Решение по делу № 2а-105/2022 (2а-1406/2021;) от 09.12.2021

УИД 37RS0020-01-2021-002346-80

Дело № 2а-105/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2022 года г. Тейково Ивановской области

Тейковский районный суд Ивановской области в составе судьи Алешиной О.А., при помощнике судьи Глушко М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области к судебному приставу-исполнителю Тейковского РОСП УФССП России по Ивановской области Ступиной Т.В., Управлению ФССП по Ивановской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Тейковского муниципального района Ивановской области обратилась в Тейковский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит: признать постановление судебного пристава-исполнителя Тейковского РОСП УФССП по Ивановской области Ступиной Т.В. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 29.11.2021 года.

Требования мотивированы тем, что на основании решения Тейковского районного суда Ивановской области от 20.07.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению и.о. Тейковского межрайонного прокурора, действующего в интересах <данные изъяты> об обязании предоставить жилое помещение муниципальное образование администрации Тейковского муниципального района Ивановской области обязано предоставить <данные изъяты> на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам площади предоставления жилых помещений. 27.09.2021 судебным приставом исполнителем Тейковского РОСП УФССП по Ивановской области Ступиной Т.В. в отношении администрации Тейковского муниципального района возбуждено исполнительное производство -ИП. 29.11.2021 судебным приставом исполнителем Ступиной Т.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 с должника администрации Тейковского муниципального района Ивановской области за неисполнение должником требований исполнительного документа.

Администрация Тейковского муниципального района Ивановской области считает, что в действиях должника отсутствует вина в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа. Административный истец указал, что возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику из областного бюджета денежных средств в необходимом размере. К моменту истечения срока для добровольного исполнения судебного акта, необходимые и достаточные для приобретения жилого помещения субвенции из областного бюджета в бюджет Тейковского муниципального района Ивановской области не поступили, реальная возможность приобретения жилого помещения с соблюдением установленных законом процедур закупок отсутствует.

Административный истец полагает, что по уважительным причинам отсутствует реальная возможность для своевременного исполнения решения суда.

В судебном заседании представитель администрации Тейковского муниципального района Ивановской области не участвовал, о месте и времени слушания извещен надлежащим образом.

Судебный пристав-исполнитель РОСП Тейковский УФССП России по Ивановской области Ступина Т.В., представитель УФССП России по Ивановской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленных суду отзывах на административный иск возражали против его удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Тейковского районного суда Ивановской области на администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области возложена обязанность предоставить <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам площади предоставления жилых помещений.

Решение обращено к принудительному исполнению путем выдачи взыскателю исполнительного листа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Тейковского РОСП УФССП России по Ивановской области Ступиной Т.В. от 27.09.2021 в отношении администрации Тейковского района Ивановской области возбуждено исполнительное производство -ИП.

Судебным приставом-исполнителем Тейковского РОСП УФССП России по Ивановской области Ступиной Т.В. должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения должником постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При этом при наличии указанных обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого Федерального закона.

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: - истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; - неисполнение требований исполнительного документа должником; - непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Разрешая административное требование по существу, суд, принимая во внимание вышеназванные положения Закона об исполнительном производстве, исходит из того, что правовых оснований признать оспариваемые постановления о взыскании исполнительского сбора незаконными не имеется: должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения, в течение которого истец требование исполнительного документа не исполнил, доказательств невозможности исполнения не представил, а потому, действия приставов находятся в соответствии с требованиями ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения административного иска необходимо одновременное наличие двух условий - незаконность оспариваемых решения, действия (бездействия) и нарушение прав административного истца.

В ходе судебного разбирательства не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности вынесенного судебным приставом исполнителем Тейковского РОСПа УФССП России по Ивановской области Ступиной Т.В 29.11.2021 постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований административного истца.

Вместе с тем, из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).Частью 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст.401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Оспаривая постановление о взыскании исполнительского сбора административный истец ссылается на то, что в муниципальном жилищном фонде Тейковского муниципального района не имеется свободных жилых помещений, отвечающих требованиям предъявляемым к жилым помещениям предоставляемым детям-сиротам, лицам из их числа по договорам специализированного найма.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 8).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Законом Ивановской области от 14.03.1997 №7-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ивановской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (ч. 1, 2, 3 ст. 8.1. Закона).

Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и муниципальным районам утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда.

Данные требования закона не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в оспариваемом постановлении срок. Предусмотренный законодательством порядок заключения государственного контракта, обязанность администрации предоставить взыскателю жилое помещение не за счет собственных средств, а за счет средств бюджета Ивановской области свидетельствуют о том, что реальная возможность приобретения жилого помещения с использованием установленных законом процедур закупок (аукциона) к моменту истечения предоставленного судебным приставом срока отсутствовала.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Ивановской области возложены на органы местного самоуправления за счет средств субвенций, перечисляемых из областного бюджета, что соответствует требованиям ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Администрацией Тейковского муниципального района Ивановской области, в целях исполнения решения суда, в Департамент социальной защиты населения Ивановской области направлен запрос о сроках выделения из областного бюджета субвенции на приобретение жилья для <данные изъяты>.

06.12.2021 в ответ на данное обращение Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области в адрес должника направлено письмо, в котором указано, что Законом Ивановской области от 23.12.2020 №-89-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в текущем году субвенций бюджету Тейковского муниципального района на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений не предусмотрены.

Проектом закона об областном бюджете на 2022 год и плановый 2023 и 2024 годов выделение денежных средств предусмотрено в сентябре-октябре 2022 года.

Суд отмечает, что администрация является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Исполнение вышеуказанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта Российской Федерации. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления <данные изъяты>. жилого помещения не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. С учетом того, что администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.

Следовательно, у администрации Тейковского муниципального района Ивановской области реальная возможность исполнения решения суда ранее указанного Департаментом социальной защиты населения Ивановской области срока, отсутствует.

Исполнение судебного решения ранее невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе. Возможность исполнить решение возникнет только после получения субвенции из областного бюджета. После чего администрация Тейковского района Ивановской области сможет провести конкурсные процедуры и приобрести жилье.

В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, устанавливающей основания ответственности за нарушение обязательства, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Исследовав представленные должником доказательства, суд находит доводы администрации Тейковского муниципального района Ивановской области об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа заслуживающими внимания.

Принимая во внимание имущественное положение должника, а также степень вины административного истца в неисполнении обязанности, и учитывая правовую природу исполнительского сбора (с одной стороны, он служит цели создания условий для применения мер принудительного исполнения и понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а с другой стороны, является санкцией, которая может быть наложена за правонарушение, совершенное должником в процессе исполнительного производства, в период, начиная с момента, когда должником добровольно не исполнено решение суда, до момента окончания исполнительного производства), суд считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований для освобождения должника – администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от взыскания исполнительского сбора

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области, судебному приставу-исполнителю Тейковского РОСП УФССП по Ивановской области Ступиной Т.В. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора оставить без удовлетворения.

Освободить должника – администрацию Тейковского муниципального района Ивановской области от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Тейковского РОСП УФССП по Ивановской области Ступиной Т.В от 29 ноября 2021 года по исполнительному производству -ИП от 27 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                  О.А. Алешина

Мотивированное решение суда изготовлено 12 января 2022 года.

2а-105/2022 (2а-1406/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Тейковского муниципального района
Ответчики
судебный пристав -исполнитель Тейковского РОСП УФССП России по Ивановской области Ступина Т.В.
УФССП по Ивановской области
Суд
Тейковский районный суд Ивановской области
Судья
Алешина Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
teikovsky.iwn.sudrf.ru
09.12.2021Регистрация административного искового заявления
09.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Судебное заседание
12.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее