Дело 2-1614/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июля 2018 года г.Комсомольска-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи – Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания – Самсоновой В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Баранова С. В. к публичному акционерному обществу «Амурский судостроительный завод» о признании незаконными действий работодателя по завершению специальной оценки условий труда, признании недействительными: карты специальной оценки условий труда, отчета о проведении специальной оценки условий труда и применении последствий их недействительности, признании недействительным дополнительного соглашения №6, применении последствий недействительности в виде возвращения гарантий и компенсаций,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Баранов С. В. с 1 июня 2011 года по настоящее время работает в ПАО «Амурский судостроительный завод» в должности мастера термического участка машиностроительного производства №3. Должность, в которой истец работает, входит в список №1, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, что даёт истцу право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, работодателем истцу предоставляются компенсация за вредные условия труда в размере 10% от должностного оклада и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней. 27 июля 2017 года истец был ознакомлен с картой № 28 специальной оценки условий труда мастера термического участка, составленной 31.01.2017. До момента ознакомления с картой о том, что проводилась специальная оценка условий труда рабочего места истца, он ничего не знал. Эксперты организации, проводившей специальную оценку условий труда, не приходили в производственные и иные помещения термического участка. Никаких исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте мастера термического участка не проводилось. В карте специальной оценки условий труда неверно указано, что используемым оборудованием являются ПЭВМ и оргтехника, а работнику, занятому на данном рабочем месте, фактически не предоставляется повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и право на досрочное назначение страховой пенсии. 7 августа 2017 года истец обратился в Комсомольский-на-Амуре отдел Государственной инспекции труда в Хабаровском крае с заявлением с просьбой осуществить проверку правомерности действий работодателя и организации, проводившей специальную оценку условий труда, на соответствие требованиям нормативным документов по специальной оценке условий труда. 9 октября 2017 года истец получил от Комсомольского-на-Амуре отдела Государственной инспекции труда в Хабаровском крае ответ на обращение. В ответе говорилось о том, что ПАО «АСЗ» выдано предписание: направить карту специальной оценки условий труда мастера термического участка для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, фактических условий труда в уполномоченный орган исполнительной власти; результаты государственной экспертизы условий труда предоставить в Комсомольский-на-Амуре отдел Государственной инспекции труда в Хабаровском крае в срок до 30.11.2017. Также в ответе было сказано, что о результатах государственной экспертизы условий труда истцу будет сообщено дополнительно. По настоящий момент ПАО «АСЗ» не предоставил результаты государственной экспертизы условий труда в Комсомольский-на-Амуре в отдел Государственной инспекции труда в Хабаровском крае. 17 января 2018 года истец был ознакомлен с уведомлением №3 об изменении условий трудового договора от 16.01.2018. В уведомлении говорится о том, что спустя два месяца с момента ознакомления с ним условия труда на данном рабочем месте будут соответствовать классу 3.1 согласно отчёту о проведении специальной оценки условий труда в ПАО «АСЗ» от 26.05.2017, компенсация за вредные условия труда составит 4% от должностного оклада, а ежегодный дополнительный отпуск за вредные условия труда работнику предоставляться не будет. Считает, что нарушены его права, предусмотренные ст. 21 ТК РФ, работодатель своими действиями (бездействием) по утверждению отчёта по специальной оценке, бездействием при проведении специальной оценки условий труда, допустил перечисленные нарушения моих прав, в то время, как ст.4 ФЗ № 426-ФЗ определяет круг прав и обязанностей работодателя в отношении проведения специальной оценки рабочих мест, а в силу п.п.1, 2 п.1 ст. 5 ФЗ № 426- ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте; обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Также считает, что выводы, указанные в карте специальной оценки условий труда, основаны на неверных сведениях. За всё время работы истца на термическом участке не проводилось мероприятий по усовершенствованию технологического процесса, улучшению систем вентиляции, аспирации, установке защитных мер от воздействия вредных факторов. Фактические условия труда остались неизменными.    Считает, что реальные условия труда на его рабочем месте хуже, чем получились по результатам спецоценки, и истец необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность. Просит суд признать действия работодателя ПАО «АСЗ» по завершению специальной оценки условий труда незаконными и неправомерными; признать недействительными карту № 28 специальной оценки условий труда мастера термического участка и отчёт о проведении специальной оценки условий труда в ПАО «АСЗ» от 26.05.2017, применить последствия их недействительности в виде возвращения истцу гарантий и компенсаций, установленных для его рабочего места ранее; признать незаконным изменение условий труда по результатам проведенной специальной оценки в части снижения размера компенсации за вредные условия труда, не предоставления ежегодного дополнительного отпуска за вредные условия труда и не предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии.

В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования. Просил суд признать недействительным дополнительное соглашение №6, применить последствия недействительности в виде возвращения гарантий и компенсаций, установленных для его рабочего места.

29.03.2018 определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ».

12.04.2018 определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края.

Истец Баранов С.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным выше основаниям.

В судебном заседании представитель истца ПАО «АСЗ» - Еременко О.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Также пояснила, что работодатель не обязан в письменном виде приглашать или уведомлять работника о предстоящей оценке условий труда. Информация о проведении специальной оценки условий труда была размещена на стенде для всеобщего обозрения, однако доказательств этому обстоятельству представить не может. Также указывает, что работодатель неоднократно предлагал Баранову С.В. заключить мировое соглашение, но работник не желает этого. Также не отрицала, что в период проведения специальной оценки, а именно изучения рабочего места мастера термического участка Баранов С.В. не находился в отпуске, почему он не явился для исследований совместно с комиссией, она пояснить не может.

Третье лицо - представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в зал судебного разбирательства не явился. О дате, времени и месте его проведения извещался в установленном законом порядке. Ранее в судебное разбирательство представлен отзыв, согласно которому полагает иск подлежащим удовлетворению, поскольку, согласно п. 4.2 Экспертного заключения о том, что для подтверждения правильности предоставления истцу гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда необходимо устранить нарушения, выявленные в ходе проведения специальной оценки условий тру да на рабочем месте истца.

Третье лицо – представитель ООО «ПРОММАШ ТЕСТ» в зал судебного разбирательства не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном законом порядке.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, решил рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривалось сторонами, что Баранов С. В. с 1 июня 2011 года по настоящее время работает в ПАО «Амурский судостроительный завод» в должности мастера термического участка машиностроительного производства №3. Должность, в которой истец работает, входит в список №1, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, что даёт истцу право на досрочное назначение страховой пенсии. Кроме того, работодателем истцу предоставляются компенсация за вредные условия труда в размере 10% от должностного оклада и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 7 календарных дней.

Установленные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой, трудовым договором, дополнительными соглашениями к данному трудовому договору.

Из материалов дела следует, что 16.01.2018 Баранова С.В. уведомлением №3 уведомили о том, что по результатам проведенной специальной оценки труда согласно приказу ГД от 17.07.2017 «Об утверждении «Перечня рабочих мест по классам условий труда и предоставляемым гарантиям и компенсациям» в соответствии со ст.74 Трудового кодекса РФ администрация ПАО «АСЗ» сообщает о том, что спустя 2 месяца с момента ознакомления изменяются существенные условия его трудового договора. П.1.8 условия труда на данном рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются вредными условиями труда (класс 3.1), что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки труда от 26.07.2017. Особый характер не предусмотрен. п.4.1.3 компенсация за вредные условия труда в размере 4% от должностного оклада. П.5.2 работнику устанавливается следующий режим рабочего времени 40 часов в неделю, с ненормированным рабочим днем. Согласно п.5.3 работнику предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 16 дней, за вредные условия – нет, за ненормированный рабочий день 3 календарных дня. Остальные условия остаются неизменными. Согласно подписи Баранова С.В., с данным уведомлением он не согласен.

Судом также установлено, что между работодателем ПАО «АСЗ» и работником Барановым С.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору №17530 от 16.06.2010, по условиям которого П.1.8 условия труда на данном рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются вредными условиями труда (класс 3.1), что подтверждается отчетом о проведении специальной оценки труда от 26.07.2017. Особый характер не предусмотрен. п.4.1.3 компенсация за вредные условия труда в размере 4% от должностного оклада. П.5.2 работнику устанавливается следующий режим рабочего времени 40 часов в неделю, с ненормированным рабочим днем. Согласно п.5.3 работнику предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 16 дней, за вредные условия – нет, за ненормированный рабочий день 3 календарных дня. Остальные условия остаются неизменными. Соглашение подписано сторонами.

27 июля 2017 года истец был ознакомлен с картой № 28 специальной оценки условий труда мастера термического участка, составленной 31.01.2017.

Как указывает истец, каких-либо уведомлений о предстоящей оценке условий труда он не получал. В момент проведения специальной оценки условий труда (далее по тексту СОУТ) он находился при исполнении трудовых обязанностей. На информационном стенде также не было никаких объявлений о проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. До момента ознакомления с картой о том, что проводилась специальная оценка условий труда рабочего места истца, он ничего не знал. Эксперты организации, проводившей специальную оценку условий труда, не приходили в производственные и иные помещения термического участка. Никаких исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте мастера термического участка не проводилось. В карте специальной оценки условий труда неверно указано, что используемым оборудованием являются ПЭВМ и оргтехника, а работнику, занятому на данном рабочем месте, фактически не предоставляется повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и право на досрочное назначение страховой пенсии.

Согласно карте №28 СОУТ работник не согласился с результатами СОУТ, по причинам, указанным им собственноручно на экземпляре карты.

Согласно указанной карте СОУТ имеются указание на исследуемой одно рабочее место мастера термического участка. Согласно строке 022 на рабочем месте используется ПЭВМ, оргтехника, тогда как в ходе судебного разбирательства ответчик не отрицал отсутствие указанного имущества на рабочем месте мастера термического участка.

Согласно строке 40 карты №28 у мастера термического участка отсутствуют: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, право на досрочное назначение страховой пенсии, молоко или другие равноценные пищевые продукты. Аналогичная информация содержится в отчете специальной оценки условий труда от 26.05.2017.

Вместе с тем из трудового договора и дополнительных соглашений к нему, а также лицевого счета застрахованного лица, а также расчетных листков по заработной плате, следует, что работнику в связи с исполнением трудовой функции по должности мастера термического участка предоставлялись гарантии в виде надбавки к заработку за работу во вредных условиях труда, дополнительный отпуск, кроме того, работодатель своевременно подавал в органы пенсионного обеспечения сведения о работниках, который заняты на работах, включенных в соответствующие списки, предусматривающие досрочное назначение пенсии. Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика (работодателя).

Судом также установлено, что по результатам проведенной специальной оценки условий труда проведена государственная экспертиза условий труда на рабочем месте мастера термического участка. Согласно п. 4.1 Экспертного заключения, специальная оценка выполнена с нарушением требований Федерального закона № 426-ФЗ и Методики, указанными в п. 2.7 2.8 раздела 2 Экспертного заключения.

Как следует из п. 3 Экспертного заключения подтвердить обоснованность предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или; опасными условиями труда на рабочем месте № 28 (мастер термического участка) не представляется возможным до устранения замечаний, указанных в п. 2.7. 2.8 раздела 2 Экспертного заключения, выполнение которых могут повлиять на вид и объем указанных гарантий и компенсаций.

В соответствии со ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

01.01.2014 вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 8 данного Закона).

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ указано, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Министерством труда и социального развития РФ в правительственной телеграмме от 19.12.2014 (№) обращено внимание органов здравоохранения субъектов РФ и руководства бюджетных медицинских учреждений на территории субъектов РФ, на необходимость неукоснительного соблюдения требований ч.3 ст.15 ФЗ от 28.12.2013 №421-ФЗ в части недопустимости ухудшения условий предоставления и снижения размеров компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, действовавших до вступления в силу данного ФЗ, без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.

В соответствии с положениями ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в связи с проведением специальной оценки условий труда, работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов её проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

При этом, в ч.2 данной статьи указано, что работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учётом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2014 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона от 28.12.2018 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

В силу п.п.1 п.1 ст.5 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Кроме того, в п.3 ст.15 Федерального закона от №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда», указано, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Министерством труда и социального развития РФ в правительственной телеграмме от 19.12.2014 (№) обращено внимание органов здравоохранения субъектов РФ и руководства бюджетных медицинских учреждений на территории субъектов РФ, на необходимость неукоснительного соблюдения требований ч.3 ст.15 ФЗ от 28.12.2013 №421-ФЗ в части недопустимости ухудшения условий предоставления и снижения размеров компенсаций за работу во вредных (опасных) условиях труда, действовавших до вступления в силу данного ФЗ, без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда.

Судом установлено, что проведение надлежащим образом специальной оценки условий труда может повлиять на социальные права Баранова С.В., в частности на его пенсионное обеспечение.

Так согласно, согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста., установленного статьей 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, по достижении возраста 50 лет. если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

При этом согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии уменьшается на пять лет.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 «а» постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, г правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665). при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ., профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10 (далее - Список № 1).

В соответствии с п. «б» подраздела 2 «Кузнечно-прессовое производство» раздела XI «Металлообработка» Списка № 1 предусмотрены: - мастера участков, старшие мастера участков: молотовых (кузнечных), прессовых и термических отделений, пролетов и участков кузнечно-прессового производства, а также на горячих участках производства рессор (код позиции (№)).

В соответствии с п. «б» подраздела 3 «Термическая обработка» раздела XI «Металлообработка» Списка № 1 предусмотрены: - мастера участков, старшие мастера участков нагревательных печей, закалки, отжига, цементации, травления и термообработки (код позиции (№)).

Занимаемая истцом профессия - мастер участка термообработки, прямо предусмотрена Списком № 1 разделом XI «Металлообработка».

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1 -18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами I - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий груда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закона № 426-ФЗ) к вредным условиям труда относят 3 класс (с разделением на подклассы по степеням 3.1. 3.2, 3.3. 3.4), к опасным условиям труда - 4 класс условий труда соответственно.

В соответствии с ч. 8 ст. 35 Закона № 400-ФЗ положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления но таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

Согласно сведениям индивидуального лицевого счета (ИЛС) Баранова С. В. ИЛС (№). информации отдела оценки пенсионных прав УПФР. - работодатель - ПАО «АСЗ», являясь страхователем истца по государственному пенсионном) страхованию, своевременно предоставлял на ИЛС истца сведения о работе с 02.06 2011 по 2016 год включительно в особых условиях труда по Списку № 1: в периоды с 02.06.2011 по 30.06.2011, с 01.04.2013 по 31.12.2016 включительно - с кодом особых условий труда (№); в период с 01.07.2011 по 31.03.2013 - с кодом особых условий труда (№) (с указанием отвлечений - нахождения в административных отпусках согласно служебной записке от 21 мая 2018 (№) и выписки ИЛС.

При этом, работодателем с 2011 года по 2016 год включительно, представлялись Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», с включением в них по Машиностроительному производству (цеха: 03. 15. 25. 30. 34) профессий по Списку №1: по коду (№) (мастера участков, старшие мастера участков нагревательных печей, закалки, отжига, цементации, травления и термообработки) и коду (№) (мастера участков, старшие мастера участков: молотовых (кузнечных), прессовых и термических отделений, пролетов и участков кузнечно-прессового производства, а также на горячих участках производства рессор) и предоставлялись поименные списки к Перечню с указанием места работы, профессии, основания предоставления льготы, в которых значится фамилия истца - Баранов С. В., с подтверждением, его работы в условиях труда по СПИСКУ № 1.

С 2017 года в связи с внесением изменений в ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и утверждением новых форм отчетности согласно Постановлению Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п Перечни предоставляются работодателями по телекоммуникационным каналам связи (БПИ), а не на бумажных носителях.

Так, согласно имеющейся в УПФР информации (служебная записка Отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями от 29.05.2018 № 3022) индивидуальные сведения за отчетные периоды с 2013 года по 2016 год на Баранова С. В. (072-646-081 66) представлены работодателем ПАО «АСЗ» с указанием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом в расчетах по страховым взносам за отчетные периоды 2017 года, представленных в налоговые органы, в индивидуальных сведениях отражены начисленные суммы страховых взносов по дополнительному тарифу.

Исходя из изложенного, начиная с 2011 по 2017 год включительно, работодатель предоставленными в УПФР сведениями подтвердил факт льготной работы истца по Списку № 1.

В соответствии с Экспертным заключением специальная оценка выполнена на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказа Министерства Труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Вместе с тем, согласно п. 4.1 Экспертного заключения, специальная оценка выполнена с нарушением требований Федерального закона № 426-ФЗ и Методики, указанными в п. 2.7 2.8 раздела 2 Экспертного заключения.

Как следует из п. 3 Экспертного заключения подтвердить обоснованность предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте № 28 (мастер термического участка) не представляется возможным до устранения замечаний, указанных в п. 2.7. 2.8 раздела 2 Экспертного заключения, выполнение которых могут повлиять на вид и объем указанных гарантий и компенсаций.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 Трудового кодекса).

Вместе с тем, как правильно указано в Экспертном заключении (п. 4.3) в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»» при реализации в соответствии с положениями Трудового Кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на    работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда). Порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Указанное обстоятельство не оспаривается сторонами, в связи с чем дополнительному доказыванию в соответствии со ст. 68 ГПК РФ не подлежит.

В соответствии со ст.147 ТК РФ, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда) не могут быть ухудшены, а размеры снижены по состоянию на день вступления в силу Федерального закона №421 от 28.12.2013 при условии соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием назначения компенсационных мер.

В соответствии со ст.117 ТК РФ Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Проанализировав все вышеизложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения изложенных норм права, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными.

Представленными доказательствами установлено, что СОУТ проведена с перечисленными в заключении нарушениями, что не позволяет сделать вывод о соответствии её результатов требованиям закона. Таким образом, действия ПАО «АСЗ» по завершению специальной оценки условий труда так же являются незаконными. В соответствии с изложенным, отчёт о проведении специальной оценки условий труда следует признать недействительным и признать незаконным действия ПАО «АСЗ» по изменению условий труда по результатам проведенной специальной оценки, а именно, по отказу в предоставлении компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда).

Разрешая спор, с учетом выводов Государственной экспертизы условий труда и исходя из принципа процессуального равноправия сторон, учитывая установленную ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд оценил представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части, касающейся мастера термического участка.

В соответствии с п. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствие с п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджет муниципального образования подлежат зачислению налоговые доходы по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

В связи с тем, что в соответствие со ст. 333.36 НК РФ истец освобождается от уплаты госпошлины по делам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, суд считает необходимым взыскать с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №6, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №28 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 26.05.2017 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №6 ░░ 12.03.2018 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░. ░..

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №28, ░░░░░░, ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 26.05.2017, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                           ░.░.░░░░░░░░░░-░░░░░░░

2-1614/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Баранов Сергей Викторович
Баранов С. В.
Ответчики
ПАО "Амурский судостроительный завод"
Другие
Майорова Алена Дмитриевна
УПФР в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края
Общество с Ограниченной Ответственностью «ПРОММАШ ТЕСТ»
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Устьянцева-Мишнева Оксана Олеговна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
12.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2018Передача материалов судье
13.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2018Подготовка дела (собеседование)
12.04.2018Подготовка дела (собеседование)
12.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2018Судебное заседание
25.06.2018Судебное заседание
03.07.2018Судебное заседание
11.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2018Дело оформлено
12.11.2018Дело передано в архив
03.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее