Решение по делу № 2а-2424/2021 от 14.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2021 года                                                          г. Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре Кротиковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2021-004042-90 (2а-2424/2021) по административному исковому заявлению администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионовой Ирине Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о снижении размер исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец администрация города Усолье-Сибирское обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионовой Ирине Анатольевне, Управлению Федеральной службы судебных приставов Росси по Иркутской области о снижении размера исполнительского сбора. В обоснование требований указал, что решением Усольского городского суда от 06.02.2020 в срок до 01.12.200 было необходимо устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в МБОУ «СОШ № 5».

11.12.2020 судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Ларионовой Ирине Анатольевне по указанному решению суда было возбуждено исполнительное производство. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным же постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Усольского городского суда от 19.01.2021 была предоставлена отсрочка исполнения решения Усольского городского суда от 06.02.2020 суда в срок до 01.07.2021.

03.09.2021 судебным приставом-исполнителем Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Ларионовой А.И. вынесено постановление о взыскании с администрации города Усолье-Сибирское исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (указанное постановление поступило в администрацию города Усолье-Сибирское 07.09.2021).

Административный истец указывает, что администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом города Усолье-Сибирское на текущий год, утвержденный решением Думы города Усолье-Сибирское и на плановые периоды.

Так же указывают, что в настоящее время, для полного обеспечения антитеррористической защищенности всех образовательных учреждений города Усолье-Сибирское, в соответствии с требованиями постановления Правительства № 1006, требуется 100 898 600,0 руб., в том числе, на обеспечение учреждений охраной силами частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны требуется 59 332 610, руб. ежегодно. Для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ № 5» требуется 1 465 500 руб., в том числе на обеспечение охраны учреждения силами частных охранных организаций или подразделениями войск национальной гвардии, на оборудование мест для охраны, оборудование зоны пропускного режима на входах в учреждение, на приобретение и установку металлоискателей.

В иске так же указывают, что на сегодняшний день общая потребность образовательных учреждений города Усолье-Сибирское в финансовых средствах на исполнение ранее выданных предписаний надзорных органов (Госпожнадзор, Роспотребнадзор и иных), проведение текущих и капитальных ремонтов зданий образовательных учреждений и т.д. согласно справочной информации отдела образования администрации города Усолье-Сибирское составляет - 224 505,84 руб.

Административный истец просил принять, во внимание, что в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 образовательными    учреждениями    города    Усолье-Сибирское    были    потрачены значительные денежные средства на мероприятия, связанные с приобретением моющих и дезинфицирующих средств, масок, рециркуляторов воздуха, бесконтактных термометров и т.д. В частности, согласно информации директора МБОУ «СОШ № 5» от 14.12.2020 № 80/4 общая сумма средств на указанные мероприятия в учреждении составила 126 811,65 руб.

Так же просил учесть, что на протяжении многих лет бюджет города Усолье-Сибирское является дефицитным. Финансирование многих мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения города Усолье-Сибирское, осуществляется не в полной мере. Так, в бюджете города Усолье-Сибирское на 2021 год предусмотрен дефицит бюджета в размере 49 649 030,86 руб. (выписка из решения Думы г. Усолье-Сибирское от 24.12.2020 г. № 64/7).

Решение Усольского городского суда от 06.02.2020г. в настоящее время не исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, при этом, администрация города Усолье-Сибирское, как орган местного самоуправления, не уклоняется от исполнения полномочий, возложенных на нее действующим законодательством РФ (в том числе, по финансированию мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений). Так, в целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнение требований постановления Правительства № 1006, администрацией города неоднократно направлялись письма в различные органы государственной власти Иркутской области (письмо от 14.01.2020 г. № 01/322 в адрес председателя Законодательного собрания Иркутской области - Сокола СМ., председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области - Дикусаровой Н.И., а также депутата Законодательного собрания Иркутской области - Франтенко С.С; письмо от 17.08.2020 г. № 904 на имя и.о. министра образования Иркутской области - Апанович Е.В., письмо от 28.12.2020 г. № 01/1266 на Губернатора Иркутской области - Кобзева И.И., письмо от 28.12.2020 г. № 01/12967 имя депутата Законодательного собрания Иркутской области - Франтенко С.С. и др.).

В то же время, вопрос о выделении средств из бюджета Иркутской области на иные    мероприятия    по    обеспечению    антитеррористической    защищенности учреждений образования города Усолье-Сибирское до настоящего времени не решен, согласно писем министерства образования Иркутской области от 20.02.2020 г. № 02-55-8/20, от 03.09.2020 г. № 02-55-8287/20, от 15.12.2020 г. № 02-55-12625/20, министерством разработан проект государственной целевой программы «Пожарная и антитеррористическая безопасность образовательных организаций Иркутской области» на 2021- 2025 годы, который включает все необходимые мероприятия по пожарной и антитеррористической безопасности, следующие из законодательства и иных поручений.

Однако проект Программы не вошел в проект Закона Иркутской области об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в связи с чем он может вступить в силу с 1 января 2021 года поскольку в настоящее время Проект программы не обеспечен финансированием.

При этом, министерством образования Иркутской области и Правительством Иркутской области в настоящее время рассматривается вопрос о разработке государственной региональной программы (в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2013 года № 506-рп) вместо принятия новой государственной программы, в которую будут включены мероприятия по печению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений Иркутской области.

Таким образом, в настоящее время органами исполнительной власти Иркутской и органами местного самоуправления города Усолье-Сибирское прорабатывается о возможности финансирования мероприятий по обеспечению террористической защищенности муниципальных образовательных учреждений г. Усолье-Сибирское, в том числе за счет средств бюджета Иркутской области.

Кроме того, вопрос о реализации антитеррористических мероприятий в учреждениях образования Иркутской области рассматривался 20.05.2021 на внеочередном заседании антитеррористической комиссии в Иркутской области и оперативного штаба в Иркутской под председательством И.И. Кобзева. В соответствии с протоколом от 20.05.2021 №59 (3) заседания указанной комиссии министерству образования Иркутской области было поручено в срок до 15.06.2021 разработать дорожную карту по обеспечению специализированной физической охраной объектов государственных организаций, подведомственных министерству, отнесенных к 1, 2, 3 категории опасности (п. 1.1. протокола), в срок до 01.09.2021 разработать проект региональной программы на 2022 -2225 годы, направленной на обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений объектов образования.

Просил: уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Иркутской области Ларионовой И.А. о взыскании исполнительного сбора от 03.09.2021, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское на одну четверть - 12 500 (двенадцать тысяч пятьсот) рублей.

Представитель административного истца, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионова И.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области, представитель заинтересованного лица МБОУ «СОШ № 5», прокурор г. Усолье-Сибирское в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 229 от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Федеральный закон № 229) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Одной из мер такого воздействия является взыскание исполнительского сбора.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 статьи 112 Федерального закона № 229 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона № 229).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона № 229).

В силу части 7 статьи 112 Федерального закона № 229 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, по смыслу закона, исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию, которая может быть снижена правоприменителем, исходя из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Указанная санкция относится к мерам публично-правовой ответственности, применяющимся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Одним из конституционных принципов юридической ответственности является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Применительно к данному составу правонарушения виновность субъекта определяется умышленным неисполнением требований исполнительного документа без уважительных причин.

Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П разъяснено, что размер исполнительского сбора, установленный пунктом 1 статьи 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Усольского городского суда Иркутской области 06.02.2020 удовлетворены административные исковые требования прокурора г. Усолье-Сибирское в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское, муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5», об обязании муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», администрацию города Усолье-Сибирское в срок до 01.12.2020 года устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, пр. Космонавтов, 1, а именно: обеспечить охрану объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на первом этаже зданий техникума помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объекта (территории), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оснастить объект (территорий) стационарными или ручными металлоискателями; оборудовать объект (территорию) системой контроля и управления доступом; оснастить въезд на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

11.12.2020 года судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионовой А.И. на основании исполнительного документа – исполнительного листа № ФС 026499477 по делу № 2-335/2020 возбуждено исполнительное производство № 196686/20/38034- ИП.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения постановления. Указанным постановлением должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

Определением Усольского городского суда от 19.01.2021 была предоставлена отсрочка исполнения решения суда в срок до 01.07.2021.

Поскольку должником администрацией г. Усолье-Сибирское в установленный Федеральным законом срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены не были, 03.09.2021 судебным приставом-исполнителем Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионовой А.И. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

Администрацией г. Усолье-Сибирское предприняты следующие меры, направленные на фактическое исполнение требований исполнительного документа, а именно в целях получения финансовой поддержки для обеспечения исполнение требований администрацией города неоднократно направлялись письма в различные органы государственной власти Иркутской области (письмо от 14.01.2020 г. № 01/322 в адрес председателя Законодательного собрания Иркутской области - Сокола СМ., председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Законодательного собрания Иркутской области - Дикусаровой Н.И., а также депутата Законодательного собрания Иркутской области - Франтенко С.С; письмо от 17.08.2020 г. № 904 на имя и.о. министра образования Иркутской области - Апанович Е.В., письмо от 28.12.2020 г. № 01/1266 на Губернатора Иркутской области - Кобзева И.И., письмо от 28.12.2020 г. № 01/12967 имя депутата Законодательного собрания Иркутской области - Франтенко С.С. и др.).

Суд учитывает, что администрация является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом города Усолье-Сибирское на текущий год, утвержденный решением Думы города Усолье-Сибирское и на плановые периоды. При этом учитывает, что администрация предпринимала меры, направленные на исполнение судебного акта, который в настоящее время не исполнен, в силу объективных причин указанных в административном иске. А именно в обоснование уважительности причин несвоевременного исполнения решения суда в установленный законом срок и тяжелого финансового положения административным истцом представлены копии: обращения от 14.12.2020 председателю Законодательного собрания Иркутской области и др., от 17.08.2020 о предоставлении информации и.о. министерства образования Иркутской области, обращение губернатору Иркутской области от 28.12.2020, 28.12.2020 обращение к депутату Законодательного собрания Иркутской области, ответ на обращение от 20.02.2020, ответ на вопрос от 03.09.2020, ответ по вопросу от 15.12.2020, ответ на обращение от 28.01.2021, сопроводительное от 31.05.2021, протокол от 20.05.2021 № 59(3).

Так же суд учитывает, представленные сведения, что для полного обеспечения антитеррористической защищенности всех образовательных учреждений города Усолье-Сибирское, в соответствии с требованиями постановления Правительства № 1006, требуется 100 898 600,0 руб., в том числе, на обеспечение учреждений охраной силами частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны требуется 59 332 610, руб. ежегодно. Для обеспечения антитеррористической защищенности МБОУ «СОШ № 5» требуется 1 465 500 руб., в том числе на обеспечение охраны учреждения силами частных охранных организаций или подразделениями войск национальной гвардии, на оборудование мест для охраны, оборудование зоны пропускного режима на входах в учреждение, на приобретение и установку металлоискателей.

Так же суд учитывает, что в 2020 г. из-за пандемии COVID-19 образовательными    учреждениями    города    Усолье-Сибирское    были    потрачены значительные денежные средства на мероприятия, связанные с приобретением моющих и дезинфицирующих средств, масок, рециркуляторов воздуха, бесконтактных термометров и т.д. В частности, согласно информации директора МБОУ «СОШ № 5» от 14.12.2020 № 80/4 общая сумма средств на указанные мероприятия в учреждении составила 126 811,65 руб. Суд учитывает, что органами исполнительной власти Иркутской и органами местного самоуправления города Усолье-Сибирское прорабатывается вопросы о возможности финансирования мероприятий по обеспечению террористической защищенности муниципальных образовательных учреждений г. Усолье-Сибирское, в том числе за счет средств бюджета Иркутской области.

Из пункта 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

    На основании изложенного, исходя из степени вины должника в неисполнении в установленный законом срок требований исполнительного документа, связанных с установлением объективных препятствий к исполнению решения суда, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, суд приходит к выводу, что требования администрации города Усолье-Сибирское об уменьшении размера исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации города Усолье-Сибирское к судебному приставу-исполнителю Усольского РОСП УФССП России по Иркутской области Ларионовой А.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области о снижении размер исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Усольского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Ларионовой Ирине Анатольевне о взыскании исполнительского сбора от 03.09.2021 года, подлежащего взысканию с администрации города Усолье-Сибирское, по исполнительному производству № 196569/20/38034-ИП, на одну четверть на 12 500 рублей, то есть до 37 500 рублей.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Усольский городской суд.

Судья                                                                                                       О.В. Янова

Мотивированный текст решения изготовлен 03.11.2021.

2а-2424/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Усолье-Сибирское
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области
Судебный пристав-исполнитель Усольского РОСП УФССП по Иркутской области Ларионова И.А.
Другие
Прокурор г. Усолье-Сибирское
МБОУ "СОШ №5"
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Подготовка дела (собеседование)
11.10.2021Рассмотрение дела начато с начала
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2021Судебное заседание
03.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее