Дело № 2-142/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2022 года г. Катав-Ивановск
Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Субботиной У.В.,
при секретаре Бисяриной К.С.,
с участием истцов Астафейчук Ю.А., Астафейчук А.В., Мамедова М.А.о, их представителя Буяльской Т.В., представителя третьего лица – ОАО «МРСК Урала» - Микериной Е.С., представителя ответчика – Администрации Катав-Ивановского городского поселения Дуриной О.Е.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Юрченко Г.Н., Мамедова М.А.о., Кураносова А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Истцы – Юрченко Г.Н., Мамедов М.А.о., Кураносов А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. обратились в Катав-Ивановский городской суд с иском к Администрации Катав-Ивановского городского поселения, и с учетом уточнения исковых требований, просили о возложении обязанности на ответчика убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, находящиеся напротив <адрес> в <адрес>, обратить решение суда к немедленному исполнению, взыскать судебные расходы в пользу истца Юрченко Г.Н.
Свои требования истцы мотивировали тем, что они проживают в многоквартирном жилом доме по <адрес>, являются законными владельцами квартир в указанном доме. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в <адрес> на расстоянии около 15 метров от <адрес> были установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). В связи с чем истцы обратились в суд с требованиями о признании размещения контейнерной площадки неправомерным, обязании убрать контейнеры для сбора ТКО, запретить их размещение. После подачи иска ответчиком напротив многоквартирного дома истцов была оборудована контейнерная площадка, на которой были размещены контейнеры для временного хранения ТКО. В связи с чем истцы уточнили требования, просили возложить обязанность на ответчика убрать указанную контейнерную площадку. Действия администрации являются незаконными и нарушают их права как жителей многоквартирного дома, потребителей коммунальных услуг. Считают, что на контейнерную площадку должно выдаваться санитарно-эпидемиологическое заключение о ее соответствии санитарным нормам и правилам для таких сооружений, которое администрация не получала. Площадка оборудована с нарушением СанПиН 2.1.3684-21, поскольку она не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, количество мусоросборников, на которое рассчитана контейнерная площадка, не соответствует нормативам накопления ТКО. Контейнеры размещены под открытым небом, не имеют крышек, осадки попадают внутрь контейнеров, усугубляя неприятный запах от ТКО. Указанные нарушения приводят к ежедневному переполнению контейнеров для сбор и временного хранения ТКО и распространению мусора за пределы контейнерной площадки, попаданию неприятного запаха в квартиры истцов. Кроме того, контейнерная площадка размещена на газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар, в полосе отвода автомобильной дороги, открытой стороной она обращена к проезжей части дороги. Для подхода к контейнерной площадке и складирования отходов истцы, другие потребители коммунальных услуг вынуждены выходить на проезжую часть дороги. Размещение в полосе отвода автомобильной дороги сооружений, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса, запрещено. Кроме того, контейнерная площадка расположена в охранной зоне линии электропередач, где запрещается осуществлять любые действия, которые могли бы повлечь нарушение безопасной работы объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению и уничтожению, повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц, в т.ч. проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, размещать свалки, а также запрещается строительство сооружений, погрузочно-разгрузочные работы. Для линии электропередач охранная зона составляет 25 метров, в то время как спорная площадка находится под линией электропередач. В связи с этим считают, что размещение контейнерной площадки в полосе отвода автомобильной дороги и в полосе отвода линии электропередач является небезопасным, указанные нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью граждан, истцов, как потребителей коммунальных услуг при эксплуатации этой площадки. Нарушены права истцов на благоприятную окружающую среду, т.к. из контейнеров исходит неприятный запах гниющих отходов, отходы разносятся ветром, животными, птицами на тротуар, проезжую часть дороги, по придомовой территории. Учитывая наличие угрозы жизни и здоровью при эксплуатации площадки для сбора ТКО, просили обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании истица Астафейчук Ю.А. исковые требования поддержала, приводя доводы изложенные в исковом заявлении. Ранее, в предварительном и судебном заседаниях суду пояснила, что она и другие истцы проживают в <адрес>, это историческая улица города, его культурный центр, где расположена пешеходная (парковая) зона, аллея памяти участникам ВОВ, рядом находятся продуктовый рынок, детские сады, которые непосредственно соседствуют с размещенными контейнерами для сбора ТКО. Контейнерная площадка имеет металлическое покрытие, стоит на возвышении относительно дороги, в зимний период из-за наледи к ней трудно было подойти. Количество контейнеров явно недостаточно для нужд жителей, поскольку через небольшой промежуток времени после вывозы мусора спецтехникой, контейнеры переполняются. Мусор из контейнеров растаскивается по прилегающей территории собаками, коровами и птицами, а в дальнейшем разносится ветром, на проезжую часть и газон. В контейнеры попадает влага, которая не отводится с площадки, из котейнеров разносится неприятный запах. Окна ее квартиры выходят непосредственно на контейнерную площадку, поэтому из-за неприятного запаха она лишена возможности проветривать квартиру, открыть окно. Выглянуть в окно квартиры невозможно, т.к. неприятно смотреть на разбросанный мусор. Чтобы подойти к контейнерной площадке она вынуждена выходить на автомобильную дорогу, т.к. открытая часть площадки обращена к проезжей части.
Истец Астафейчук А.В. пояснения Астафейчук Ю.А. поддержал, на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям изложенным в иске.
Истец Мамедов М.А.о. исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Истцы Кураносов А.Б., Юрченко Г.Н. в судебное заседание не явились, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, требования иска поддержали.
Представитель истцов Буяльская Т.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, приводя доводы и основания изложены в иске.
Представитель ответчика – Администрации Катав-Ивановского городского поселения Дурина О.Е. с иском не согласилась, суду в настоящем и предыдущих судебных заседаниях пояснила, что размещением контейнерной площадки права истцов на благоприятную окружающую среду не нарушены. Контейнерная площадка, установленная на основании муниципального контракта имеет металлический каркас, покрытия из металлических листов, огорожена с трех сторон, частично имеет крышу, имеет место для размещения пяти контейнеров, отсек для крупных отходов. Заключение на размещение контейнерной площадки от органов Роспотребнадзора не требуется, размещение площадки на данном участке произведено в соответствии с действующим законодательством. Расположение контейнерной площадки на газоне не соответствует требованиям к благоустройству, но на права истцов это не влияет. Контейнерная площадка размещена в зоне действия знака «Жилая зона», где приоритет в движении предоставлен пешеходам, поэтому при размещении площадки правила безопасности дорожного движения не нарушены. Имеется ли в месте размещения контейнерной площадки линия электропередач, опора линии электропередач она пояснить не может, обозрев фотоматериалы на л.д. 235-236 том 1, настаивала на том, что размещение вблизи контейнерной площадки линии электропередач и опоры ЛЭП у нее вызывает сомнения. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит требования о получении заключения на размещение площадки для сбора и временного хранения ТКО, каких-либо нарушений администрацией при размещении контейнерной площадки у <адрес> не допущено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительн6о предмета спора, ОАО «МРСК-Урала» - Микерина Е.С., исковые требования поддержала, пояснив, что истцы действительно имеют право на благоприятную окружающую среду, безопасность, что нарушается размещением спорной контейнерной площадки. Она расположена под линией электропередач, в т.ч. линией с напряжением 380 Вольт. Осуществление погрузки и мусора и разгрузки контейнеров является небезопасным как для водителя автомашины, так и для граждан. После привлечения ОАО «МРСК Урала» к участию в деле и направления в их адрес копии иска и уточненного иска, мастер участка выходил непосредственно на место и убедился, что объекты электросетевого хозяйства расположены в непосредственной близости от спорной контейнерной площадки для сбора ТКО, о чем составил акт. Установка сооружения в охранной зоне линии электропередач без согласования с ОАО «МРКС Урала» не допускается, ответчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства", Федеральный закон «Об электроэнергетике». Акт составленный мастером вместе с предписанием устранить нарушения законодательства будет направлен в орган местного самоуправления и прокуратуру, если этот вопрос не будет решен в добровольном порядке.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, - МУП "Комритсервис" СМР, ООО «Катав-Ивановскжилкомхоз», ООО «Златспецтранс» (далее также - ООО «ЗСТ»), - своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще. Представителями МУП «Комритсервис» СМР и ООО «ЗСТ» в суд направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представителем МУП «Комритсервис» СМР направил в суд письменный отзыв в котором доводы истцов считал необоснованными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку контейнерная площадка соответствует требованиям действующего законодательства, санитарным нормам и правилам, внесена в реестр мест накопления ТКО.
Представителем ООО «ЗСТ» в суд направлен отзыв относительно исковых требований, в котором указано на то, что жалоб от жителей <адрес> по вопросу вывоза ТКО региональному оператору не поступало, какого либо мнения по заявленным требованиям не высказал.
Государственный орган – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, просили рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя государственного органа.
В письменном заключении по первоначальному иску указали, что в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Катав-Ивановского городского поселения, положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», за нарушение санитарного законодательства при организации сбора и транспортирования отходов ответственность несет Администрация городского поселения и является субъектом ответственности. Указывают на то, что жильцы <адрес> обращались с жалобой в ТО Роспотребнадзора в Саткинском, Ашинском и Катав-Ивановском районах, в результате проведенной проверки Администрация городского поселения Катав-Ивановска была привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 ч. 1 КоАП РФ. Также указали на то, что спорная контейнерная площадка не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, в соответствии с которым контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров <5>) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Считали исковые требования подлежащими удовлетворению.
В дополнение к ранее представленному заключению, с учетом уточнения исковых требований, государственным органному – Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области указано, что истцы в исковом заявлении ссылаются на положения федерального закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, правила дорожного движения, правила установления и использования территорий охранных зон электросетевого хозяйства, которые должны быть соблюдены для обеспечения безопасности проживающих граждан. Также указали на то, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела истцы Юрченко Г.Н., Мамедов М.А.о., Кураносов А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. на законных основаниях проживают в многоквартирном жилом <адрес>, что подтверждается копиями правоустанавливающих документов, копиями паспортов истцов об адресе их регистрации по месту жительства (т. 1 л.д. 9-12,16, 73-77), а следовательно являются потребителями коммунальных услуг, в т.ч. и услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании подтверждены и не оспаривались.
Также материалами дела установлено, что до обращения истцов с первоначальным иском в суд, Администрацией Катав-Ивановского городского поселения сбор и временное хранение, а также вывоз твердых коммунальных отходов был организован следующим образом.
Вблизи <адрес> непосредственно на газоне, на расстоянии ближе 15 метров от многоквартирного жилого дома были установлены металлические контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. Переполненные контейенры крышками не закрывались, доступ к ним каким-либо ограждением предотвращен не был, доступ имелся со всех сторон, мусор из контейнера попадал непосредственно на прилегающую территорию, разносился животными и птицами, ветром. Кроме того, указанное место сбора ТКО не было включено в реестр мест сбора и временного хранения ТКО. Данные обстоятельства подтверждаются заключением ТО Роспотребнадзора по первоначальному иску, из которого следует установление названных обстоятельств, и привлечение в связи с этим ответчика к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Аналогичные обстоятельства были установлены в ходе надзорного производства №ж-2021 прокурором. В Администрацию городского поселение внесено соответствующее представление.
Также судом установлено, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в реестр и схему размещения мест накопления (контейнерных площадок) для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории Катав-Ивановского городского поселения, утвержденные постановлением Администрации Катав-Ивановского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в схему размещения, помимо прочего, включена контейнерная площадка по <адрес>, куда утилизируют отходы жильцы домов 17,19,30 по <адрес>.
На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, локальной сметы, ведомости объема работ, по <адрес> установлена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, которая имеет покрытие из металлических листов, ограждение из профнастила с трех сторон, частичную крышу из профилированных листов железа, в ней размещены пять контейнеров, не оборудованных крышками, место для складирования крупногабаритных твердых бытовых отходов. ДД.ММ.ГГГГ подписан акт приемки выполненных работ по созданию мест накопления твердых коммунальных отходов. Указанные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом представленными сторонами, представленным сторонами, пояснениями истцов и представителя ответчика в судебном заседании.
Вышеназванная контейнерная площадка размещена на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес>, непосредственно у края проезжей части дороги, отрытой частью контейнерная площадка обращена к проезжей части дороги. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались, подтверждены пояснениями сторон в судебном заседании, а также схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (т. 1 л.д.182), спутниковым снимком, с обозначением места нахождения контейнерной площадки (т. 1 л.д. 229), фотоматериалами.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в непосредственной близости от задней стенки контейнерной площадки расположена опора ЛЭП, а над контейнерной площадкой проходит линия электропередач. Указанные обстоятельства подтверждаются отзывом ОАО «МРСК-Урала» относительно исковых требований; свидетельством о праве собственности на электросетевой комплекс <адрес> (0,4 кВ, 6 кВ), с приложением; актом от ДД.ММ.ГГГГ которым ст. мастером Бурмистровым Н.В. и мастером Самариным А.С. осмотрена линия ВЛ 0,4 кВ № 8 от ТП-2057, выявлено что напротив <адрес> установлена площадка под мусорные контейнеры в охранной зоне ВЛ, расстояние от опоры 0,2м; схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (т. 1 л.д. 182), где непосредственно за контейнерной площадкой обозначена опора ЛЭП; пояснениями представителя ОАО «МРСК Урала» в судебном заседании», а также фотоматериалами предоставленными как истцами, так и ответчиком. (т. 1 л.д. 228, 234, 235, 236, 237, 144)
Согласно проекта организации дорожного движения по <адрес>, на участке автомобильной дороги по <адрес> напротив <адрес> организовано двухстороннее движения по одной полосе в каждом направлении, данный участок дороги находится в зоне действия знака 5.21 – «Жилая зона», с каждой стороны от автомобильной дороги организован тротуар. Как указано на схеме представителем ответчика, в полосе отвода автомобильной дороги (между краем проезжей части и тротуаром) установлена спорная контейнерная площадка. Указанные обстоятельства и место расположения контейнерной площадки на проекте организации дорожного движения участниками не оспаривалось.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 19,20, 5 ст. 5 Устава Катав-Ивановского городского поселения, вышеперечисленные вопросы отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регламентирован Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039.
В соответствии с п. 2 названных правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
В силу п. 3 названных правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами 1 должны быть обустроены 2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) 3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки 4 для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров 5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО 8. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Как указывалось выше, созданная на <адрес> напротив <адрес> контейнерная площадка для сбора и накопления твердых коммунальных отходов должна иметь твердое - асфальтовое или бетонное – покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых вод. При этом, в судебном заседании установлено, что контейнерная площадка имеет металлическое покрытие, сведений о соблюдении требований к уклону для обеспечения стока талых и дождевых вод ответчиком суду не представлено.
Кроме того, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами спора, мусоросбрники (контейнеры) на спорной площадке регулярно переполняются, что способствует распространению твердых коммунальных отходов за пределы контейнеров и непосредственно контейнерной площадки на прилегающую к ней территорию, в т.ч. проезжую часть, газон, разносится ветром и животными. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, фотоматериалами, сомнений не вызывают.
При этом, представителем Администрации Катав-Ивановского городского поселения доказательств того, что созданная ответчиком площадка по сбору и накопления ТКО, рассчитанная на 5 контейнеров, достаточна для сбора твердых коммунальных отходов с обслуживаемых многоквартирных домов, суду не представлено. Вместе с тем, расчет, исходя из которого определялось количество мусоросборников (контейнеров) на котейнерной площадке, с учетом норматива потребления услуги, суду не представлен, пояснений по обоснованию устройства площадки на 5 контейнеров представитель ответчика в судебном заседании дать не смогла.
Также фотоматериалом и пояснениями представителя ответчика подтверждается то, что в связи с недостаточнойстью контейнеров на площадке, ими установлен дополнительный контейнер, рядом с площадкой, непосредственно на газон, без организации твердого покрытия, обеспечивающего сток талых и дождевых вод и ограждения котейнера с трех сторон.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что контейнерная площадка, созданная ответчиком возле <адрес> не соответствует требования санитарных норм и правил, а следовательно создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Кроме того, как указывалось выше, в судебном заседании установлено, что контейнерная площадка располагается непосредственно под линией электропередач (0,4 кВ, 6 кВ).
Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 160 определен порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. (п.п. 1,2).
ОАО «МРСК Урала» на территории Челябинской области является сетевой организацией, которой на праве собственности принадлежит электросетевой комплекс Катав-Ивановского района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
В силу ст. 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.
В отношении прав на землю могут быть установлены ограничения в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Согласно приложению к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями.
В силу п. 2.5.215 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187, прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается.
Согласно п. 2.5.216 ПУЭ, расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ до 220 кВ при наибольшем их отклонении до ближайших частей производственных, складских, административно-бытовых и общественных зданий и сооружений должны быть не менее: 2 м - для ВЛ до 20 кВ, 4 м - для ВЛ 35 - 110 кВ, 5 м - для ВЛ 150 кВ и 6 м - для ВЛ 220 кВ.
В соответствии с п.2.5.217 ПУЭ, расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21.
Таким образом, охранная зона для линий электропередач с номинальным напряжением 0,4 кВ составляет 2 метра от проекции крайних проводов линии электропередач.
В соответствии с п. 8 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; размещать свалки.
Согласно п. 10 этих же правил, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; погрузочно-разгрузочные работы.
Кроме того, п. 11 тех же правил установлено, что в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий. (п. 12 правил).
Как следует из представленных документов и отзыва третьего лица – ОАО «МРСК-Урала» спорная контейнерная площадка находится под линией электропередач номинальным напряжением 0,4 (380) кВ.
Таким образом, учитывая, что в непосредственной близости от задней стенки контейнерной площадки расположена опора ЛЭП, а над контейнерной площадкой проходит линия электропередач, создание и эксплуатация контейнерной площадки представляют угрозу безопасности жизни и здоровью людей, контейнерная площадка полностью металлическая, имеет металлическое покрытие, а кроме того, при осуществлении сбора коммунальных отходов из контейнеров производятся погрузочно-разгрузочные работы на автомобиль спецтехники, поднятие контейнеров на значительную высоту, что создает угрозу поражения электрическим током.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. Статья 5 указанного Закона предусматривает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, к числу которых в частности относится: регулирование деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве; организация дорожного движения; осуществление государственного надзора (контроля) за выполнением обязательных норм и правил в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Помимо этого, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ч.ч. 1,5 ст. 27 указанного федерального закона, право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 3 названного федерального закона, элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 3 ст. 25 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …", границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В силу ч. 2 ст. 29 того же федерального закона, пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается: загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог; выполнять в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе на проезжей части автомобильных дорог, работы, связанные с применением веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения; осуществлять иные действия, создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Как указывалось выше, спорная контейнерная площадка размещена на противоположной стороне автомобильной дороги от <адрес>, непосредственно у края проезжей части дороги (между краем проезжей части и тротуаром на газоне), отрытой частью контейнерная площадка обращена к проезжей части дороги.
Также в судебном заседании установлено, что мусоросбрники (контейнеры) на спорной площадке регулярно переполняются, это способствует распространению коммунальных отходов за пределы контейнеров на прилегающую к контейнерной площадке территорию, и в первую очередь на проезжую часть автомобильной дороги по <адрес>, что следует из представленных в материалы дела фотоматериалов, подтверждено пояснениями истцов и ответчиком не оспаривалось.
Вместе с тем, представителем администрации доказательств того, что расчет контейнеров на контейнерной площадки был осуществлен с учетом количества обслуживаемых ею многоквартирных домов (жителей) и норматива потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, не представлено, пояснить, производился ли такой расчет представитель не смогла.
Следовательно, спорная контейнерная площадка в нарушение вышеприведенных требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…….», установлена в полосе отвода автомобильной дороги, а ее боковые глухие стенки препятствуют возможности просмотра водителями полосы отвода автомобильной дороги, закрывая ему видимость, в то время как потребители коммунальной услуги вынуждены выходить на проезжую часть автомобильной дороги, чтобы выбросить мусор; распространяющийся на проезжую часть мусор препятствует проезду транспортных средств и проходу пешеходов, может содержать масляные и другие вещества, ухудшающие сцеплению колес автомобилей с поверхностью дороги; мусор из контейнеров попадает на полосу отвода, загрязняя ее.
При таких обстоятельствах, создание и эксплуатация контейнерной площадки нарушает требования к безопасности дорожного движения, к эксплуатации автомобильной дороги.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации № 2300-I от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Истцы являются потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Использование спорной контейнерной площадкой обусловлено установленным порядком накопления и сбора коммунальных отходов, как единой цепи обращения ТКО. В связи с изложенным истцы имеют право на безопасность предоставляемой им коммунальной услуги.
Кроме того, истцы являясь гражданами РФ в соответствии с положениями ст. 42 Конституции РФ, имеют право на благоприятную окружающую среду.
В свою очередь, как установлено судом, созданная ответчиком и эксплуатируемая сторонами спора контейнерная площадка, находящаяся возле <адрес> нарушает требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, создает опасность жизни и здоровью истцов.
Учитывая, что дальнейшая эксплуатация спорной контейнерной площадки создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи с нарушением требований к безопасности дорожного движения и ее нахождением в полосе отвода линии электропередач, создана с нарушением санитарных норм и правил, то требования истцов, подлежат удовлетворению в полном объеме, а на ответчика следует возложить обязанность убрать указанную контейнерную площадку.
При этом, доводы ответчика о том, что размещением контейнерной площадки права истцов не нарушены, суд находит несостоятельными, поскольку как указывалось выше, контейнерная площадка нарушает требование к безопасности, эксплуатируется непосредственно истцами.
Факт того, что контейнерная площадка установлена в зоне действия знака «Жилая зона», где предоставлен приоритет пешеходам, не свидетельствует о ее безопасности, поскольку выявленные нарушения федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», создают угрозу жизни и здоровью людей.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки по <адрес> является небезопасной, угрожает жизни и здоровью граждан, суд находит, что заявление истца о приведении решения суда к немедленному исполнению, в части возложения соответствующей обязанности, является обоснованным, поскольку дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки может привести к причинению вреда жизни и здоровью истцов и других людей.
Судом установлено, что при подаче настоящего иска истцом Юрченко Г.Н. была оплачена госпошлина в сумме 300 рублей, а также понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате госпошлины, распиской об оплате услуг юриста.
В силу ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом сложности дела, объема проделанной представителем работы, суд находит, что в пользу Юрченко Г.Н. с Администрации Катав-Ивановского городского поселения подлежат взысканию расходы на оплату услуг по составлению искового заявления в сумме 4000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, и с учетом того, что исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию в возмещение расходов по оплате госпошлины 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Юрченко Г.Н., Мамедова М.А.о., Кураносова А.Б., Астафейчук А.В., Астафейчук Ю.А. к Администрации Катав-Ивановского городского поселения о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Катав-Ивановского городского поселения убрать контейнерную площадку и контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов, находящуюся напротив <адрес>.
Взыскать с Администрации Катав-Ивановского городского поселения в пользу Юрченко Г.Н. в возмещение расходов на оплату услуг представителя 4000 рублей, на возмещение расходов по оплате госпошлины 300 рублей.
Решение суда в части требований о возложении обязанности убрать контейнерную площадку обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме через Катав-Ивановский городской суд.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2022 года.