Мотивированное решение изготовлено 29.09.2020.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.09.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филимоновой С.В., при секретаре Плосковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1601/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 31 по Свердловской области к Дворецкой ФИО6 о взыскании задолженности по уплате земельного и транспортного налогов, налога на имущество физических лиц, а так же пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №31 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Дворецкой Е.М. о взыскании задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также пени. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Дворецкая Е.М., являясь налогоплательщиком, за 2017 годы не исполнила обязанность по уплате земельного налога в сумме 1 266 руб.; транспортного налога в сумме 1 025 руб. и налога на имущество физических лиц в сумме 2 013 руб.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за неуплату в установленный законом срок сумм налогов, административному ответчику начислены пени, а именно, за неуплату земельного налога в сумме 15,56 руб., транспортного налога в сумме 12,60 руб.; налога на имущество физических лиц в сумме 24,74 руб. Итого сумма недоимки по налогу у данного налогоплательщика составила – 4 356,90 руб.
На основании статей 69 Налогового кодекса РФ ответчику были направлены требования об уплате налога, которые налогоплательщиком исполнены не были. Налоговый орган в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением мировым судьи судебного участка № 4 Сысертского судебного района Свердловской области от 03.06.2020 в принятии такого заявления налоговому органу было отказано.
Ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ, административный истец просил взыскать с Дворецкой Е.М. недоимку по налогам, пени, всего в сумме 4 356,90 руб.
В силу ч. 3 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Как следует из письма начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сысертский» Волкова К.С. от 14.08.2020 (исх. 20422), гр. Дворецкая Е.М. с 03.05.2011 и по настоящее время зарегистрирован по адресу, указанному в исковом заявлении. Именно по указанному адресу ответчику и направлялась вся судебная корреспонденция, в том числе судебное извещение о вызове в судебное заседание, назначенное по данному делу на 25.09.2020, которое не было получено адресатом.
В силу п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Учитывая, что судебные извещения направлялись в адрес административного ответчика по месту ее регистрации, и не были им получены, ответственность неблагоприятных последствий, связанных с неполучением извещения, лежит на ответчике.
В судебное заседание представитель административного истца, а также ответчик, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с соблюдением положений ч. 1 ст. 96 КАС РФ, с ходатайством об отложении судебного заседания по делу в суд не обращались.
В соответствии с ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу положений статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогооблажения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом РФ не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Положениями ст. 409 Налогового кодекса РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогооблажения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Законом Свердловской области «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» № 43-ОЗ от 29.11.2002 предусмотрена ставка транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы по нему и основания для их использования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с 15.09.2015 вводится в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которым данное дело отнесено к категории административных дел.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области за 2017 год налогоплательщику был произведен расчет транспортного налога в сумме 1 025 руб.; земельного налога в сумме 1 266 руб.; а также налога на имущество физических лиц в сумме 2 015 руб., итого на сумму 4 414 руб., о чем по состоянию на 29.08.2018 вынесено налоговое уведомление № 20481560, со сроком его исполнения до 03.12.2018.
Обязанность по уплате налога в срок, указанный в данном налоговом уведомлении, налогоплательщик не исполнил. Тогда как, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ), что также предусмотрено положениями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Как установлено судом, по состоянию на 21.01.2019 ИФНС России № 31 по Свердловской области в отношении налогоплательщика вынесено требование № 2839 об уплате недоимки (сроком оплаты до 19.02.2019) по транспортному налогу в сумме 1 025 руб.; земельному налогу в сумме 1 266 руб.; налогу на имущество физических лиц в сумме 2 013 руб., и так же пени на указанные виды налогов в сумме 52,90 руб., и того на сумму 4 356,90 руб.
Как уже указывалось выше, в требовании от 21.01.2019 срок его исполнения об уплате платежей налоговым органом установлен до 19.02.2019, в связи с чем, шестимесячный срок на обращение в суд истекал 19.08.2019 года.
Судом же установлено, что Межрайонная ИФНС России № 31 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дворецкой Е.М. недоимки по налогам обратилось только в июне 2020.
03.06.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Сысертского судебного района Свердловской области, вынесено определение об отказе в принятии данного заявление по причине того, что заявленное требование, по мнению мирового судьи, не являлось бесспорным, и подано по истечении шестимесячного срока.
Таким образом, судьей районного суда установлено, что обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дворецкой Е.М. недоимки по земельному налогу и пени, имело место за пределами сроков, предусмотренных ч. 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Межрайонной ИФНС № 31 по Свердловской области в канцелярию Сысертского районного суда Свердловской области административное исковое заявление о взыскании с Дворецкой Е.М. недоимки по уплате налога, пени было передано 24.07.2020, из чего следует, что после вынесения определения мирового судьи срок обращения налоговым органом в порядке искового производства не нарушен.
Вместе с тем, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований (ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Заявление о восстановлении пропущенного срока истец не подавал, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено. Причины, объективно препятствующие подать заявление в суд в установленный законом срок истцом не приведены.
Учитывая изложенное, судья приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд и отсутствие оснований для его восстановления.
Таким образом, суд считает, что требования Межрайонной ИФНС № 31 по Свердловской области к Дворецкой Е.М. о взыскании недоимки по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, удовлетворению не подлежат по причине пропуска административным истцом срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ Дворецкой Е.М. начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 24,74 руб., земельному налогу в сумме 15,56 руб. и транспортному налогу в сумме 12,60 руб., однако учитывая, что недоимка по указанным видам налога не взыскана, срок давности для ее взыскания истек, то и пени, начисленные на такую задолженность, также взысканы быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░