Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года г.Губкин Белгородской области
Губкинский городской суд Белгородской области в составе: председательствующего судьи Потрясаевой Н.М.,
при секретаре Кирилловой Т.В.,
в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Назарову Юрию Алексеевичу о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http://creditors.su, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Губкинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Назарову Ю.А. о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http://creditors.su, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование требований указано, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенного в целях проверки противодействия распространению запрещенной или ограниченной к распространению информации, был выявлен сайт, размещенный в сети «Интернет» - на странице которого размещена оферта физических лиц по выдаче частных займов денежных средств, адресованные неопределенному кругу лиц. Вход на сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием указанной интернет-страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»», указывая, что ФЗ устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Деятельность по предоставлению денежных средств в займ представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами микрофинансовой деятельности.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии предусмотрена уголовная и административная ответственность, в административном исковом заявлении Губкинский городской прокурор просил признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице интернет сайта (http://creditors.su) информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации; направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения в Единый реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебное заседание административный истец в лице помощника Губкинского городского прокурора Малахова А.С. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, административный иск поддержала.
Административный ответчик Назаров Ю.А., согласно сведениям ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», является владельцем домена, где размещена информация, запрещенная к распространению на территории РФ, в судебное заседание не явился.
Из материалов дела следует, что о дате, времени и месте как подготовки дела к судебному разбирательству, так и судебного заседания, назначенного на 28.02.2020, Назаров Ю.А. извещался судом своевременно и надлежащим образом, возражений не представил, о не рассмотрении дела в его отсутствие не просил (л.д.25).
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области, извещенный своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дел в его отсутствие, возражений не представил (л.д.18-19).
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика Назаров Ю.А. и представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области.
Исследовав обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяют свое действие на производство по административным делам о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которого на территории Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Как указано в п. 1 ст. 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 1, п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В настоящем административном иске прокурор, заявляя требование о признании информации запрещенной, ставит вопрос об установлении правового состояния спорного информационного материала, который имеет юридическое значение для разрешения вопроса о его включении по правилам ч. 2 ст. 15.1 Закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и как следствие прекращения права на его распространение.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии со ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
В судебном заседании установлено, что Губкинской городской прокуратурой проведена проверка с целью выявления сайтов, содержащих противоправную информацию.
В ходе проведенной проверки, с применением персонального компьютера с использованием доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», произведен осмотр сайта http://creditors.su. В ходе мониторинга указанного сайта установлено, что вход на сайт является свободным, предварительной регистрации не требуется, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет», информация на сайте распространяется бесплатно. На указанном сайте размещена информация о предоставлении оферты физических лиц по выдаче частных займов денежных средств, адресованные неопределенному кругу лиц. Информация носит противоправный характер, поскольку за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии предусмотрена уголовная и уголовная ответственность. По результатам осмотра сети Интернет, представлен скриншот страницы с указанной информацией (л.д.7).
Осмотром интернет-страницы, размещенной по адресу: http://creditors.su, установлен факт размещения информации, направленной на предоставление оферты физических лиц по выдаче частных займов денежных средств.
Тем самым, на интернет-сайте http://creditors.su фактически размещена информация, которая неопределенный круг лиц вводит в заблуждение относительно допустимости предоставления данной услуги физическими лицами, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствует их совершению, тогда как законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на предоставление физическими лицами услуг по выдаче частных займов денежных средств.
Суд принимает в качестве доказательств скриншоты страниц указанного первоисточника, они заверены прокурором, содержат названия и адреса сайтов, тем самым доказывают, что информация взята именно из этого официального источника.
Согласно сведениям ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» владельцем доменного имени, с которого осуществлялось системное администрирование данного ресурса, является Назаров Юрий Алексеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: 606130, <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 10-11).
Таким образом, на указанном Интернет-сайте в свободном доступе пользователю предоставляется информация о предоставлении оферты физических лиц по выдаче частных займов денежных средств.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами Губкинского городского прокурора о том, что обеспечение доступа к информации, представляющей собой пропаганду или агитацию к совершению противоправных деяний, нарушает права и законные интересы граждан, а также подрывает основы конституционного строя Российской Федерации.
Так, законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на осуществление предпринимательской деятельности по предоставлению микрозаймов без соответствующей регистрации и лицензии.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии предусмотрена уголовная ответственность ст. 171 УК РФ.
Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Закона об информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона об информации.
Целью обращения прокурора в суд с вышеуказанным заявлением является включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей оказание сексуальных услуг и получение за оказываемые услуги денежного вознаграждения, среди широкого круга лиц, включая несовершеннолетних, и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
В целях ограничения доступа к Интернет-ресурсу, содержащему запрещенную информацию, необходимо внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.10.2014 №1101.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2014 №1101.
По состоянию на 10.02.2020 указанный Интернет-ресурс http://creditors.su в Едином реестре отсутствует.
Основанием для внесения упомянутого сайта в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информа-цией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что на интернет-сайте http://creditors.su фактически содержится информация о предоставлении микрозайма физическим лицом без лицензии либо соответствующего разрешения, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на интернет – сайте http://creditors.su, является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и, как следствие, подлежит включению в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ.
В связи с чем, заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
С учётом обстоятельств, установленных при рассмотрении настоящего административного дела, приходя к выводу о том, что замедление исполнения настоящего решения может нанести значительный ущерб правам и законным интересам граждан Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости обращения решения к немедленному исполнению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку требования административного иска удовлетворены в полном объеме, административный истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей, согласно ст. 61 Бюджетного кодекса РФ в доход бюджета муниципального образования «Губкинский городской округ».
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Губкинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Назарову Юрию Алексеевичу о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http://creditors.su, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://creditors.su, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Внести сайт с адресом: http://creditors.su в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области (Управление Роскомнадзора по Белгородской области) 308007, г. Белгород, ул. Гагарина, д.6-а для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» по адресу http://creditors.su в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение в соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Назарова Ю.А в доход бюджета муниципального образования «Губкинский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца, с подачей апелляционной жалобы через Губкинский городской суд.
Судья Н.М.Потрясаева