Решение по делу № 2а-1433/2021 от 10.02.2021

                        34RS0002-01-2021-000912-76

Дело №2а-1433/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 апреля 2021 года                                 г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Перевязко М.А.,

с участием: представителя административного ответчика Астраханской таможни Полякова Г.С., действующего на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агапова Максима Сергеевича к Дзержинскому таможенному посту г. Волгограда Астраханской таможни, Астраханской таможне о признании незаконным действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Агапов М.С. обратился в суд с административным иском к Дзержинскому таможенному посту г. Волгограда Астраханской таможни, в котором просил признать незаконным бездействие по невыдаче дубликата паспорта транспортного средства от 16 января 2020 года № <адрес> (в том числе электронного) на мотоцикл «Honda» 1996 года выпуска, VIN - на имя Агапова М.С., возложив на административного ответчика обязанность устранить нарушения его прав.

В обоснование предъявленных требований указал, что в конце 2019 года им на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь ввезен в связи с покупкой мотоцикл «Honda» 1996 года выпуска, VIN - . С целью легализации указанного транспортного средства для свободного передвижения и последующей регистрации, он обратился в Дзержинский таможенный пункт г. Волгограда, представил все необходимые документы, оплатив все необходимые пошлины, связанные с процедурой оформления паспорта транспортного средства. 8 октября 2019 года на мотоцикл было изготовлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от № и 16 января 2020 года таможенным органом был выдан паспорт транспортного средства № <адрес>. Не успев совершить регистрационные действия, паспорт транспортного средства им был утерян. С целью розыска паспорта транспортного средства он обратился в ОМВД РФ по Волгоградской области в Нехаевском районе. В ответ на заявление была получена справка, согласно которой ПТС в ОМВД РФ по Волгоградской области в Нехаевском районе не числится. Поскольку он, не успел совершить регистрационные действия на мотоцикл, 10 декабря 2020 года по электронной почте в адрес Дзержинского таможенного поста было направлено заявление о выдаче дубликата паспорта транспортного средства № <адрес> от 16 января 2020 года. Также 10 декабря 2020 года было направлено заявление о выдачи копий документов, представленных ранее при оформлении паспорта транспортного средства. 15 декабря 2020 года по электронной почте получен ответ на заявление о предоставлении копий документов и представлены цифровые копии паспорта транспортного средства от 16 января 2020 года № <адрес> и свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 8 октября 2019 года № . По вопросу предоставления дубликата ПТС письменного ответа в его адрес направленно не было, в связи с чем считает что административным ответчиком допущено бездействие, нарушающее права административного истца на получение дубликата паспорта транспортного средства от 16 января 2020 года №<адрес> в том числе электронного ПТС ввиду отсутствия у административного истца иной возможности получить данный документ.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Астраханская таможня.

В судебное заседание административный истец Агапов М.С., будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указала, что требования административного иска поддерживает в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Дзержинского таможенного поста Астраханской таможни, Астраханской таможни - Поляков Г.С., действующий на основании доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, просил в иске отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что Агапов М.С. обращался на Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни по вопросу выдачи дубликата ПТС на мотоцикл «Honda» в связи с утратой ранее выданного ПТС №<адрес> от 16 января 2020 года. 18 августа 2020 г. Дзержинским таможенным постом Астраханской таможни посредством электронной почты с досылом Агапову М.С. направлялся ответ о необходимости прибыть на таможенный пост с оригиналами документов для получения дубликата. Поскольку Агапов М.С. в период с 18 августа по 1 ноября 2020 года не явился лично на Дзержинский таможенный пост для получения дубликата ПТС, а с 1 ноября 2020 года приказ МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» утратил силу Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни лишен возможности выдать как бумажный так и электронный ПТС.

В соответствии с ч. 6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая надлежащее извещение административного истца, принимая во внимание, что судом его явка обязательной не признавалась, согласно правилам, установленным ст. 150 и 152 КАС РФ, с учетом сроков рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Агапова М.С..

    Суд, выслушав мнение представителя административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 03 августа 2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" документами, идентифицирующими транспортное средство, являются паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства).

До 1 ноября 2020 года выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС являлась дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

Таможенные органы при осуществлении действий по выдаче ПТС до 01 ноября 2020 года руководствовались приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" (далее - Положение), Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами порядка взимания утилизационного сбора, в том числе порядка его исчисления и уплаты, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 года №870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".

В силу п. 57, 58 Положения, паспорта выдаются таможенными органами. Выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Агапову М.С. принадлежит транспортное средство - мотоцикл «Honda» , 1996 года выпуска, VIN - , на который 8 октября 2019 года было изготовлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства от № и 16 января 2020 года Дзержинским таможенным постом Астраханской таможни выдан ПТС № <адрес>.

Согласно представленным административным ответчиком Астраханской таможней материалов, 20 июля 2020 года Агапов М.С. вновь обратился на Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни по вопросу выдачи дубликата ПТС, в связи с утратой ранее выданного ПТС №<адрес> от 16 января 2020 года.

По результатам рассмотрения приведённого выше заявления 18 августа 2020 года Дзержинским таможенным постом Астраханской таможни посредством электронной почты (<адрес> с досылом Агапову М.С. был направлен ответ о необходимости прибыть на таможенный пост с оригиналами документов для получения дубликата ПТС, где ему разъяснено о необходимости предоставления оригиналов документов: паспорта гражданина РФ, документов, подтверждающих обращение в органы МВД по факту утраты ПТС. Указанный ответ получен адресатом по электронной почте 26 августа 2020 года.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.10.2020 внесены изменения в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 , согласно которому с 02.11.2020 транспортные средства, изготовленные в государствах-членах, регистрируются в Российской Федерации только при наличии электронных паспортов, оформленных в соответствии с Порядком.

С 1 ноября 2020 г. приказ МВД России №496, Минпромэнерго России , Минэкономразвития России от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств», равно как и Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" утратили силу, в связи с вступлением в силу подп. «е» Решения Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 «Об утверждении порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств».

В связи с этим как Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни, так и в целом таможенные органы утратили полномочия по выдаче ПТС на бумажном носителе.

Согласно письму ФТС России от 30 октября 2020 года «Об оформлении электронных паспортов транспортных средств» с 1 ноября 2020 прекращается выдача таможенными органами ПТС (ПШТС) на бумажных носителях. Таможенными органами оформление электронных ТПС (ПШТС) в том числе внесение в них каких-либо сведений правом ЕАЭС и законодательством российской Федерации не предусмотрено.

Как следует из товарной накладной от 24 ноября 2020 года остаток бланков ПТС Дзе6ржинским таможенным постом сдан на склад Астраханской таможни.

Таким образом, суд соглашается с доводом административного ответчика, что с момента принятия решения таможенным постом о возможности выдачи дубликата ПТС до 1 ноября 2020 года Агапов М.С. не воспользовался своим правом и не явился лично на Дзержинский таможенный пост для получения дубликата ПТС № <адрес> от 16 января 2020 года на мотоцикл «Honda» 1996 года выпуска, VIN - .

10 декабря 2020 г. гр. Агапов М.С. вновь обратился посредством электронной почты с заявлением о выдаче дубликата ПТС, которое не было подписано заявителем.

Согласно п. 6.3.1. приказа ФТС России от 9 июля 2014 N 1331 "Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации" документы, не имеющие реквизита "Подпись", возвращаются отправителю (кроме обращений граждан, направленных на официальный сайт или официальный адрес электронной почты таможенного органа).

Как следует из объяснений представителя Астраханской таможни, неподписанное обращение не могло было быть зарегистрировано и не подлежало рассмотрению по существу.

Кроме того, 10 декабря 2020 Агаповым М.С. посредством электронной (<адрес>) было подано заявление о выдаче копии документов, представленных ранее при оформлении ПТС от 16 января 2020 № <адрес>.

15 декабря 2020 года Дзержинским таможенным постом Астраханской таможни посредством электронной почты с досылом Агапову М.С. направлен ответ с копиями запрашиваемых документов, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 8 октября 2019 года , копии ПТС от 16 января 2020 года № <адрес>, которое было доставлено (сообщение доставлено 15.12.2020 в 09:41).

При таких данных, суд приходит к выводу о том, что на стороне административных ответчиков Дзержинского таможенного постав Астраханской таможни и Астраханской таможни не возникло незаконного бездействия по выдаче дубликата ПТС от 16 января 2020 года №<адрес>7 ( в том числе и электронного).

Кроме того суд отмечает, что администратором систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники определено открытое акционерное общество "Электронный паспорт" Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 N 59.

Таким образом оформление электронных ПТС с 1 ноября 2020 года осуществляется администратором системы электронных паспортов в Российской Федерации АО "Электронный паспорт".

ФТС России и АО "Электронный паспорт" заключили соглашение об информационном взаимодействии, в рамках которого будет осуществляться передача сведений о выпуске транспортных средств в свободное обращение, а также об уплате утилизационного сбора.

Таможенные органы ограничиваются только совершением операций, связанных с выпуском транспортного средства в свободное обращение, уплатой утилизационного сбора и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.

С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС на ввозимые в Российскую Федерацию автомобили выдаваться не будут. При этом собственники, имеющие автомобили с бумажным ПТС, смогут продолжать пользоваться этим документом. Одновременно лица праве обратиться в АО "Электронный паспорт" и заменить имеющийся ПТС на бумажном носителе на ПТС в электронном виде.

Таким образом Агапов М.С. ранее не реализовавший до 1 ноября 2020 года свое право на получение дубликата ПТС № <адрес> от 16 января 2020 года на мотоцикл «Honda» 1996 года выпуска, VIN - при личной явке на Дзержинский таможенный пост Астраханской таможни с предъявлением необходимого перечня документов, включая документ удостоверяющий личность не лишен возможности получения дубликата ПТС в электронном виде путем обращения к администратору систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техникиАО "Электронный паспорт" и в дальнейшем зарегистрировать за собой транспортное средство.

Из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из статей 71 и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Статьёй 227 КАС РФ регламентировано, что удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: нарушение оспариваемыми решением, действиями (бездействием) требований закона, повлекшее нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При этом, решение о признании действия (бездействия), решения незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с административным иском об оспаривании бездействия должностных лиц Астраханской таможни, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены и указать на способ их восстановления, однако в рассматриваемом случае административным истцом не указано конкретные нарушенные права и способы восстановления нарушенного права.

Таким образом, исходя из анализа приведенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что по настоящему делу отсутствует совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований суд считает необходимым отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Агапова Максима Сергеевича к Дзержинскому таможенному посту г. Волгограда Астраханской таможни, Астраханской таможни о признании бездействия Дзержинский г. Волгограда, Астраханской таможни по невыдаче дубликата паспорта транспортного средства от 16 января 2020 года № <адрес> (в том числе электронного) на мотоцикл «Honda» 1996 года выпуска, VIN - на имя Агапова Максима Сергеевича и возложении на Дзержинский таможенный пост г. Волгограда Астраханской таможни, Астраханскую таможню обязанность устранить нарушения его прав - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г.Волгограда в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме с учетом положений ч. 2 ст. 177, ч. 2 ст. 92 КАС РФ составлено 15 апреля 2021 года.

Судья                    подпись                Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья                                        Е.А. Абакумова

2а-1433/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Агапов Максим Сергеевич
Ответчики
АСТРАХАНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Таможенный пост Дзержинский г. Волгоград
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Абакумова Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
dser.vol.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация административного искового заявления
11.02.2021Передача материалов судье
12.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2021Предварительное судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021Дело оформлено
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее