоченного органа» (с изменениями от 09.12.2014 №379-р) уполномоченным органом по заключению договоров найма жилых помещений с указанной категорией граждан определено управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрация муниципального образования Тихорецкий район наделена полномочиями
по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам.

Доводы ответчика Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края о том, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, суд считает несостоятельными.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, иски о признании недействительным (незаконным) решения комиссии по жилищным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как за лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением подлежат рассмотрению в исковом порядке семейных дел и дел о защите прав детей.

В судебном заседании ответчиками не оспорено право Прокопенко В.С.
как ребенка-сироты на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика о том, что из краевого бюджета выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий муниципальному образованию Тихорецкий район, по обеспечению жилыми помещения детей-сирот в размере 69661,9 тыс. рублей, поскольку, на момент рассмотрения судом дела Прокопенко В.С. не обеспечен благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, доказательства достаточности выделенных средств, для исполнения отдельных государственных полномочий муниципальным образованием Тихорецкий район, и обеспечения Прокопенко В.С. жилым помещением, суду не представлены.

При установленных обстоятельствах исковые требования Тихорецкого межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:

2-107/2016 (2-1832/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тихорецкий межрайонный прокурор
Прокопенко В.С.
Ответчики
Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края
Управление муниципальных ресурсов администрации МО Тихорецкого района
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
tixoreck-gor.krd.sudrf.ru
16.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2015Передача материалов судье
21.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2016Судебное заседание
02.02.2016Судебное заседание
08.02.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее