Дело № 2-2849/2024

74RS0028-01-2024-004901-38

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09.10.2024 года                                     город Копейск

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

Председательствующего : Ботовой М.В.,

При секретаре:                    Штамм А.И.,

рассмотрев гражданское дело по иску Дроздова В.В. к ОСФР по Челябинской области о перерасчете размера пенсии,

УСТАНОВИЛ:

       Дроздов В. В. обратился в суд с иском к ОСФР по Челябинской области о перерасчете размера пенсии, где указал, что является получателем пенсии, с размером пенсии он не согласен, обратился 14.06.2024 года в пенсионный орган с заявлением об ее перерасчете. Полагает, что пенсионным органом неправомерно не включен в специальный стаж период с 15.05.1985 по 25.07.1985 работа учеником проходчика подземного в шахте «Центральная» на объединении «Челябинскуголь». Также считает неправомерным не включение в специальный стаж службу в Советской Армии с 16.10.1986 по 27.10.1988( в том числе участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан с 01.02.1987 по 23.05.1988).Ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической республики Афганистан и их семьям» и полагает, что период участия в боевых действиях подлежит включению в стаж в льготном исчислении один месяц как за три месяца. Просит обязать ОСФР по Челябинской области включить в его специальный стаж периоды с 15.05.1985 по 25.07.1985 учеником проходчика подземного в шахте «Центральная» на объединении «Челябинскуголь», с 16.10.1986 по 27.10.1988 ( в том числе участие в боевых действиях в Демократической республике Афганистан с 01.02.1987 по 23.05.1988), обязать ответчика применить льготное исчисление стажа к периоду его участия в боевых действиях в Демократической республике Афганистан с 01.02.1987 по 23.05.1988 как один месяц за три месяца, обязать произвести перерасчет пенсии с 31.07.2017 года и выплатить компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

     Истец, представитель истца в судебном заседании на требованиях, изложенных в иске, настаивали, просили их удовлетворить в полном объеме.

     Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, указав на отсутствие оснований для перерасчета пенсии, поскольку ее размер исчислен по наиболее выгодному варианту.

       Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

      Судом установлено, что Дроздов В.В. с 29.06.2017 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», что следует из решения о назначении пенсии НОМЕР от 31.07.2017 года, подтверждается заявлением о назначении пенсии от 29.06.2017 года, заявлением о доставке пенсии от 29.06.2017 года, уведомлением от 29.06.2017 года ( л.д.32-44).

         Размер страховой пенсии по старости истцу установлен и выплачивается в соответствии с нормами пункта 3 статьи 30 Закона №173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант, что следует из варианта оценки пенсионных прав ( л.д.35).

        Установлено, что в специальный стаж истца период производственной практики включен частично с 15.05.1985 по 16.05.1985, с 28.06.1985 по 26.07.1985, при этом период с 17.05.1985 по 27.06.1985 не учтен пенсионным органом, что следует из данных о стаже ( л.д.39).

         Проверяя доводы истца о включении в специальный стаж периода производственной практики, суд пришел к следующему.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

В силу п. 8 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 29 (в редакции от 01.10.1999 года) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" установлено, что период начального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие) выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей.

Аналогичное положение содержалось в Постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 г. N 81/8, действовавшем в период работы истца.

     Также, до 01.01.1992 года в период действия Закона СССР от 14.07.1956 года « О государственных пенсиях» к периодам работы, предусмотренной Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, на основании пункта 97 и пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, приравнивались периоды иной работы и деятельности (военной службы, работы на выборной должности, обучения) при соблюдении определенных условий и ограничений.

        Так, в соответствии с подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах. При этом абзацем 14 пункта 109 предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период, указанный в «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом в абзаце 5 пункта 109 указанного Положения №590 содержится указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравнивая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей прав на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

          Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 13.11.1968 года № 805 было утверждено Положение о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР (утратило силу в связи с изданием Положения о практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР, утвержденное приказом Государственного комитета ССР по народному образованию на 08.06.1990 года №390), в соответствии с пунктом 1 которого, производственная практика учащихся средних специальных учебных заведений является органической частью учебного процесса и имеет целью закрепить и углубить знания, полученные учащимися в процессе обучения, привить необходимые умения и навыки практической деятельности по изучаемой специальности, приобщить учащихся к общественно полезному труду.

          Согласно пунктам 33,34 указанного Положения, на учащихся, которые в период производственной (технологической и преддипломной) практики зачислены на рабочие места или другие оплачиваемые должности, распространяется общее трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками и служащими. Время работы учащихся на оплачиваемых рабочих местах, должностях в период производственной (технологической и преддипломной) практики засчитывается в стаж непрерывной работы при исчислении размера пособий по государственному социальному страхованию и установлении надбавок к государственным пенсиям независимо от продолжительности перерывов в работе связанных с системой обучения.

         Согласно пункту 30 Положения о практике учащихся средних специальных учебных заведений СССР, утвержденного приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 года № 390, с момента зачисления учащихся в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии, в учреждении, организации.Кроме того, на учащихся, зачисленных на рабочие должности, распространяется общее трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне с работниками. Время работы на оплачиваемых рабочих местах(должностях) в период преддипломной и технологической практики засчитывается в трудовой стаж.В период практики на предприятии учащимся выдают трудовые книжки (справки) с записью о работе и присвоении рабочей профессии.

       Таким образом, действовавшим в период спорных правоотношений законодательством, предусматривалось возможность предоставления учащимся во время производственной практики на период производственной работы оплачиваемого рабочего места (должности). Время работы учащихся на оплачиваемых работах, должностях в период производственной (технологической, преддипломной) практики засчитывается в стаж непрерывной работы.

         Из трудовой книжки на имя истца, следует, что с 15.05.1985 по 25.07.1985 он принят учеником проходчика подземного ПАО «Челябинскуголь шахта «Центральная».

        Из архивной справки ГУ ОГАЧО НОМЕР от 07.04.2016 года следует о начислении заработной платы Дроздову В.В. с мая по июль 1985 года ПАО по добыче угля «Челябинскуголь».

        Из удостоверения НОМЕР на имя Дроздова В.В. следует, что он проходил производственную практику с 11.05.1985 по 27.06.1985 в учебном пункте шахты «Центральная» ПО «Челябинскуголь».

         Из представленных суду данных о стаже у Дроздова В.В. период прохождения производственной практики с 17.05.1985 по 27.06.1985 учтен как обычные условия работы.

Принимая во внимание, что Списками N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, а в последующем утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, для раздела 1. Горные работы, указаны работники (рабочие) выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей, то период работы истца учеником, т.е. период обучения на рабочем месте, подлежит зачету в льготный стаж. Выполняемая истцом работа в период 15.05.1985 по 25.07.1985 в должности подземного ученика проходчика непосредственно связана с работой в должности проходчика, предусмотренной шифром 1010100а Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).

           С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что спорный период производственной практики с 17.05.1985 по 27.06.1985 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

          Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода службы в армии, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Как следует из трудовой книжки истца он с 05.01.1984 по 25.01.1984 принят для прохождения практики горнорабочим подземным шахта «Подозерная» Челябинского производственного объединения по добыче угля «Челябинскуголь», с 15.05.1985 по 25.07.1985 также принят учеником проходчика подземного в ПО «по добыче угля «Челябинскуголь» шахта «Центральная», с 02.09.1985 по 21.11.1985 принят электорослесарем проходчиком подземным ПО по добыче угля «Челябинскуголь», с 31.03.1986 по 28.05.1986 принят учеником горнорабочего очистного забоя подземным на участок №2 ПО по добыче угля «Челябинскуголь», с 15.09.1986 по 07.10.1986 проходчиком подземным там же, с 16.10.1986 по 27.10.1988 служба в армии, с 06.02.1989 по 17.04.1998 проходчиком подземным ПО по добыче угля «Челябинскуголь» шахта «Центральная».

Согласно военного билета истец проходил службу с 16.10.1986 по 27.10.1988 года ( л.д.15).

Из представленного суду данных о стаже от 20.08.2020 года ( л.д.78) следует, что периоды службы в армии не отражены с приравниванием их по Списку №1, при этом за периодом службы в армии следует период с 07.02.1989 по 17.04.1998 включенный пенсионным органом в льготный стаж по Списку №1.

Принимая во внимание, что период работы с 06.02.1989 по 17.04.1998 учтен пенсионным органом по Списку №1, следовательно, имеются основания для приравнивания периода службы в армии к работе на льготных условиях.

Таким образом, период службы в армии с 16.10.1986 по 27.10.1988 подлежит включению в стаж истца по Списку №1.

Разрешая требования истца об обязании ОСФР по Челябинской области применить льготное исчисление стажа к периоду участия в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан с 01.02.1987 по 23.05.1988 как один месяц за три месяца, произвести перерасчет пенсии, суд пришел к следующему выводу.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 года N МЗ-637 указано, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Действовавшим до 1 января 2015 года Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер трудовой пенсии по старости, по инвалидности поставлен в зависимость от продолжительности общего трудового стажа и среднемесячного заработка гражданина до 1 января 2002 года и суммы страховых взносов, начисленных и уплаченных работодателем за него в Пенсионный фонд Российской Федерации за все работы, начиная с 1 января 2002 года.

При установлении пенсии во внимание принимаются два вида стажа:

- при определении права на страховую пенсию - страховой стаж по состоянию на дату назначения пенсии;

- при определении размера пенсии - общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 2002 года.

В общий трудовой стаж для исчисления размера трудовой пенсии засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, то есть по 31 декабря 2001 года включительно. После указанной даты во внимание принимается не трудовой стаж как таковой, а суммы произведенных страховых взносов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

Расчетный размер трудовой пенсии по пунктам 3 и 4 статьи 30 приведенного закона исчисляется по соответствующим формулам, которые отличны друг от друга.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:

периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 указанного Закона в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Кроме этого, в данной норме закона указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Также, исходя из пункта 4 статьи 30 Закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в том числе, периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Из изложенного следует, что, согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица: в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который не включается период учебы в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях) либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включаются данные периоды, в том числе периоды времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере и периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

         В материалах дела имеются варианты подсчета страхового стажа, из которых следует, что при подсчете пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" общий трудовой стаж составит 18 лет 5 месяцев 22 дня, при этом размер пенсии на 01.01.2024 составит 10541,75 рублей, а при подсчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" общий трудовой стаж составит -11 лет 11 месяцев 8 дней, а размер пенсии с 01.01.2024 года 12495,19 рублей.

        Таким образом, суд пришел к выводу о правильности произведенного ответчиком расчета размера пенсии истца, который произведен по наиболее выгодному для истца варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и предусматривающему исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с данным пунктом, в том числе, периода военной службы по призыву, в календарном порядке по их фактической продолжительности. Оснований же для осуществления перерасчета пенсии с применением формулы, предусмотренной пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, позволяющей учитывать данный период службы в армии в двойном и тройном размерах, не имеется.

Кроме того, доводы истца о применении Пункта 1 постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 года N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", где предусмотрено предоставление военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, и их семьям льготы, а именно, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях, суд находит необоснованным.

Предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 названного постановления льготное исчисление периодов военной службы для назначения пенсии за выслугу лет установлено для исчисления выслуги лет военнослужащим, пенсионное обеспечение которых регламентируется положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", вследствие чего данный нормативный акт не подлежит применению при исчислении стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Иные доводы, изложенные в письменных пояснениях истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку не являются предметом рассматриваемого спора.

       Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд пришел к следующему.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Как указано в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

       Однако, в указанном случае факта нарушения ответчиком имущественных прав истца, виновного поведения ответчика, судом не установлено, а доказательств причинения вреда нематериальным благам истца суду в порядке ст.56,67 ГПК РФ не представлено.       Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10000 рублей удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд-

                                                   РЕШИЛ:

            ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ №1 ░░░░░░░ ░ 17.05.1985 ░░ 27.06.1985 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ 16.10.1986 ░░ 27.10.1988 ░░░░.

             ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 01.02.1987 ░░ 23.05.1988 ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 31.07.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░, ░░░░░░░░.

            ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ :                         ░░░░░░ ░.░.

              ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ : 09.10.2024 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2849/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Дроздов Василий Владимирович
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Шишменцев Владимир Васильевич
Суд
Копейский городской суд Челябинской области
Судья
Ботова М.В.
Дело на сайте суда
kopeysk.chel.sudrf.ru
19.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2024Передача материалов судье
23.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2024Подготовка дела (собеседование)
17.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2024Судебное заседание
09.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2024Дело оформлено
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее