Дело № 5-319/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
19 мая 2017 года г.Печора Республики Коми
Судья Печорского городского суда Республики Коми Бош Н.А. (Республика Коми, г.Печора, ул.Спортивная, д.44), рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица КПК «Народный», ИНН №..., ОГРН №..., дата государственной регистрации **.**.**, местонахождение: **********,
У С Т А Н О В И Л:
**.**.** ведущим экономистом отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения – Национального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации, Истоминой И.В. в отношении КПК «Народный» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ №... (л.д.10-11).
Определением и.о.управляющего Отделением-НБ Республики Коми, Яцкив М.И. от **.**.** указанный протокол и другие материалы дела в отношении юридического лица КПК «Народный» переданы на рассмотрение в Печорский городской суд Республики Коми.
В судебном заседании представитель юридического лица КПК «Народный» Катышева Н.Л., действующая на основании Устава, указала, что предписание и.о. управляющего Отделением - Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного главного отделения Центрального банка Российской Федерации, Яцкив М.И. от **.**.** №... не исполнили, поскольку кооператив находится в стадии ликвидации.
Дело рассматривалось в отсутствие представителя Отделения – Национальный банк по Республике Коми, о месте и времени слушания дела извещенных надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя юридического лица, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п.п. 6,7 п.1 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 25 вышеуказанного Федерального закона Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России, который включает в себя, в том числе, информацию о применении к кредитным организациям, некредитным финансовым организациям и их должностным лицам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации за нарушение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В силу ст. 76.5 Федерального закона N 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России, по поручению Банка России - аудиторскими организациями и актуариями, а также по поручению Комитета финансового надзора саморегулируемыми организациями.
Из положений ст. 83 указанного выше Федерального закона следует, что Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (ст. 84 Федерального закона N 86-ФЗ).
В соответствии с п.12.1.2 "Положения о территориальных учреждениях Банка России" (утв. Банком России 11.04.2016 N 538-П) в рамках предоставленных полномочий территориальное учреждение организует и осуществляет контроль, в том числе путем участия в организации и проведении проверок исполнения кредитными организациями (их филиалами), некредитными финансовыми организациями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Из материалов административного дела следует, **.**.** и.о. управляющего Отделением - Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного главного отделения Центрального банка Российской Федерации, Яцкив М.И. внесено предписание №... в адрес КПК «Народный» о необходимости представить информацию/документы, подтверждающие выполнение требований пп.6,7 п.1 ст.7 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", сведения о подключении/неподключении к личному кабинету, документы, поясняющие причины неподключения к личному кабинету на портале Росфинмониторинга. Запрашиваемую документы направить в Отделение – НБ Республика Коми в срок не позднее десяти рабочих дней с момента получения настоящего предписания (л.д.28-29).
Предписание направлено в адрес кооператива заказным письмом с уведомлением о вручении, и возвращено ФГУП «Почта России» в связи с истечением срока хранения **.**.**.
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному ведущим экономистом отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения-Ниционального банка по Республике Коми Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Истоминой И.В. №... от **.**.** КПК «Народный» не исполнил предписание от **.**.** №....
Вышеуказанный протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя КПК «Народный», который надлежащим образом уведомлен о месте и времени составления протокола, что подтверждается уведомлениями телеграфом (л.д.22).
Из объяснений представителя юридического лица КПК «Народный» следует, что предписание и.о. управляющего Отделением - Национальный банк по Республике Коми Северо-Западного главного отделения Центрального банка Российской Федерации, Яцкив М.И. от **.**.** №... не исполнили, поскольку кооператив находится в стадии ликвидации.
Согласно Уставу КПК «Народный» основными видами деятельности Кооператива является, в том числе, объединение паенакоплений (паев) членов Кооператива, привлечение денежных средств Кооперативом от членов Кооператива на основании договоров займа и иных договоров, предусмотренных Федеральным законом «О кредитной кооперации», предоставление займов членам Кооператива в денежной форме, привлечение кредитов от кредитных организаций, привлечение займов от юридических лиц, не являющихся членами Кооператива, в соответствии с действующим законодательством, размещение временно свободных средств Кооператива в кредитный кооператив второго уровня, в депозиты банков, а также путем приобретения государственный и муниципальных ценных бумаг и другие.
Таким образом, КПК «Народный» в рамках Федерального закона является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанной предпринимать меры в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
В соответствии со ст. ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по принятию внутренних организационных мер в указанных целях, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Следовательно, КПК «Народный» допущено неисполнение требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части воспрепятствования организацией проведению уполномоченным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ.
Из анализа вышеизложенных доказательств судья приходит к выводу о доказанности вины КПК «Народный» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
На основании изложенного, суд полагает возможным назначить юридическому лицу КПК «Народный» административное наказание в виде административного штрафа.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, нахождение кооператива в стадии ликвидации, судья приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 13 ст.15.27 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9 и ст.29.10, 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо Кредитный потребительский кооператив «Народный» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере **** рублей (****).
Настоящее постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд.
Судья - Н.А.Бош