Дело № 2а-1904/2022
11RS0005-01-2022-002493-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Изъюрова С.М., при секретаре Сычевой О.В., с участием административного истца Поздеева В.В., представителя административных ответчиков Мартыросян И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 02 июня 2022 года дело по административному исковому заявлению Поздеева В.В. к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 24» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-24), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее – ФСИН России), о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,
установил:
Поздеев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-24, в котором просит взыскать компенсацию в размере 500 000 руб. за нарушение условий содержания в камерах блока штрафного изолятора (далее – ШИЗО), мотивируя тем, что с <...> г. водворялся в камеру ШИЗО ...., в одиночную камеру .... в период с <...> г. в которых коммунальные и материально-бытовые условия не соответствовали стандартам и отклонялись от действующих норм. В камерах имеются 4 деревянные полки для сна, которые в дневное время крепятся к стене, столы, приваренные к полкам, санитарный узел (в котором установлена чаша «Генуя», отсутствует унитаз со сливным бачком). Дверь в санузел отсутствует, имеется перегородка. В камере также имеется умывальник, лампа с переключением на ночное освещение. Из крана в камерах блока ШИЗО течет техническая вода желтого цвета, питьевую воду должностные лица не доставляют. Питьевую воду по просьбе осужденных приносит раздатчик пищи из столовой. Горячая вода в дисциплинарном блоке отсутствует. В камере отсутствует система вентиляции. Окно в камере 90х60 см. В камере 2 лампы дневного освещения, освещение тусклое. За окном на расстоянии 2 м. установлен деревянный забор, высотой около 5 м., из-за чего дневной свет в камеру не попадает. Освещение в камере тусклое. Стены в аварийном состоянии. Помывка осуществляется в душевой по 2 человека, общая площадь душевой не более 5 кв.м., отсутствуют перегородки и помывку приходится осуществлять в тесных условиях без условий пристойности. Прогулочные дворики не соответствуют нормативам. Отсутствуют камере вешалки и полки.
Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика ФСИН России.
Административный истец в судебном заседании поддержал свои требования, изложенные в административном иске, а так же просил суд взыскать денежную компенсацию за все водворения в камеры ШИЗО, поскольку там имелись ненадлежащие условия содержания.
Представитель административных ответчиков с требованиями административного истца не согласилась, пояснив, что материально-бытовые условия соответствуют нормам, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и N 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно пункту 12 Постановления ЕСПЧ от 01.06.2006 "М. (Mamedova) против Российской Федерации" (жалоба N 7064/05), санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Порядок и условия содержания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регламентируются УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 и иными нормативными актами.
В силу ч. 2 ст. 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Поздеев В.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК с <...> г. содержится в строгих условиях отбывания наказания, неоднократно водворялся в ШИЗО.
Как установлено судом, в период отбывания наказания административный истец неоднократно водворялся в штрафной изолятор и одиночную камеру, а именно: <...> г. на 10 суток; <...> г. на 15 суток, <...> г. на 5 суток, <...> г. на 15 суток, <...> г. на 7 суток, <...> г. на 5 суток, <...> г. на 15 суток, <...> г. на 15 суток, <...> г. на 5 суток, <...> г. на 10 суток, <...> г. на 7 суток, <...> г. на 10 суток, <...> г. на 6 суток, <...> г. на 15 суток (140 суток в общей сложности).
Размещение мебели в камере соответствует положениям Приказа Федеральной службы исполнения наказаний РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и не свидетельствует о нарушении нормы площади, приходящейся на каждого осужденного, размер которой регламентирован федеральным законодателем, для которого в силу ст.3 УИК РФ рекомендации международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными могут быть реализованы в уголовно-исполнительном законодательстве РФ при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил "308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)".
Как следует из пункта 14.4.8 СП 308.1325800.2017 и приложения А к нему, в камерах ШИЗО следует предусматривать, в том числе: откидные (одноярусные или двухъярусные) металлические койки, закрывающиеся на замок или фиксирующиеся в закрытом положении устройством, расположенным со стороны коридора; раковину (умывальник); изолированную кабину с унитазом. Наличие вешалок и полок в камере не предусмотрено.
Из пояснений стороны ответчика, письменного отзыва следует, что в ФКУ ИК-24 предусмотрено 4 камеры штрафного изолятора (ШИЗО), площадь камер составляет: камера .... – 16,1 кв.м., камера .... – 10,8 кв.м., камера .... – 10,9 кв.м., камера .... – 10,4 кв.м. В каждой камере штрафного изолятора имеется санузел, оборудованный антивандальным унитазом без сливного бачка и умывальником. Санузел отгорожен от основной площади камеры перегородкой. В камерах имеются баки для питьевой воды. Полы камер деревянные, стены выкрашены краской, имеется приточно-вытяжная вентиляция с естественным побуждением, вентиляция осуществляется через форточку. В камерах имеется искусственное и естественное освещение.
Вышеизложенное подтверждается пояснениями представителя ответчика, отзывом, справками, фотографиями, иными сведениями и материалами.
В силу статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.
Согласно приказу ФСИН России №512 от 27.07.2006 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
В соответствии с приложением А Свода правил в камерах ШИЗО, одиночных камерах, камерах ШИЗО следует предусматривать изолированную кабину с унитазом.
Довод истца об установлении чаши Генуя вместо унитаза в нарушение положений Свода правил, нашел свое подтверждение, поскольку данным Сводом не предусмотрено размещение чаши Генуя. Однако установление чаши Генуя не свидетельствует о нарушении прав осужденного, а также о наличии неудобств при её использовании, равно как и размещение в одном помещении умывальника, что в целом не позволяет возложить обязанность компенсировать истцу испытываемый дискомфорт.
Доказательств того, что административный истец в силу физиологических возможностей не может пользоваться санитарным узлом суду не представлено.
Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Инструкцией фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующих европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).
В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В камерах имеется приточно-вытяжная вентиляция с естественным побуждением через форточку окна и вентиляционные каналы, что не противоречит действующим нормативным правилам.
Форточки открываются свободно, доступ к свежему воздуху имеется, о чем указано в акте проверки МСЧ-11 ФСИН от <...> г.
Довод истца о том, что в результате расположения забора на расстоянии около 1,5 м. от окна, в камеру не попадает свежий воздух отклоняется, как не подтвержденный.
В пункте 5 примечания к приложению № 1, разделе 2 главы II Приложения № 2 приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее - Приказ № 512) установлено, что камеры штрафного (дисциплинарного) изолятора, помещений камерного типа, следственного изолятора и тюрьмы оборудуются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
Указанный перечень предметов бытового обеспечения в ШИЗО и ОК является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Главой 4 п. 32 пп.10 Приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленным к полу.
Указание истца на непригодность к использованию, имеющихся в камере стола для приема пищи, стула, тумбы не могут рассматриваться как отклонение от стандартов условий содержания.
В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк.
Из акта проверки МСЧ-11 ФСИН от 08.10.2021 следует, что по результатам проведения замеров в камерах блока ШИЗО, параметры искусственного освещения не соответствуют нормируемым значениям.
Однако административный истец в указанный период времени не водворялся в штрафной изолятор, соответственно выявленные в октябре 2021 года недостатки освещения не могли нарушить его права. Доказательств того, что имелся недостаток искусственного освещения в иные периоды, в материалах дела не имеется.
Абзацем двенадцатым пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, установлена обязанность осужденного соблюдать правила личной гигиены.
Пунктами 15 и 20.2 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в Женеве 30 августа 1955 года Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте. Для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья. Каждый заключенный должен располагать питьевой водой, когда он испытывает в ней потребность.
Согласно государственному контракту №250.1/4 от 16.02.2021 года МУП «Ухтаводоканал» осуществляет подачу холодного водоснабжения и водоотведения через присоединенную водопроводную сеть с ФКУ «ИК-24 УФСИН России по РК».
В акте проверки МСЧ-11 ФСИН от <...> г. указано, что по результатам лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных из скважины .... на соответствие требованиям СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено, что качество воды не соответствует установленным требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, а именно: общее железо (0,85 мг/дм3 – норма 0,3 мг/дм3); бор (1,02 мг/дм3 - норма 0,5 мг/дм3); кальций (62 мг/дм3 - норма-отсутствие); магний (38,02 мг/дм3 – норма отсутствие). Указанные превышения зафиксированы и в отчетах качества воды МУП «Ухтаводоканал» в 2020 и 2021.
Между тем, как следует из иска питьевая вода административному истцу доставлялась, доказательств того, что он не был обеспечен питьевой водой не представлено, поэтому его довод о том, что из-за качества воды он не мог употреблять холодную воду из-под крана, не принимается во внимание.
Более того, доказательств того, что у административного истца вследствие приема воды из систем водоснабжения появились какие либо заболевания, материалы дела не содержат. К тому же суд учитывает, что осужденные обеспечиваются питьевой водой, в связи с чем употреблять воду из центральных систем нет необходимости. Фактов не предоставления питьевой воды не установлено, в материалы дела доказательств обратного не представлено.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 №1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее — Свод правил).
На основании п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам, и др.).
Сводом правил определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных улучшающие их положение в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и уравнивает их с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях введенных в эксплуатацию после утверждения Свода правил.
Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-24 об обязании в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер ШИЗО, ОК Учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки (ванны), душевые сетки и т.п.). Решением Ухтинского городского суда от <...> г. года по делу ...., вступившим в законную силу, исковые требования были удовлетворены, в настоящее время решение суда не исполнено.
Доказательств принятия ИК-24 компенсационных мер, предусмотренных п.43 ПВР, в спорный период, в том числе путем размещения в свободном доступе водонагревательных приборов либо ежедневную выдачу горячей воды либо ее выдачу по требованию, во время нахождения истца в запираемом помещении – одиночной камере блока ШИЗО в спорный период, ответчиками суду не представлено.
Поскольку обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением, питьевой водой надлежащего качества являлось и является обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности. В соответствии с судебной практикой Европейского Суда по правам человека данное нарушение относится к нарушениям условий содержания в исправительном учреждении, за которое подлежит взысканию компенсация.
Довод истца о ненадлежащем состоянии стен камер ШИЗО, суд полагает не подтвержденным, поскольку из имеющихся в материалах дела доказательств (фотографий, представления прокурора от <...> г. № ...., акта проверки МСЧ-11 от <...> г. и пр.) ненадлежащего состояния камер не следует.
Судом установлено, что в блоке ШИЗО имеется 11 локальный участков, площадь которых следующая: 6,34 кв.м., 7,15 кв.м., 2,2 кв.м., 4,3 кв.м., 4,51 кв.м., 4,56 кв.м., 4,56 кв.м., 4,27 кв.м., 4,27 кв.м., 4,18 кв.м. При этом согласно Своду правил СП 17-02-2016 площадь локального участка на одного осужденного должна составлять 2 кв. м.
Как следует из иска административный При этом ни административным истцом ни представителем административных ответчиков суду не представлены сведения в каких локальных участках осуществлялись прогулки и в каком количестве осужденных.
Поскольку административный истец указывает в иске осуществлял прогулки одновременно с двумя-тремя осужденными в прогулочных дворах площадью не более 8 кв.м., то суд приходит к мнению, что прогулки осуществлялись в локальных участках площадью 6,34 кв.м. и 7,15 кв.м. При этом суд учитывает, что при прогулке одновременно трех осужденных норма площади не была нарушена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что нарушение нормы площади при прогулке в локальных участков является несущественным, поскольку нахождение в прогулочных дворах носит краткосрочный характер, право на прогулку, гарантированное уголовно-исполнительным законодательством, было реализовано.
Суд также учитывает, что длительное необращение административного истца за защитой своих прав в части нарушений площади прогулочных дворов (начиная с 2013 года) лишает административных ответчиков возможности предоставить суду опровергающие доводы административного истца доказательства, а суду проверить обоснованность доводов в части соблюдения нормы площади при осуществлении прогулок с указанного времени.
Действующим законодательством не предусмотрены перегородки в душевых кабинках.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Оценив выявленные нарушения, суд полагает, что административное исковое заявление истца о признании условий содержания ненадлежащими подлежит удовлетворению.
Учитывая характер и период длительности нарушений, обстоятельства, при которых допущены нарушения, отсутствия доказательств негативных последствий для административного истца с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности, за счет средств казны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация в размере 6 000 рублей.
Органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 158 БК РФ) и представляющем интересы РФ по делу о присуждении компенсации, будет выступать ФСИН России.
При изложенных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению в части взыскания с ФСИН России денежной компенсации за нарушение условий содержания.
В связи с чем, в удовлетворении требований к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в части требования о взыскании денежной компенсации следует отказать как к ненадлежащим административным ответчикам.
Указанная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Поздеева В.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований, в т.ч. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, отказать.
Решение в части взыскания денежной компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.М. Изъюров
Решение в окончательной форме составлено 16 июня 2022 года.