Дело № 2-2738/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2014 года город Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Тороповой С.А.,
при секретаре Дубовицкой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Кировского района города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «А» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств по раскрытии информации,
установил:
Заместитель прокурора Кировского района г.Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «А» о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению обязательств по раскрытии информации, в иске прокурор просил признать незаконным бездействие ТСЖ «А», выразившееся в непринятии мер по раскрытию информации в сети Интернет, и обязать ответчика разместить в сети Интернет на официальном сайте www.reformaGKH.ru информацию о своей деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, в порядке и объеме, предусмотренными "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами". В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах, услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ стандартом раскрытии информации, устанавливающем особенности ее раскрытия и для ТСЖ. Таким образом, поскольку по договору управления многоквартирным домом выступают с одной стороны ТСЖ, а с другой множество нанимателей и собственников помещений, в целях защиты прав потребителей, законодатель установил обязанность управляющих организаций, ТСЖ отчитываться об исполнении договоров управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей деятельности. Ссылаясь на указанные обстоятельства, и с учетом того, что ТСЖ «А» осуществляет управление одним многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: г<адрес>, прокурор просил обязать ответчика разместить на официальном сайте в сети Интернет информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, в порядке и объеме, предусмотренных "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731.
В судебном заседании представитель прокуратуры Кировского района г.Саратова - помощник прокурора Михальчук А.А. поддержал исковые требования в полном объёме по основаниям изложенным выше и просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ТСЖ «А» - Замараев В.А., действующий на основании доверенности, заявленные прокурором требования не признал. В обосновании доводов своих возражений указал, что ТСЖ заключило договор на управление многоквартирным жилым домом с ООО «Управляющая Компания «<данные изъяты>», которое размещает на своем официальном сайте необходимую информацию о деятельности по ремонту и обслуживанию жилого дома.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управления управляющей организацией или товариществом собственников жилья.
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
"Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (вступившим в силу 09.10.2010 г.) (далее - Стандарт).
Пунктом 2 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731, раскрыто понятие управляющей организации в рамках действия указанного стандарта, в соответствии с которым под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.
Помимо договоров по управлению, заключенных с собственниками жилых и нежилых помещений, обслуживающая организация обязана руководствоваться действующим законодательством, регулирующим порядок управления жилым и нежилым фондом.
Одновременно действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым в силу положений ст. 135 ЖК РФ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. Согласно п. 2 Стандарта, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неопределенного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общая информация об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 Стандарта раскрытия информации установлено, что информация размещается управляющей организацией на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подп. "а" п. 5 Стандарта: официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; органа исполнительной власти субъекта РФ в сети Интернет; органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность в сети Интернет.
Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
В судебном заседании установлено, что ТСЖ «А» осуществляет функции управления в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 29).
При этом, требования законодательства, обязывающего управляющую компанию разместить на официальном сайте информацию о своей деятельности, не выполняет, что не оспаривалось ответчиком.
При таких установленных в суде обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, заявленные им в рамках полномочий, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в целях защиты прав потребителей, законодатель установил обязанность управляющих организаций, ТСЖ отчитываться об исполнении договоров управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 56, 67 194-198, 103 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным бездействие ТСЖ «А», выразившееся в непринятии мер по раскрытию информации в сети Интернет на официальном сайте www.reformaGKH.ru.
Обязать ТСЖ «А» разместить на официальном сайте www.reformaGKH.ru в сети Интернет информацию о своей деятельности по управлению многоквартирным жилым домом, в порядке и объеме, предусмотренных "Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731.
Взыскать с ТСЖ «А» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.
Судья подпись Торопова С.А.