Дело №
УИД 91RS0№-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2024 года <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Быстряковой Д.С., при секретаре – ФИО2, с участием: представителя истца - ФИО3, ответчика ФИО1, рассмотрев, в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно полученной социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии, третьи лица: Клиентская служба в городе Феодосия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, Министерство Обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Крым»,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с иском к ФИО4, в котором просит взыскать с ФИО1 излишне выплаченную социальную пенсию по инвалидности и федеральную социальную доплату к пенсии в размере <данные изъяты> копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии.
В заявлении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты, поданном в ОПФР по РК в форме электронного документа, ФИО1 сообщила, что не является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и подписала, что предупреждена о необходимости извещать орган Пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии, изменении места жительства, не позднее следующего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Решением о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена федеральная социальная доплата к пенсии.
При подаче заявления ФИО1 предупреждена о необходимости извещения ОПФР по <адрес> о получении пенсии по линии Министерства Обороны.
ДД.ММ.ГГГГ в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по РК) поступили сведения о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 1202.1993 №.
Решением ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 прекращена выплата социальной пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 прекращена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.01.20222 года.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требовании полностью поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что в предоставленном ею в форме электронного документа заявлении от ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган, имеется отметка о том, что она является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в ОПФР по <адрес> с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии.
Решением о назначении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена социальная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена федеральная социальная доплата к пенсии.
При подаче заявления ФИО1 предупреждена о необходимости извещения ОПФР по <адрес> о получении пенсии по линии Министерства Обороны.
ДД.ММ.ГГГГ в Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по РК) поступили сведения о том, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 1202.1993 №.
Решением ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 прекращена выплата социальной пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 прекращена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.01.20222 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", далее по тексту – Закон № 166-ФЗ, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 166-ФЗ гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", далее по тексту – Закон № 178-ФЗ, федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 65405).
Согласно пункту 3 Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что граждане подают заявление об установлении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору. Заявление об установлении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. Заявление об установлении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Заявление об установлении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации (далее - в форме электронного документа), и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
Частью 12 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральная социальная доплата устанавливается и выплачивается вместе с пенсией.
Согласно статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.Н." (далее - Постановление), содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П).
Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) абзац девятый пункта 4 Постановления).
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Истцом в материалы дела предоставлено заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о назначении социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты, поданное в ОПФР по РК в форме электронного документа, исходя из которого ФИО1 сообщила, что не является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» и подписала, что предупреждена о необходимости извещать орган Пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление выплаты пенсии, изменении места жительства, не позднее следующего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В письме ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на момент подачи ФИО1 заявления от ДД.ММ.ГГГГ у ОСФР по РК отсутствовали сведения о получении либо неполучении ФИО1 пенсии за выслугу лет в Военном комиссариате Республики Крым.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющимися в деле надлежащими доказательствами подтверждено то, что ФИО1, обращаясь ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты, поданным в форме электронного документа, сообщила, что не является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Исходя из указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства, бесспорно подтверждающих недобросовестность ответчика при назначении ей социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии, то есть доказательства, подтверждающие совершение ответчиком умышленных противоправных действий, которые могли влиять на назначение и выплату ей пенсии и доплаты.
При указанных обстоятельствах судом не принимается как доказательство предоставленное ФИО1 заявление от ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган, в котором имеется отметка о том, что она является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (л.д.37-40).
В связи с изложенным, суд пришел к выводу, что тот факт не предоставления пенсионному органу сведений о том, что ФИО1 является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», подтверждает наличие недобросовестности действий ФИО1 при обращении в пенсионный орган Российской Федерации по вопросу назначения пенсии по инвалидности и федеральной доплаты к пенсии.
Связи с несообщением ФИО1 о факте получения пенсии по инвалидности в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата социальной пенсии по инвалидности в сумме <данные изъяты> и федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 21607,13 рублей, т.е. всего на общую сумму <данные изъяты> рублей. Указанные денежные средства, могут быть квалифицированы как неосновательное обогащение.
В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма излишне выплаченных социальной пенсии по инвалидности в сумме <данные изъяты> рублей и федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме <данные изъяты> рублей, т.е. всего на общую сумму <данные изъяты>.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а исковые требования удовлетворены, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно полученной социальной пенсии по инвалидности и федеральной социальной доплаты к пенсии удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (банковские реквизиты для погашения задолженности: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, л№, банк получателя: Отделение <адрес> России/УФК по <адрес>, корреспондентский счет 40№, номер казначейского счета 03№, <данные изъяты>, назначение платежа: возмещение пенсии и ФСД) излишне выплаченную социальную пенсию по инвалидности и федеральную социальную доплату к пенсии в размере 113911 рублей 26 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Быстрякова Д.С.