Решение по делу № 2-2353/2019 от 30.07.2019

Дело №2-2353/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области, в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., с участием помощника Кстовского городского прокурора Глазковой Д.П., при секретаре Беженар Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, обязании привести защитное сооружение в соответствие,

У С Т А Н О В И Л:

Кстовский городской прокурор в интересах Российской Федерации и

неопределенного круга лиц обратился в Кстовский городской суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение, обязании привести защитное сооружение в соответствие, ссылаясь на то, что проведенной городской прокуратурой проверкой установлено следующее.

Согласно сведениям МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района в список защитных сооружений гражданской обороны Кстовского района включено убежище, расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., балансодержатель не установлен.

На указанное сооружение в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района имеется инвентаризационная карточка, согласно которой дата приемки в эксплуатацию указанного сооружения - 1981 год.

При этом в Кстовском отделе ГП НО «Нижтехинвентаризация» сведений о сооружении гражданской обороны по указанному адресу в архиве не имеется.

Проведенной городской прокуратурой совместно с представителем МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проверкой установлено следующее: необходимая документация указанного защитного сооружения отсутствует, ответственное лицо за содержание защитного сооружения не назначено. Вентиляционная система разукомплектована и не функционирует, системы электро-, водоснабжения, канализации не функционируют, емкости для воды и санитарно-технические приборы отсутствуют. Системы жизнеобеспечения неисправны, защитно-герметические двери отсутствуют.

В нарушение п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575, укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанном защитном сооружении не представляется возможным.

При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны Кстовского района, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., не может быть реализовано.

Изложенное в свою очередь повлекло невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе необеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Истец просит признать незаконными бездействия Территориального управления Росимущества в Нижегородской области, выразившееся в невключении в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел. в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от 21.07.2005 №575.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Нижегородской области, выразившееся в невключении в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость- 150 человек.

Обязать Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенного но адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость - 150 человек.

Обязать территориальное управление Росимущества в Нижегородской области привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость - 150 человек в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, а именно: оборудовать защитное сооружение вентиляционной системой, системой электро-водоснабжения, системой канализации; оборудовать защитное сооружение санитарно-техническими приборами и установить емкости для воды; установить защитно-герметические двери.

В судебном заседании помощник Кстовского городского прокурора Глазкова Д.П. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района и Администрации Чернышихинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Из положений пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N 583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2,5,9 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

В силу п.3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

В соответствии с п.п. 4.1, 4.2, 4.3, 4.9, 5.3 Положения о Территориальном управлении Росимущества в Нижегородской области, утвержденного Приказом Росимущества от 27.02.2009 № 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, полномочия по его учету, контролю, а также осуществляет иные юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 утверждено Положение об учете федерального имущества (далее - Положение).

В соответствии с п. 16 Положения ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну Российской Федерации.

Согласно сведениям МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района в список защитных сооружений гражданской обороны Кстовского района включено убежище, расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., балансодержатель не установлен.

Из паспорта убежища №1 следует, что данный объект был принят в эксплуатацию в 1981 г., находится в подвале амбулатории, имеет общую площадь 372 кв.м.

На указанное сооружение в МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» Кстовского муниципального района имеется инвентаризационная карточка, согласно которой год ввода в эксплуатацию указанного сооружения 1981, защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, требует капитального ремонта.

При этом в Кстовском отделе ГП НО «Нижтехинвентаризация» сведений о сооружении гражданской обороны по указанному адресу в архиве не имеется.

Проведенной городской прокуратурой совместно с представителем МКУ «Управление по делам ГО и ЧС» проверкой установлено следующее: необходимая документация указанного защитного сооружения отсутствует, ответственное лицо за содержание защитного сооружения не назначено. Вентиляционная система разукомплектована и не функционирует, системы электро-, водоснабжения, канализации не функционируют, емкости для воды и санитарно-технические приборы отсутствуют. Системы жизнеобеспечения неисправны, защитно-герметические двери отсутствуют.

В нарушение п.2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 (номер обезличен), укрытие населения в случае введения режима ЧС в указанном защитном сооружении не представляется возможным.

При таких обстоятельствах выполнение мероприятий по надлежащему техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны Кстовского района, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м., проектная вместимость - 150 чел., не может быть реализовано.

Изложенное в свою очередь повлекло невыполнение в полном объеме задач в области гражданской обороны, в том числе необеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Судом принимается во внимание, что до настоящего времени защитное сооружение по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории своего статуса как защитного сооружения гражданской обороны не утратило и представителем Территориального управления не оспаривается, что данное защитное сооружение гражданской обороны, требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние.

Территориальным управлением Росимущества в Нижегородской области в нарушение требований действующего федерального законодательства указанный объект в реестр федеральной собственности в настоящее время не включен, что в свою очередь повлекло невыполнение мероприятий по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

Бездействие ТУ Росимущества в Нижегородской области в виде непринятия мер по включению в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны и надлежащему содержанию вышеуказанного объекта гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в условиях чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области, а требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кстовского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, выразившееся в невключении в реестр федеральной собственности защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость- 150 человек.

Обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области включить в реестр федеральной собственности защитное сооружение гражданской обороны, расположенного но адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость - 150 человек.

Обязать Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области привести защитное сооружение гражданской обороны (убежище), расположенное по адресу: (адрес обезличен), здание амбулатории, тип убежища - ВУ, площадь 372 кв.м, проектная вместимость - 150 человек в соответствие с Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, а именно: оборудовать защитное сооружение вентиляционной системой, системой электро-водоснабжения, системой канализации; оборудовать защитное сооружение санитарно-техническими приборами и установить емкости для воды; установить защитно-герметические двери.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья: А.Х.Водяницкая

Секретарь:

2-2353/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кстовский городской прокурор
Ответчики
ТУ Росимущества в Нижегородской области
Другие
МКУ "Управление по делам ГО и ЧС" Кстовского муниципального района
Администрация Чернышихинского сельсовета
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Водяницкая Анна Халильевна
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
30.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.07.2019Передача материалов судье
30.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2019Судебное заседание
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее