11 марта 2021 года Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Марковой Н. А., при секретаре Смирновой А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к Пойманову Юрию Тимофеевичу о взыскании обязательных платежей, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – истец, ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование требований истец указал, что Пойманов Ю. Т. (далее – ответчик) состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика транспортного налога, поскольку имеет на праве собственности транспортное средство. Налоговый орган исчислил сумму транспортного налога за 2017, 2018 годы в сумме: налог – 8 434 руб. 50 коп. (2777,50 руб. за 2017 год; 5 657 руб. за 2018 год). Налог исчислен на объекты налогообложения, указанные в налоговых уведомлениях от 15.07.2018 №***, от 04.07.2019 №***, направленных в адрес налогоплательщика. В установленные законом сроки уплата налога налогоплательщиком добровольно не произведена, в связи с чем, ответчику начислены пени в сумме 65 руб. 96 коп. (40,60 руб. образована от суммы недоимки за 2017 год; 25,36 руб. образована от суммы недоимки за 2018 год). В связи с неуплатой налога в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога и пени. В установленный срок налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженности по налогу. Судебный приказ, вынесенный мировым судьей на взыскание недоимки по налогу, отменен определением мирового судьи в связи с поступившими на судебный участок возражениями ответчика.
На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу за 2017, 2018 годы в размере 8 434 руб. 50 коп., а также пени в сумме 65 руб. 96 коп.
Определением суда от 11.03.2021 требования ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга к Пойманову Ю. Т. о взыскании транспортного налога за 2018 г. в сумме 5 657 рублей и пени 25 рублей 36 копеек – оставлены без рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Лисицын В.А. на доводах и требованиях административного иска настаивал по предмету и основанию. Дополнительно пояснил, что документов, подтверждающих факт обращения Пойманову Ю. Т. с заявлением для открытия «личного кабинета налогоплательщика», не имеется; сам факт открытия ответчику такого сервиса подтверждается сведениями из программы, представленной в ответе на запрос суда, согласно которой дата первичной регистрации 21.03.2019.
Административный ответчик в суд не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, каких-либо ходатайств от ответчика до начала судебного заседания в надлежащей форме не поступало.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Заслушав сторону истца, исследовав материалы настоящего дела, иные представленные сторонами доказательства, в их совокупности и каждое в отдельности, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как указывает истец и не оспаривает ответчик, Пойманов Ю. Т. (ИНН ***, дата рождения ***, место рождения г. ***) (далее - налогоплательщик, должник) состоит на налоговом учёте в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) в качестве налогоплательщика.
В силу статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным налоговым органом, а также из ответа УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, за Поймановым Ю. Т. зарегистрировано транспортное средство: с 06.07.2017 по 01.11.2019 – автомобиль Тойота Ленд Крузер 150 (Право), гос.номер ***.
Следовательно, в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик является плательщиком транспортного налога.
Налоговые ставки транспортного налога установлены статьей 2 Закона Свердловской области от № 43-ОЗ от 29.11.2002 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области».
Учитывая, лошадиные силы автомобиля, находившегося в собственности ответчика, для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 32,70 руб.
Как указывает истец, налоговый орган исчислил ответчику сумму транспортного налога за 2017, 2018 годы в следующих размерах:
за 2017 год – 2829 руб. (владение автомобилем 6 мес.);
за 2018 год – 5 657 руб.
Суммы исчисленного налога отражены в налоговых уведомлениях: № *** от 15.07.2018 (за 2017 год) со сроком уплаты до 03.12.2018 и № *** от 04.07.2019 (за 2018 год) со сроком уплаты до 02.12.2019 (л.д. 14, 16).
Ответчик не ссылался на обстоятельства, свидетельствующие о наличии у него льгот в отношении транспортного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Согласно пункту 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 3 Закона Свердловской области от № 43-ОЗ от 29.11.2002 «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Доказательств уплаты транспортного налога в добровольном порядке материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктами 1-4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с несвоевременной уплатой налога административному ответчику были начислены пени по транспортному налогу в размере 65 руб. 96 коп. (40,60 руб. образована от суммы недоимки за 2017 год; 25,36 руб. образована от суммы недоимки за 2018 год).
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику при наличии у него недоимки направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой ответчиком транспортного налога за заявленный период налоговым органом оформлены требования об уплате налога и пени:
- № *** по состоянию на 30.01.2019 на сумму 2775,50 руб. и пени на сумму 40,60 руб., со сроком уплаты до 26.03.2019 (л.д.9);
- № *** по состоянию на 24.12.2019 на сумму 5 657 руб. и пени на сумму 25,36 руб., со сроком уплаты до 21.01.2020 (л.д.11).
Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п.1) (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ – на момент разрешения вопроса о вынесении судебного приказа).
В силу п. 2 указанной статьи, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ – на момент разрешения вопроса о вынесении судебного приказа).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срок (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ – на момент разрешения вопроса о вынесении судебного приказа).
Таким образом, учитывая, что общая сумма налога и пени по требованию № *** по состоянию на 30.01.2019 не превысила 3 000 руб., следовательно, у налогового органа не возникло право на взыскание указанной суммы в судебном порядке в силу вышеуказанных положений п. 2 ст. 48 НК РФ.
Учитывая, что по налоговому требованию № *** по состоянию на 24.12.2019 сумма задолженности по налогу и пени составила более 3000 руб., следовательно, именно с истечения даты, установленной в указанном требовании – 21.01.2020, с учетом положений п. 2 ст. 48 НК РФ у налогового органа возникло право на взыскание общей суммы задолженности по налогам и пени за 2017, 2018 гг. в судебном порядке.
Таким образом, срок, установленный положениями п. 2 ст. 48 НК РФ, в данном случае истекал 21.07.2020 (6 месяцев с даты, до которой ответчику добровольно предложено исполнить требование).
Как следует определения мирового судьи от 19.06.2020 по заявлению о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика в пользу истца этой же суммы задолженности по налогам и пени, что и заявлены в настоящем иске, истец обратился 25.02.2020, что с соблюдением срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Определением мирового судьи от 19.06.2020 судебный приказ отменен в связи с поступлением письменного заявления о его отмене от ответчика.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, срок, установленный п.3 ст. 48 НК РФ, истекал 19.12.2020 (6 месяцев с даты вынесения определения об отмене судебного приказа).
С настоящим иском истец обратился 11.12.2020, следовательно, в пределах срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В силу части 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как следует из материалов дела и указывает административный истец, налоговое уведомление за 2017 год ответчику направлялось 15.07.2018 посредством почтового отправления в адрес – *** (л.д. 15).
Вместе с тем, согласно сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области, Пойманов Ю. Т. с 02.03.2011 зарегистрирован по месту жительства – *** (л.д. 44).
При этом, из ответов налоговых органов (ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга и Межрайонной инспекции ФНС России № 29 по Свердловской области) не следует, что налогоплательщик обращался с заявлением о направлении почтовой корреспонденции в иной адрес его места жительства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в адрес административного ответчика не направлялось надлежащим образом уведомление о начислении налога и требования об уплате недоимки и пени за 2017 г. В связи с чем, суд полагает, что налоговым органом не доказано соблюдение процедуры принудительного взыскания, и у административного истца отсутствует право на взыскание указанной недоимки в судебном порядке.
Также суд исходит, что в настоящее время административным истцом фактически утрачена возможность взыскания в судебном порядке недоимки за 2017 г. ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Из положений статей 45 - 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым законодательством установлена последовательность осуществления налоговым органом действий по принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по уплате налогов и сборов - процедура принудительного взыскания, первым этапом осуществления которой в любом случае является направление налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), пеней, штрафов.
Согласно пункту 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В силу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
То есть, налоговый орган вправе повторно направить налоговое уведомление и требование за период не более трех налоговых периодов, предшествующих календарному году его направления, а это: 2020, 2019 и 2018 гг., следовательно, возможность направления в 2021 г. недоимки за налоговый период 2017 г. утрачена.
Таким образом, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению в виду не доказанности административным истцом факта направления налогоплательщику-ответчику налогового уведомления и требования о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 г., в результате чего на момент рассмотрения дела судом налоговым органом пропущен срок направления требования об уплате налога за указанный период. Восстановление указанного срока истцом не заявлялось, кроме того, его восстановление не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 227, 175-186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к Пойманову Юрию Тимофеевичу о взыскании транспортного налога за 2017 г. в сумме 2777 рублей 50 копеек и пени 40 рублей 60 копеек - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н. А. Маркова