Решение по делу № 8Г-31074/2023 [88-35497/2023] от 15.09.2023

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-35497/2023

№ дела суда 1-й инстанции 2-285/2023

УИД№ 61RS0045-01-2022-003045-51

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                          12 декабря 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Е.В.,

судей Жогина О.В., Якубовской Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области об обязании организовать осуществление регулярного транспортного обслуживания населения,

по кассационной жалобе представителя администрации Неклиновского района по доверенности Терещенко ФИО10 на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Неклиновского района Ростовской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, просил суд возложить на Администрацию Неклиновского района обязанность обеспечить осуществление регулярных перевозок пассажиров по маршруту «х.Приют – с.Покровское» и «х.Родионовка – с.Покровское» по регулируемым тарифам, установленным постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области.

Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 мая 2023 года, заявленные исковые требования удовлетворены частично. Суд возложил на администрацию Неклиновского района Ростовской области обязанность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по маршруту «х.Приют – с.Покровское» и «х.Родионовка – <адрес>» по регулируемому тарифу, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности. По мнению заявителя, удовлетворяя заявленные требования, суд обязал орган местного самоуправления внести изменения в муниципальный нормативный правовой акт, т.е. осуществить нормативно-правовое регулирование по переходу с нерегулируемого на регулируемый тариф. Соответственно, требование об обязании администрации Неклиновского района к осуществлению регулярных перевозок пассажиров по маршруту «х.Приют – с.Покровское» и «х.Родионовка – с.Покровское» по регулируемому тарифу, является фактическим вмешательством в деятельность органа местного самоуправления.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

В судебное заседание стороны не явились.

Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Капитан-Дубровской Е.Н., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.

Как установили суды и подтверждается материалами дела, проведенной прокуратурой Неклиновского района Ростовской области проверкой исполнения законодательства о транспортном обслуживании населения на территории Неклиновского района Ростовской области установлено, что отменены регулярные перевозки по муниципальному маршруту «х. Приют - с. Покровское», в связи с незначительным количеством граждан - пользователей указанного маршрута, чем нарушены права жителей указанных населенных пунктов.

Аналогичные нарушения допущены в отношении жителей х. Родионово Неклиновского района.

11 ноября 2021 года Главе Администрации Неклиновского района Ростовской области прокурором внесено представление, по результатам рассмотрения которого организовано движение транспортных средств по указанным выше маршрутам в рамках договора на право осуществления пассажирских перевозок автобусами общего пользования малого класса на внутрирайонных маршрутах Неклиновского района на 2021-2026 годы по нерегулируемому тарифу, заключенному между органом местного самоуправления и ООО «Автолайн-КО».

29 ноября 2022 года в прокуратуру Неклиновского района Ростовской области поступило обращение Шевченко Р.Г., инвалида второй группы, проживающей по адресу: <адрес>, о необоснованном завышении стоимости проезда по муниципальному маршруту «<адрес><адрес>», а также нерегулярности перевозок (два раза в неделю).

Проверкой установлено, что действующим тарифом предусмотрено взимание с граждан, перемещающихся по маршруту следования «<адрес>», «<адрес>», платы в размере 7 рублей за 1 пассажиро-километр, в связи с чем, стоимость проезда по указанным маршрутам превышает 300 рублей.

Полагая, что осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам и отсутствие регулярных рейсов по муниципальному маршруту ущемляет права жителей Неклиновского района, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, препятствует развитию комфортной среды для маломобильной категории граждан, прокурор обратился в суд с заявленными требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции с учетом положений статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) пришел к выводу, что отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей населенных пунктов с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами согласился.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Из положений части 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ, следует, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Положения статьи 14 Закона № 220-ФЗ предусматривают, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Как установлено судами, и следует из материалов дела, 03 марта 2021 года между Администрацией Неклиновского района Ростовской области и ООО «Автолайн-КО» заключен договор № 4/21 на право осуществления пассажирских перевозы автобусами общего пользования малого класса на внутрирайонных маршруты Неклиновского района на период с 2021 по 2026 год по маршруту «<адрес>» и «<адрес>», с видом перевозок «регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам».

Из журнала регистрации и выдачи свидетельств на осуществление пассажирских перевозок по Неклиновскому району № 3 установлено, что выданы свидетельства серия 346830 № 000017 и серия 346830 № 000016 на осуществление перевозок по внутрирайонному маршруту Неклиновского района «х. Приют - с. Покровское» и «х. Родионовка - с. Покровское».

При этом транспортное обслуживание населения посредством установления муниципальных маршрутов для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам администрацией не организовано.

Учитывая возложенную вышеприведенными нормами закона обязанность муниципального органа прежде всего устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам и наряду с указанными маршрутами, в дополнение к ним устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 17 Закона № 220-ФЗ), принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств выполнения данной обязанности, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований.

Вопреки позиции заявителя об отсутствии обязанности уполномоченного органа по организации транспортного сообщения в первую очередь по регулируемым тарифам законом, положениям части 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут устанавливаться в дополнение к маршрутам, осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам.

Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых решений, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами нижестоящих инстанции были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов.

Несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанции об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела и данной им правовой оценке не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку фактически направлено на иную оценку доказательств, что к полномочиям суда кассационной инстанции не относится.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Неклиновского района по доверенности Терещенко ФИО11 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-31074/2023 [88-35497/2023]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Прокурор Неклиновского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Неклиновского района Ростовской области
Другие
Министерства транспорта по Ростовской области
Региональная служба по тарифам Ростовской бласти
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Макарова Е. В.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
12.12.2023Судебное заседание
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее