Дело №2а-4836/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.,
при секретаре Агаповой Д.А.,
с участием прокурора Симановича Д.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2019 года в Волгограде административное дело по иску прокурора города Волгограда в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор города Волгограда обратился в суд с названным административным иском, указав, что в ходе проведения проверки Интернет-ресурсов на предмет соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательство об охране и использования животного мира. В ходе проверки выявлены сайты в сети Интернет: ..., на страницах которых размещена информация о продаже объектов животного мира, относящихся к классу костных рыб, а именно: таймень, обыкновенный, нельма, а также диких животных: индийский леопард. Указанные виды рыб и животного занесены в Красную книгу Российской Федерации. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, любой Интернет-пользователь без какого-либо специального обеспечения может ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
В связи с чем, прокурор просил признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по адресам: ... информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Определением Центрального районного суда г. Волгограда от 02.08.2019 прекращено производство по административному делу по иску прокурора города Волгограда к Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия, в части требований о признании запрещенной к распространению на территории РФ информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на страницах: ...
Прокурор города Волгограда Симанович Д.Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления в оставшейся части, по основаниям, приведенном в иске.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по Волгоградской области и республике Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ранее предоставил отзыв на административный иск и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство, в соответствии с ч.1 ст.34 Конституции РФ, гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, если таковая не запрещена законом.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из акта проверки от 28.06.2019, составленного помощником прокурора г. Волгограда Почеваловой О.В., в сети Интернет выявлен сайт: ..., на страницах которого размещена информация о продаже дикого животного - индийского леопарда. Указанный вид животных занесен в Красную книгу Российской Федерации. Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, любой Интернет- пользователь без какого-либо специального программного обеспечения может ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Как установлено преамбулой Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 1 названного Федерального закона животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
В силу ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации», леопард входит в список животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации под №381.
Таким образом, оборотоспособность указанного вида животных допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Статьей 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о продаже особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами.
Недобросовестные лица, используя возможности сети «Интернет», пытаются неправомерно вовлекать в гражданский оборот объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.
Фактическое содержание спорной страницы свидетельствует о том, что на ней распространяется информация о животных, предлагаемых к продаже. Сведений о производителе продукции, способе производства и разведения особо ценного биологического ресурса, занесенного в Красную книгу Российской Федерации, на указанном сайте не представлено, что не позволяет определить, что ценный биологический ресурс произведен либо приобретен законным способом.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации о продаже особо ценных диких животных.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются все основания для признания информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте: ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Поскольку правовым последствием удовлетворения административного иска является возникновение у Роскомнадзора обязанности по внесению сведений в реестр, данный орган в лице территориального управления привлечен в качестве надлежащего ответчика по данному делу (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
требования прокурора г. Волгограда в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», расположенную по адресу: ... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда через Центральный районный суд г. Волгограда.
Дата составления решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Олейников
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...