Решение по делу № 33-4696/2020 от 03.06.2020

Судья Беспалова Е.А.

Судья-докладчик Сальникова Н.А.                                       № 33-4696/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июля 2020 года     г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Рудковской И.А.,

судей Шовкомуда А.П., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Арефьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2020 по иску Шипулиной О.А. к Министерству обороны Российской Федерации в лице Войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», обществу с ограниченной ответственностью Экостандарт «Технические решения» о признании недействительными результатов оценки условий труда, восстановлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, иных льгот

по апелляционной жалобе командира Войсковой части 35020,

по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Усольского городского суда Иркутской области от 11 марта 2020 года,

установила:

Шипулина О.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, в обоснование заявленных исковых требований указала, что с 01.12.2015 работает в войсковой части 35020 в должности врача-стоматолога медицинского пункта с лазаретом на 30 койко-мест. 15.08.2019 она уведомлена ответчиком об изменении условий труда с 22.09.2019. Согласно условиям измененного трудового договора, истец лишена права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 12 рабочих дней, сокращенной продолжительности рабочего времени 33 часа в неделю, права на бесплатное получение молока, которые были предусмотрены ранее трудовым договором за выполнение работы во вредных и опасных условиях труда.

При этом фактическая оценка условий труда не проводилась, эксперт (данные изъяты) подписавшая карту специальной оценки условий труда, участия в данной оценке не принимала, на рабочее место врача-стоматолога не выезжала и оценку не проводила.

Истец Шипулина О.А. просила признать недействительными результаты оценки условий труда врача-стоматолога, утвержденные отчетом ответчика от 22.07.2019, обязать ответчика восстановить ранее предоставленные компенсационные меры в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 12 рабочих дней, сокращенной продолжительности рабочего времени -33 часа в неделю (6ч. 36 м. в день), получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности).

Решением суда от 11.03.2020 исковые требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными результаты специальной оценки условий труда рабочего места врача-стоматолога медицинского пункта (с лазаретом на 30 коек) войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, оформленные картой № 246 от 19.11.2018 специальной оценки условий труда на рабочем месте врача-стоматолога; возложил обязанность на Министерство обороны Российской Федерации в лице войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22.09.2019.

В удовлетворении исковых требований Шипулиной О.А. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ООО Экостандарт «Технические решения» о признании недействительными результатов оценки условий труда о признании недействительными результатов оценки условий труда, восстановлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска суд отказал.

В апелляционной жалобе командир войсковой части 35020 Питерниекс Д. просит решение суда отменить, принять по делу другое решение. В обоснование доводов к отмене решения заявитель указал, что настоящее решение исполнить невозможно, поскольку привлечение Министерства обороны РФ в лице войсковой части 35020 в данном случае необоснованно в связи с отсутствием у командира войсковой части 35020 полномочий на осуществление действий от имени Министерства обороны РФ.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Петренко В.В. просит решение суда отменить, принять по делу другое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. При этом настаивает, что несогласие работника с результатами проведенной специальной оценки труда и, соответственно, с ее правовыми последствиями, является индивидуальным трудовым спором, разрешаемым судом только между работником и работодателем. Между тем Министерство обороны РФ необоснованно привлечено к участию в данном споре в качестве ответчика, в то время как трудовой договор истцом заключен с командиром войсковой части 35020, который является работодателем Шипулиной О.А.

Письменных возражений относительно апелляционных жалоб не поступило.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления, отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, в заседание судебной коллегии не явились, представители ответчиков, ходатайств об отложении дела не заявили, о наличии причин, препятствующих рассмотрению дела, не уведомили. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснение истца Шипулиной О.А., полагавшей решение суда законным, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции установил, что истец Шипулина О.А. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 35020 Министерство обороны Российской Федерации в должности врача-стоматолога в медицинском пункте (с лазаретом на 30 коек) войсковой части 35020 (л.д.32-35).

По условиям трудового договора истцу предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск, в связи с работой во вредных условиях труда продолжительностью 12 рабочих дней.

Приказом от 26.05.2018, с изменениями от 17.04.2019, в войсковой части 35020 создана комиссия для организации проведения специальной оценки условий труда (л.д.39-40).

01.08.2018 между ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» и ООО Экостандарт «Технические решения» заключен государственный контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (л.д. 41-43).

22.07.2019 председателем комиссии утвержден отчет о проведении специальной оценки условий труда, которая проводилась ООО Экостандарт «Технические решения» (л.д.45-48).

В соответствии с картой № 246 от 19.11.2018 специальной оценки условий труда рабочее место врача-стоматолога было отнесено ко 2 классу (допустимые) условия труда (л.д. 14-15).

15.08.2019 на основании проведенной СОУТ, Шипулина О.А. уведомлена об изменении с 22.09.2019 условий оплаты труда и об отсутствии права на дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенную продолжительности рабочего времени, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (л.д.128).

По ходатайству истца, в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда по должности медицинских сестер в войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, выполненной ООО «Экостандарт «Технические решения», суд назначил экспертизу, производство которой поручил Министерству труда и занятости Иркутской области (л.д.84-86).

Эксперт в заключении от 10.02.2020 № 3153 пришел к выводам о том, что качество проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте врача-стоматолога не отвечает требованиям, установленным Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н, СОУТ выполнена с рядом нарушений, подробно указав, в чем они выразились в исследовательской части (л.д.98-114).

Разрешая требования истца о признании недействительными результатов оценки условий труда, восстановлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, иных льгот, суд оценил представленные доказательства в их совокупности, в том числе заключение экспертизы Министерства труда и занятости Иркутской области от 10.02.2020 №3153, соответствующее ст. 86 ГПК РФ, содержащее подробное описание исследований и мотивированные ответы на поставленные вопросы. Установив, что оценка условий труда истца проведена с нарушением требований Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н, суд признал недействительными результаты специальной оценки условий труда рабочего места врача-стоматолога медицинского пункта (с лазаретом на 30 коек) войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, оформленные картой № 246 от 19.11.2018 и пришел к выводу, что работнику должны предоставляться гарантии и компенсации в том объеме и размере, которые имели место до проведения СОУТ. Суд исходил из того, что ненадлежащая оценка условий труда лишает работника, осуществляющего трудовую деятельность в войсковой части 35020 права на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно во вредных и опасных условиях труда, может повлечь за собой неблагоприятные последствия, риск повреждения здоровья от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции в указанной части соглашается, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Между тем, вывод суда о возложении обязанности на Министерство обороны РФ в лице Войсковой части 35020 восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22.09.2019 является необоснованным. Данный вывод противоречит установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Обеспечение права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, является одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (абзац пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209ТК РФ).

Согласно статье 21ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 21, 212 ТК РФ).

Так, в силу абзаца десятого части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01.01.2014.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Заключение же гражданско-правового договора от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда по общему правилу осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Однако, суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по исковым требованиям Шипулиной О.А. положения норм закона, возлагающих обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на работодателя, а непосредственное проведение специальной оценки условий труда на организацию, отвечающую требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, не учел, не применил к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: кто является работодателем по отношению к работнику, занимающему рабочее место в медицинском пункте-лазарете Войсковой части 35020 по должности врач-стоматолог, были ли выполнены работодателем мероприятия по организации и финансированию проведения специальной оценки труда.

Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22.09.2019, суд первой инстанции не принял во внимание, что, в силу части 4 статьи 20 ТК РФ, работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В соответствии с положениями приказа Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» работодателями в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации являются командиры воинских частей, в чьем непосредственном подчинении состоит данная войсковая часть. При этом только работодатель, в силу абзаца десятого части 2 статьи 212 ТК РФ, статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ может являться заказчиком получения услуг специальной оценки рабочих мест, что не было при разрешении спора учтено судом, вследствие этого обязанность по восстановлении льгот, полагающихся истцу, неправомерно была возложена на Министерство обороны РФ.

При таких обстоятельствах решение суда в части возложения на Министерство обороны РФ в лице Войсковой части 35020 обязанности восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22.09.2019 не является законным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований к Министерству обороны РФ. Поскольку работодателем для истца является командир Войсковой части 35020, то на него следует возложить обязанность восстановить Шипулиной О.А. гарантии, связанные с работой во вредных условиях труда, с 22.09.2019.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Усольского городского суда Иркутской области от 11 марта 2020 года по данному делу в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации в лице Войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации обязанности восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22 сентября 2019 года отменить.

Принять в указанной части новое решение.

Обязать командира Войсковой части 35020 восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22 сентября 2019 года.

В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности восстановить Шипулиной О.А. предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 12 рабочих дней, сокращенную продолжительность рабочего времени -33 часа в неделю, получение молока и других равноценных пищевых продуктов (0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности) с 22 сентября 2019 года отказать.

В остальной части решение Усольского городского суда Иркутской области от 11 марта 2020 года оставить без изменения.

Судья – председательствующий И.А. Рудковская
Судьи А.П. ШовкомудН.А. Сальникова

33-4696/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Шипулина Ольга Анатольевна
Ответчики
Войсковая часть 35020
ФКу Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа
ООО Экостандарт Технические решения
Министерство обороны в лице войсковой части 35020
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Сальникова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.irk.sudrf.ru
03.06.2020Передача дела судье
08.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
20.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее