№ 2а-2092/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2018 года город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Назаровой К.Г.,
с участием представителя административного истца по доверенности Гарайшиной И.И.,
представителя административных ответчиков и заинтересованного лица по доверенностям Свотиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Медведева В.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова и Закутько Н.В. о признании незаконным решения № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности,
установил:
Медведев В.А. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова (далее – ИФНС по Октябрьскому району города Саратова) и Закутько Н.В. о признании незаконным решения № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности.
Требования истца мотивированы тем, что ИФНС по Октябрьскому району города Саратова в отношении него вынесено решение № от <дата> которым он привлечен к налоговой ответственности. <дата> он подал в УФНС по Саратовской области апелляционную жалобу, в удовлетворении которой было отказано <дата>. Считает решение № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности незаконным, так как расчет налоговой базы по земельному налогу был произведен на основании кадастровой, а не рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков. На основании изложенного просил отменить решение № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности.
Административный истец Медведев В.А. и административный ответчик Закутько Н.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель административного истца по доверенности Гарайшина И.И. требования изложенные в административном иске поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица по доверенностям Свотина О.Н. просила отказать в удовлетворении административного иска, возражения изложила в письменном виде (Т. 2 л.д. 175-179).
Суд с учетом мнения участников процесса и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца и административного ответчика.
Заслушав пояснения представителя административного истца и представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (пункт 1); судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц (абзац 2 пункт 2).
Согласно ст. 142 НК РФ жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве и иными федеральными законами.
Решением заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова Закутько Н.В. от <дата> № (Т. 1 л.д. 6013) Медведев В.А. на основании ст. 101 НК РФ привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде не исчисления и не уплаты налога на доходы физических лиц за 2016 год в размере 850 382 рубля, за приобретение восьми земельных участков.
При проверке законности принятого решения установлено и не оспорено сторонами, что Медведев В.А. состоит на налоговом учете по месту жительства в ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова с <дата>.
В 2016 году Медведев В.А. у лиц, не являющихся его родственниками, безвозмездно приобрел в собственность по договорам дарения восемь земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>» (Т. 2 л.д. 180-195), в том числе: на основании договора дарения от <дата> с ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 (Т. 2 л.д. 68-71) земельный участок площадью 710900 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО18, ФИО9, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 (Т. 2 л.д. 134-138), земельный участок площадью 632001 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31 (Т. 2 л.д. 139-142) земельный участок площадью 408100 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41 (Т. 2 л.д. 143-146) земельный участок площадью 790000 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 (Т. 2 л.д. 79-81) земельный участок площадью 315999 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО46, ФИО47, ФИО48 (Т. 2 л.д. 130-133) земельный участок площадью 316000 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО49 (Т. 2 л.д. 128-129) земельный участок площадью 79000 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №; на основании договора дарения от <дата> с ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54 (Т. 2 л.д. 115-118) земельный участок площадью 395000 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>», кадастровый №.
Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от <дата> № (Т. 1 л.д. 60-67) кадастровая стоимость переданных Медведеву В.А. по договорам дарения земельных участков по состоянию на <дата> составляет: по кадастровому номеру земельного участка № - 1 121 651 рубль 86 копеек, по кадастровому номеру земельного участка № - 738 661 рубль, по кадастровому номеру земельного участка № - 1 392 500 рублей 28 копеек, по кадастровому номеру земельного участка № - 571 958 рублей 19 копеек, по кадастровому номеру земельного участка № - 571 960 рублей, по кадастровому номеру земельного участка № - 1 286 729 рублей, по кадастровому номеру земельного участка № - 142 990 рублей, по кадастровому номеру земельного участка № - 14 950 рублей. Общая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на <дата> составила 6541400 рублей 33 копейки.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 данного кодекса.
В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в п. 18.1 ст. 217 НК РФ, доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, не облагаются налогом, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев между лицами, которые не являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
При получении от физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, доходов в денежной и натуральной формах в порядке дарения в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения, гражданин обязан самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет (подп. 7 п. 1, п. 2 ст. 228 Кодекса).
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из п. 6 Обзора судебной практики рассмотрения судами дел, связанным с применением Главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, следует, что налоговая база при дарении недвижимости между физическими лицами может определяться исходя из кадастровой (инвентаризационной) стоимости полученного гражданином имущества
В силу закрепленных в ст. 3 Кодекса основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 6 и 7 ст. 3 Кодекса).
Поэтому в рассматриваемой ситуации надлежит исходить из положений п. 3 ст. 54 Кодекса, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.
К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, полученные из органов технической инвентаризации, одной из целей определения которой является налогообложение физических лиц.
Таким образом, в силу приведенных норм закона и установленных обстоятельств Медведев В.А. должен был самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц исходя из кадастровой стоимости земельных участков, чего им сделано не было.
В оспариваемом решении, при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, правомерно применена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на <дата> (дата приобретения).
Доводы Медведева В.А., о неверном расчете налога и необходимости исчисления его исходя из рыночной стоимости земельных участков, судом во внимание не принимаются, так как не соответствуют вышеприведенным нормам закона.
На момент принятия решения кадастровая стоимость земельных участков административным истцом в установленном порядке не была оспорена, рыночная стоимость определена не была.
Таким образом, решение № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности Медведева В.А., является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Медведева В.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова и Закутько Н.В. о признании незаконным решения № от <дата> о привлечении к налоговой ответственности.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья (подпись) Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 10 августа 2018 года.