Дело № 2а-2017/31-2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хлапанова Д.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным бездействия,
установил:
Истец обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>. В настоящий момент в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска указанный земельный участок расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий.Согласно кадастровой выписки данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности. Истец обратился в адрес ответчика с заявлением от 20.10.2017 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводскас целью установления для земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (Пп III - V). Письмом от 13.11.2017 г. ответчик не ответил по существу на заявление истца. Хлапанов Д.В. просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа внести изменения в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа путем установления для земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов ю (Пп III - V).
В судебном заседании представитель истца Пронин А.В. по доверенности иск поддержали, пояснил, что ответчик незаконно отказал истцу во внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска до внесения соответствующих изменений в Генплан города, аналогичные обращения разрешаются положительно.
Представитель административного ответчика Аникина Е.В. по доверенности в судебном задании иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что истцу разъяснено, что внесение истребуемых изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска невозможно до внесения соответствующих изменений в Генплан города Петрозаводска, работа по внесению изменений в Генплан по заявлению истца идет в установленном порядке.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № по <адрес>, который относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов промышленности.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
По действующей редакции Правил землепользования и застройки города Петрозаводска, земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в рекреационной зоне прибрежных территорий.
Истец обратился в адрес ответчика с заявлением от 20.10.2017 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводскас просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска путем установления для земельного участка с кадастровым номером № территориальной зоны промышленных предприятий III - V классов опасности (Пп III - V).
Письмом от 13.11.2017 г. ответчик сообщил истцу о том, что внесение испрошенных изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска невозможно в связи с тем, что такие изменения будут противоречить Генеральному плану.
Согласно статья 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Аналогичный порядок внесения изменений в Правила установлены статьей 7.1 Решения Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 N 26/38-771 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа"
Анализ письменного ответа в адрес административного истца позволяет прийти к выводу о том, что указанный выше установленный порядок рассмотрения обращения истца соблюден административным ответчиком не был. Решение подписано заместителем главы Администрации – председателем комитета экономики и управления муниципальным имуществом. Сведений о подготовке Комиссией предложений о внесении изменения в правила землепользования и застройки либо об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направлении этого заключения главе местной администрации, разрешении главой местной администрации этих предложений, принятии им решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложений, - суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что с заявлением от 20.10.2017 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска истец обратился преждевременно, сами по себе не свидетельствуют о законности отказа в разрешении заявления в том виде, в каком он вынесен. Оговорок о последовательном удовлетворении заявлений о внесении изменений в Генеральный план и далее Правила землепользования закон не содержит. Причины отказа в удовлетворении заявления должны быть изложены в мотивированном решении главы местного самоуправления, вынесенном по результатам изучения предложений комиссии.
Вопреки доводам ответчика со ссылкой на п.8 ст. 36 Градостроительного кодекса решение ответчика нарушает права истца, поскольку препятствует эффективному использованию земельного участка истца, снижает стоимость земельного участка, не позволяет реализовать права и законные интересы истца. Указанный вывод суда основан на изученном отказе административного ответчика в выдаче истцу градостроительного плана земельного участка для строительства здания камнеобрабатывающего цеха.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного на обращение в суд срока на обжалование решения органа публичной власти. Ходатайство мотивировано несвоевременным получением копии ответа Администрации.
В силу ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Поскольку истец обратился в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства с соблюдением общего срока исковой давности, порядок судопроизводства определен судом при принятии иска в производству, суд полагает возможным восстановить пропущенный истцом срок на обжалование решения и разрешить иск по существу.
Способом восстановления нарушенного права истца является понуждение административного ответчика рассмотреть в установленном законом порядке заявление Пронина А.В. от 20.10.2017 года, поданного в интересах Хлапанова Д.В., о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки города Петрозаводска. Понуждение к внесению изменений в Правила, как того просит истец, означает вмешательство суда в полномочия органа местного самоуправления по разрешению соответствующего обращения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Петрозаводского городского округа по разрешению заявления Пронина А.В. от 20.10.2017 года, поданного в интересах Хлапанова Д.В., о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки города Петрозаводска.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа рассмотреть в установленном законом порядке заявление Пронина А.В. от 20.10.2017 года, поданного в интересах Хлапанова Д.В., о внесении изменений в Правила Землепользования и застройки города Петрозаводска.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Хлапанова Д.В. расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 23.03.2018 года