УИД 16RS0051-01-2021-017852-71
дело № 2-8094/2021
Судья Иванова И.Е. № 33-6494/2022
учет № 082 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 мая 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арутюняном Ш.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Кудаевой А.Р. и представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения «Казанский эндокринологический диспансер» - Гильмановой Г.А. на решение Советского районного суда г. Казани от 27 декабря 2021 года, которым иск Абульхановой Л.В., действующей в интересах несовершеннолетнего Абульханова У.Р., был удовлетворен частично и постановлено:
Признать за Абульхановым У.Р. право на обеспечение одноразовыми иглами для многоразовых шприц-ручек в количестве не менее 5 штук в день; шприц-ручкой в количестве 2 штуки для инсулинотерапии с шагом введения 0,5 единиц; ручкой-скарификатором и одноразовыми ланцетами к ней из расчета не менее 6 штук в день; тест-полосками к глюкометру для определения глюкозы в крови в количестве не менее 6 штук в день.
Обязать ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» выписать Абульханову У.Р. рецепт на бесплатное получение шприц-ручки в количестве 2 штуки для инсулинотерапии с шагом введения 0,5 единиц и ручки-скарификатора, а также регулярно выписывать рецепты на бесплатное обеспечение одноразовыми иглами для многоразовых шприц-ручек в количестве не менее 5 штук в день; одноразовыми ланцетами к ручке-скарификатору из расчета не менее 6 штук в день и тест-полосками к глюкометру для определения глюкозы в крови в количестве не менее 6 штук в день.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать финансирование и бесплатное обеспечение Абульханова У.Р. одноразовыми иглами для многоразовых шприц-ручек в количестве не менее 5 штук в день; шприц-ручкой в количестве 2 штуки для <данные изъяты> с шагом введения 0,5 единиц; ручкой-скарификатором и одноразовыми ланцетами к ней из расчета не менее 6 штук в день; тест-полосками к глюкометру для определения глюкозы в крови в количестве не менее 6 штук в день на основании выдаваемых ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» рецептов.
Взыскать с ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» и Министерства здравоохранения Республики Татарстан в пользу Абульханова У.Р. по 2 000 руб. с каждого в счет компенсации морального вреда
В остальной части иска отказать.
В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Российской Федерации отказать.
Решение в части возложения обязанности по обеспечению медицинскими изделиями подлежит немедленному исполнению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаеву А.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Абульханова Л.В., действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка Абульханова У.Р., обратилась в суд с иском к ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер», Министерству здравоохранения Республики Татарстан, Министерству здравоохранения Российской Федерации о признании права на обеспечение медицинскими изделиями, возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывается, что ее сын Абульханов У.Р., <данные изъяты> года рождения, страдает <данные изъяты>. Действующим законодательством предусмотрен набор социальных услуг, включающий в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Однако ее ребенок не обеспечивается в полном объеме одноразовыми иглами для многоразовых инсулиновых шприц-ручек; шприц-ручками; ручкой скарификатором и одноразовыми ланцетами к ней; тест-полосками к глюкометрам для определения глюкозы в крови.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 22Н от 22 января 2021 года был утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете I типа. Пунктом 2.2. указанного Стандарта предусмотрено исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования.
Полагает, что возраст ребенка, наличие нарушений <данные изъяты> у ребенка и иные основания свидетельствуют о необходимости установки такой системы непрерывного мониторирования глюкозы (НМГ).
Между тем, ГАУЗ «КЭД» не выписывает льготные рецепты на указанные медицинские изделия.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также с учетом уточнения иска, истец просила суд признать за Абульхановым У.Р. право на обеспечение:
одноразовыми иглами для многоразовых инсулиновых шприц-ручек в количестве не менее 6 ежедневно;
шприц-ручками (автоинъектор, используемый со сменным картриджем механический) 2 шт. для <данные изъяты> с шагом 0,5 ед.;
системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови НМГ (флеш мониторинг);
ручкой скарификатором и одноразовыми ланцетами к ней из расчета не менее 6 шт. в день;
тест-полосками к глюкометрам для определения глюкозы в крови в количестве не менее 8 шт. ежедневно.
Возложить на ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер», Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность обеспечивать Абульханова У.Р. указанными медицинскими изделиями.
Взыскать с ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер», Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50000 руб. с каждого.
Определением суда от 27 декабря 2021 года исковые требования в части признания права на обеспечение и возложения обязанности по обеспечению медицинским изделием - системой непрерывного мониторинга глюкозы в крови НМГ (флеш мониторинг) выделены в отдельное производство.
В судебном заседании истец Абульханова Л.В. иск поддержала.
Представитель ответчика ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» Гарифуллин И.М. иск не признал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан Кудаева А.Р. иск не признала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации не явился.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционных жалобах представители ответчиков ставят вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводит те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу.
Указывается, что законодательно установленных нормативов льготного обеспечения пациентов иглами для шприц-ручек и тест-полосками к глюкометрам не существует. Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Татарстан не вправе заключать государственный контракт в целях обеспечения истца лекарственными препаратами. В бюджете Республики Татарстан средства на предоставление мер социальной поддержки истца не предусмотрены.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Кудаева А.Р. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица по делу, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Государства – участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года; далее – Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года. № 323-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.
Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно статье 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (часть 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней Е10-Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен», иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2020 года № 1239 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В Перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, реализуемых гражданам, имеющим право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами - Приложение №2 к Программе государственных гарантий включены медицинские изделия (предметы ухода за больными): инсулиновые шприцы и иглы к ним, шприц-ручки и иглы к ним; тест-полоски к глюкометрам для определения глюкозы в крови - для больных с инсулинозависимым сахарным диабетом (I типа), для детей, подростков, беременных женщин.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
1) осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрен набор социальных услуг, включающий в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 №3053-р утвержден «Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».
В данный Перечень входят:
- иглы инсулиновые (игла для автоинъектора код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 137610)
- шприц-ручка (автоинъектор, используемый со сменным картриджем код 136320;
- тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (глюкоза ИВД, реагент код 248900).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, <дата> года рождения страдает заболеванием – <данные изъяты>, является инвалидом и состоит на диспансерном учете в ГАУЗ «КЭД».
Истец в марте и в мае 2021 года обратилась с заявлением на имя главного врача ГАУЗ «КЭД» с просьбой о назначении ее ребенку Абульханову У.П. в необходимом количестве, не менее предусмотренного Стандартом оказания медицинской помощи, тест полосок, игл для шприц-ручек и других медицинских изделий.
Из Протокола заседания врачебной комиссии ГАУЗ «Казанский эндокринологический диспансер» № 138 от 15 сентября 2021 года следует, что Абульханов У.Р. получает препарат «Лизпро» 12 ЕД/сутки и «Детемир» 7 ЕД/сутки (5 инъекций в сутки).
Принято решение продолжить льготное обеспечение Абульханова У.Р. во втором полугодии 2021 года медицинскими изделиями (тест полосками к индивидуальному глюкометру 150 шт. на месяц, иглы к инсулиновым шприц-ручкам из расчета не менее 100 шт. на год, дополнительно выписать 1 упаковку 100 шт. игл к инсулиновым шприцам.
Таким образом, заключением врачебной комиссии установлено, что Абульханову У.Р. требуется введение препаратов инсулина не менее пяти инъекций, следовательно, требуется не менее пяти одноразовых игл в сутки (1825 штук) в год.
Между тем, из представленного суду реестра рецептов следует, что с момента выявления у ребенка заболевания в 2016 году Абульханов У.Р. обеспечивался медицинским изделием иглы инсулиновые в количестве 100 штук в год в период с 2017 по 2020 и 150 штук в 2021 году.
Из записей амбулаторной карты, показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля лечащего врача Филимоновой Г.М. следует, что Абульханову У.Р. показан самоконтроль уровня глюкозы крови.
Клинические рекомендации «Сахарный диабет I типа у детей» и «Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом» предполагают ежедневный контроль гликемии с помощью индивидуального глюкометра с частотой не менее 6 раз в сутки (6 до 10 раз в сутки) всем пациентам с сахарным диабетом I типа до 18-летнего возраста. Об этом указывает и территориальный орган Росздарвнадзора по Республике Татарстан в письме от 6 декабря 2021 № 016-862/21 на обращение Абульхановой Л.В.
Необходимость измерения ребенку уровня глюкозы в крови до и после каждого приема пищи не отрицалось ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Уровень содержания глюкозы в крови измеряется при помощи тест-полосок к глюкометрам для определения глюкозы в крови. В свою очередь для забора крови необходимо произвести прокол, который невозможен без специального устройства - ручки-скарификатора и игл (ланцетов к ней).
Таким образом, Абульханову У.Р. требуется измерение уровня глюкозы в крови не менее шести раз в сутки, следовательно, требуется не менее шести тест-полосок в сутки, а также ручки-скарификатора и не менее шести ланцетов к ней.
Из того же реестра рецептов на лекарственные средства, отпущенные бесплатно, следует, что Абульханов У.Р. обеспечен тест-полосками в 2016 году в количестве 150 шт., в 2017 году 600 шт., в 2018 году 700 шт., в 2019 году 450 шт., в 2020 году 400 шт., в период с 1 января по 1 декабря в количестве 950 шт.
Согласно этим же реестрам Абульханов У.Р. в полном объеме обеспечен препаратами инсулина и шприц-ручками к нему.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика – заведующая детским эндокринологическим отделением ГАУЗ «КЭД» пояснила, что ребенок обеспечивается препаратами инсулина, которые поставляются в Россию уже встроенными в шприц-ручку, однако шаг введения дозы инсулина этих ручек 1 единица. Ввести препарат с шагом в 0,5 единиц данными шприцами невозможно.
Согласно записям лечащего врача ГАУЗ «КЭД», по результатам консультации 20 августа 2021 года Абульханову У.Р. рекомендована <данные изъяты> по жизненным показаниям в дозе, в том числе, 3,5 (4) единиц. Из этого следует, что по жизненным показаниям ребенку необходимо медицинское изделие – шприц-ручка с шагом введения препарата 0,5 единиц в количестве две штуки, поскольку необходимо введение двух различных препаратов инсулина.
Принимая решение о частичном удовлетворении иска, суд обоснованно из того, что представленными в материалах дела документами подтверждена нуждаемость Абдульханова У.Р. в бесплатном обеспечении одноразовыми иглами для многоразовых шприц-ручек в количестве не менее 5 шт. в день; шприц-ручкой в количестве 2 шт. для <данные изъяты> с шагом введения 0,5 единиц; ручкой скарификатором и одноразовыми ланцетами к ней из расчета не менее 6 шт. в день; тест-полосками к глюкометрам для определения глюкозы в крови в количестве не менее 6 шт. в день.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Пунк░░░░ 10, 14 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 16 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2011 ░░░░ № 323-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 1994 ░░░░ №890 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.3.6 ░░░░░░ 3.6 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2011 ░░░░№ 1052 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 2 ░░░░░░░░░).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░ 3.1, ░░░░░░░░ 3.3.6, 4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3.3.21 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░ 2022 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░