Решение от 05.03.2024 по делу № 33-1265/2024 от 12.02.2024

Судья: Паршукова Н.В.                                   УИД 39RS0001-01-2023-002653-51

                                                                                                 дело № 2-3538/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-1265/2024

05 марта 2024 года                                                                       г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего судьи                   Никифоровой Ю.С.,

судей                                                              Королевой Н.С., Теплинской Т.В.

при секретаре                                                Быстровой Н.С.

             рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Соколова Алексея Федоровича на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 ноября 2023 года по иску Соколова Алексея Федоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о перерасчете пенсии.

               Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение Соколова А.Ф., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области Дисковской Т.В., полагавшей решение неподлежащим отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соколов А.Ф. обратился в суд с вышеназванным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области с последующими уточнениями, указав, что обратился к ответчику для назначения пенсии по старости, выбрал вариант назначения пенсии за период 2000-2001 гг. и 29 мая 2018 г. написал заявление об отказе предоставления справок за 60 месяцев для начисления пенсии за любые идущие подряд 60 месяцев до 1 января 2002 г. Страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена с 27 октября 2018 г. Получив первые выплаты, в связи с малым размером пенсии, подал заявление на перерасчет. Официального ответа не последовало, пенсия незначительно увеличилась, полагал, что перерасчет был произведен. Однако в дальнейшем стало известно, что пенсионным органом в страховой стаж не включены периоды его работы, а именно: со 2 апреля 1979 г. по 2 августа 1979 г. в должности инженера комплектации в Специализированном строительно-монтажном управлении № 1 треста «Калининградспецстрой», с 4 марта 1980 г. по 2 декабря 1981 г. в должности инженера биохимчистки в Балашихинском пусконаладочном управлении СУПНР Главтранснефти Миннефтепрома, с 17 июля 1987 г. по                         2 декабря 1987 г. в должности водителя 3 класса в Мобильном управлении механизации треста «Инжспецстрой», с 3 сентября 1979 г. по 1 декабря 1979 г., 9 декабря 1981 г. по 5 ноября 1982 г., с 2 января 1985 г. по 9 декабря 1986 г. в должности слесаря сантехника, мастера участка в РСУ Горжилуправления, с 15 декабря 1986 г. по 16 июля 1987 г. в должности электросварщика в МССМУ 2 Треста «Инжспецстрой». В связи с этим просил обязать ответчика учесть в страховой стаж указанные выше периоды, принять для расчета пенсии по старости отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) равным 1,2, обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии со дня ее назначения 27 октября 2018 г. с учетом ранее неучтенного стажа по настоящее время и произвести выплату суммы недополученной пенсии после ее перерасчета, обязать произвести перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии по периоду 1978 г. во Всеволожском филиале п/о «Леноблводоканал» со дня назначения страховой пенсии с 27 октября 2018 г.

Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 14 ноября 2023 года исковые требования Соколова Алексея Федоровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о перерасчете пенсии удовлетворены частично.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области ИНН возложена обязанность включить в страховой стаж Соколова Алексея Федоровича (паспорт ), дающий право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды его работы со 2 апреля 1979 г. по                        2 августа 1979 г. в должности инженера комплектации в Специализированном строительно-монтажном управлении № 1 треста «Калининградспецстрой», с 4 марта 1980 г. по 2 декабря 1981 г. в должности инженера биохимчистки в Балашихинском пусконаладочном управлении СУПНР Главтранснефти Миннефтепрома, с 17 июля 1987 г. по 2 декабря 1987 г. в должности водителя 3 класса в Мобильном управлении механизации треста «Инжспецстрой», с 3 сентября 1979 г. по 1 декабря 1979 г., 9 декабря 1981 г. по 5 ноября 1982 г., с 2 января 1985 г. по 9 декабря 1986 г. в должности слесаря сантехника, мастера участка в РСУ Горжилуправления, с 15 декабря 1986 г. по 16 июля 1987 г. в должности электросварщика в МССМУ 2 Треста «Инжспецстрой» и произвести перерасчет размера пенсии истца с учетом включенных в стаж периодов работы.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Соколов А.Ф. просит решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить требования в полном объеме, указывая о том, что решение суда является незаконным, необоснованным. Ссылается на то, что представил справки, подтверждающие факт его работы, которые необоснованно не были приняты ответчиком, о чем его в известность не поставили, в связи с чем он был лишен возможности предоставить дополнительные документы. При этом законодательство на дату выдачи справок не предусматривало указания в них даты рождения, такие сведения можно бвло запросить дополнительно. Поскольку сведения о работе существовали на дату назначения пенсии, перерасчет необходимо производить даты назначения пенсии. Полагает определение отношение среднемесячной заработной платы гражданина к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации произведено ответчиком неверно, в этой связи, полагает, что при надлежащем расчете соотношение оставит 1,2, соответствующий перерасчет необходимо производить с даты назначения пенсии.

Соколов А.Ф. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области Дисковская Т.В. просила решение оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судом решения с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что Соколов А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ, с 27 октября 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из материалов дела следует, что Соколовым А.Ф. в пенсионный орган представлены справки № 11 от 18 апреля 1990 г., № 20/1313 от 8 июня 2018 г. о периодах работы со 2 апреля 1979 г. по 3 августа 1979 г. в ССМУ-1 «Калининградспецстрой», с 11 декабря 1979 г. по 29 февраля 1980 г. в войсковой части, выписка из трудовой книжки за периоды работы со 2 сентября 1979 г. по 1 декабря 1979 г., с 9 декабря 1981 г. по 5 ноября 1982 г., со 2 января 1985 г. по 9 декабря 1986 г. в РСУ Горжилуправления, с 4 марта 1980 г. по 2 декабря 1981 г. в Балашихинском пуско-наладочном управлении, с 15 декабря 1986 г. по 16 июля 1987 г. в МССМУ-2 треста «Инжспецстрой», с 17 июля 1987 г. по 2 декабря 1987 г. в мобильном управлении механизации треста «Инжспецстрой». Согласно заявлению пенсионера трудовая книжка за периоды работы с 1979 г. утеряна. В представленных справках № 11 от 18 апреля 1990 г., № 20/1313 от 8 июня 2018 г. отсутствует дата рождения заявителя.

Проанализировав представленные документы, ответчиком вынесено заключение о том, что справки № 11 от 18 апреля 1990 г., № 20/1313 от 8 июня 2018 г., выписка из трудовой книжки не могут быть приняты для исчисления трудового стажа Соколова А.Ф.

Считая необоснованным отказ пенсионного органа о не включении в страховой стаж периодов его работы, Соколов А.Ф. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Удовлетворяя исковые требования в части включения в страховой стаж Соколова А.Ф. вышеназванные периоды работы, суд обоснованно исходил из того, что представленные истцом справки содержат дату выдачи, угловой штамп организации, подпись управляющего и инспектора по кадрам, заверенные печатью, фамилию истца с инициалами, а также фамилию и отчество истца, характер и период работы.

Отсутствие в справках даты рождения истца, сведений о начале периода работы не свидетельствуют об их недостоверности, поскольку на момент их выдачи пенсионное законодательство не содержало обязательных требований к таким справкам, установленным п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 2 октября 2014 г. № 1015.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Согласно п. 59 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий от 2 октября 2014 г. № 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию, основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).

В силу ст. 66 ТК РФ и п. 11 Правил № 1015 основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся, в частности сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах не другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора.

В силу п. 11 указанных Правил № 1015 при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из указанных правовых норм следует, что справка, выдаваемая работодателем, является документом, подтверждающим периоды работы в случае отсутствия записи об отдельных периодах работы в трудовой книжке.

Кроме того, в подтверждение периода работы такие справки представлены истцом, содержат дату выдачи, угловой штамп организации, подпись управляющего и ст. инспектора по кадрам, заверенные печатью, фамилию истца с инициалами, а также фамилию и отчество истца, характер и период работы.

Доказательств, опровергающих достоверность представленных истцом справок, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Кроме того, период работы в РСУ Горжилуправления с 3 сентября 1979 г. по 1 декабря 1979 г., с 9 декабря 1981 г. по 5 ноября 1982 г., со 2 января 1985 г. по 9 декабря 1986 г. не был включен ответчиком в страховой стаж, несмотря на то, что истцом представлена выписка из трудовой книжки и по результатам обращения 29 мая 2023 г. составлен протокол опроса двух свидетелей ФИО1 и ФИО2, работавших совместно с Соколовым А.Ф. в вышеуказанные периоды.

По ходатайству истца в судебном заседании были допрошены свидетели ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6, которые подтвердили факт работы истца в вышеназванные периоды в РСУ Горжилуправления.

Оснований не доверять показаниям названных свидетелей у суда обоснованно не имелось, оценка показаний свидетелей дана судом в совокупности со всеми установленными по делу обстоятельствами.

    Определяя дату, с которой надлежит произвести перерасчет пенсии истца с учетом включенных спорных периодов, суд возложил на ответчика обязанность по перерасчету пенсии истца с даты вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание, что вина ответчика в установлении истцу страховой пенсии без учета спорных периодов отсутствует, дополнительные документы, подтверждающие периоды работы истца, были представлены в ходе рассмотрения дела.

Относительно требований истца о включении в страховой стаж периода работы во «Всеволожском филиале производственного объединения «Леноблводоканал» с 14 июня 1978 г. по 24 декабря 1978 г., суд пришел к выводу о том, что названный период был включен ответчиком в страховой стаж и произведен перерасчет размера страховой пенсии с 1 января 2022 г., в этой оснований для удовлетворении иска судом не усмотрено, в том числе в удовлетворении требований истца о перерасчете страховой пенсии с даты ее назначения с 27 октября 2018 года.

С выводом суда об отсутствии правовых оснований для перерасчета страховой пенсии истца с даты ее назначения с 27 октября 2018 года с учетом включенных судом периодов и периода работы истца во «Всеволожском филиале производственного объединения «Леноблводоканал» с 14 июня 1978 г. по 24 декабря 1978 г., судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

Так, Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н (действовавшим до 01 января 2022 г.) в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на момент установления Ф. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, действующий на момент установления досрочной страховой пенсии по старости Ф.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.

Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N к Административному регламенту).

Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему досрочной страховой пенсии по старости, независимо от формы такого обращения на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении досрочной страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.

Судом первой инстанции при разрешении исковых требований Соколова А.Ф. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применены.

Судом не было учтено то, что требования Соколова А.Ф. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости за прошлое время, то есть с момента ее установления, связаны с тем, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 октября 2018 года информации о том, что пенсионным органом не приняты во внимание представленные истцом справки, подтверждающие периоды работы и не включены вышеназванные периоды работы в страховой стаж при назначении пенсии, истцу предоставлено не было, не были разъяснены его пенсионные права, при этом он в конце 2018 года - начале 2019 года обращался в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии.

Ввиду изложенного выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01 января 2022 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ) и с даты вынесения судом решения нельзя признать соответствующими закону. Учитывая изложенное, решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении названных требований.

Кроме того, отказывая в иске о понуждении ответчика принять для перерасчета пенсии по старости отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) равным 1,2, суд исходил из того, что достаточных оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не усматривается.

Между тем, судом не было учтено следующее.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 года N 696-О, от 28 ноября 2019 года N 3181-О, от 27 декабря 2022 года N 3456-О, от 30 марта 2023 года N 554-О, от 25 апреля 2023 N 948-О).

До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 года, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Так, нормами статьи 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (часть 1).

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним (часть 2).

Статьей 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60 (часть 1)

Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев (часть 2 статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I).

По данным индивидуального лицевого счета периода работы Соколова А.Ф. в 2000-2021 годы проходили в октябре-ноябре 2000 года и в январе-июле 2001 года, всего 9 месяцев, заработок за эти месяцы составил 43890 руб., который ответчик разделил на 24 месяца, получив сумму в размере 1828, 75 руб., согласно абзацу 1 ст. 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I. А при определении среднемесячного заработка по стране ответчик получил сумму в размере 1606,89 руб., разделив на 9 месяцев, исходя из периода работы истца (14462/91606, 89). Соотношение среднего заработка по подсчетам ответчика составило 1,138 (1828, 75 руб./1606,89 руб.).

При этом такой подход к определению отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) является неверным.

Пенсионный орган трактует часть 2 статьи 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I в качестве нормы, относящейся исключительно к случаям, когда пенсия назначается лицу, имеющему стаж работы менее 24 месяцев, полагая, что данная норма не подлежит применению к лицам, у которых стаж работы составляет более 24 месяцев.

Между тем, по мнению судебной коллегии, такое толкование закона является неправильным, приводящим к ущемлению прав граждан при расчете среднемесячного заработка. Такой подход нивелирует индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, порождает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения вне зависимости от размера среднемесячного заработка лица, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости.

Как следует из ранее действовавшего пенсионного законодательства, трудовая (страховая) пенсия по старости не могла быть назначена лицам, имеющим трудовой стаж менее 5 лет (статья 15 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I, пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

В силу действующего в настоящее время законодательства, требования к минимальному страховому стажу - 15 лет (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Таким образом, на назначение трудовой пенсии по старости не могли претендовать лица, имеющие трудовой стаж менее пяти лет (в настоящее время, страховой стаж менее 15 лет), таким лицам полагалась социальная пенсия, которая имела фиксированный размер и не зависела от заработка лица и периода его работы. Другими словами, в отношении лиц, имевших трудовой стаж менее пяти лет, закон не содержал (и не содержит) требований о наличии у таких лиц оплачиваемого периода работы в 2000 - 2001 годах, таким лицам устанавливалась социальная пенсия вне зависимости от размера среднемесячного заработка.

░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 103 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 1990 ░. N 340-I ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░ 2001 ░░░░ (░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 173-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░"), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 9:24, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░ 2001 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 9:9. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░ ░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 2000-2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 43890 ░░░. ░░ 24 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1828, 75 ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░ 24 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1494, 50 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 1, 22365 (1828, 75 ░░░./1494, 5 ░░░.).

░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 4876, 67 ░░░. (43890 ░░░./9) ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1606, 89 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░/░░ ░░░░░░░░░░ 3,0345 ░░░. (4876, 67 ░░░./ 1606, 89 ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ (░░/░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░ 1,2. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░ ░░░░░░░ 1,2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 26 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 20218 ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328, 329, 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

        ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1,2, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1,2 ░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

        ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░ 1979 ░. ░░ 2 ░░░░░░░ 1979 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░», ░ 4 ░░░░░ 1980 ░. ░░ 2 ░░░░░░░ 1981 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ 17 ░░░░ 1987 ░. ░░ 2 ░░░░░░░ 1987 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░ 3 ░░░░░░░░ 1979 ░. ░░ 1 ░░░░░░░ 1979 ░., 9 ░░░░░░░ 1981 ░. ░░ 5 ░░░░░░ 1982 ░., ░ 2 ░░░░░░ 1985 ░. ░░ 9 ░░░░░░░ 1986 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ 15 ░░░░░░░ 1986 ░. ░░ 16 ░░░░ 1987 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ 14 ░░░░ 1978 ░. ░░ 24 ░░░░░░░ 1978 ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.

           ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

33-1265/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Соколов Алексей Федорович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Королева Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
14.02.2024Передача дела судье
05.03.2024Судебное заседание
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Передано в экспедицию
05.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее