Дело 2а-3106/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Быченко С.И.,
при секретаре судебного заседания Гусевой Н.С.,
с участием представителя административного истца Злобина С.В., представившего удостоверение адвоката № 12867, доверенность от 23.01.2019, представителя административных ответчиков ФТС России и Южного таможенного управления ФТС России Сердюковой В.Н., действующей на основании доверенностей № 13.1-25/00479 от 15.01.2019, № 13.1-24/21276 от 28.12.2018, представителя административного ответчика Ростовской таможни Малофеевой Л.А., действующей на основании доверенности № 02-44/0009 от 06.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Анзельма Эдуарда Робертовича к Федеральной таможенной службе России, Южному таможенному управлению ФТС России, Ростовской таможне Южного таможенного управления об оспаривании решения административного ответчика о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и его отмене, признании незаконным и отмене уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Анзельм Э.Р. (далее – административный истец) обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что он является гражданином Федеративной Республики Германия. На территории Российской Федерации проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. На территории Российской Федерации Анзельм Э.Р. проживает совместно с гражданкой Российской Федерации З с которой ведёт совместное хозяйство, планирует вступить в гражданский брак.
В июне 2019 года из ответа на запрос в Ростовскую таможню Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы о предоставлении информации, административному истцу стало известно о том, что в отношении административного истца Ростовской таможней Южного таможенного управления ФТС России 19.07.2018 принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию № 10313000/190718/3-00029.
Копия уведомления о принятом таможенным органом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию ни административному истцу, ни его представителю в ответ на запрос, направлена не была, сведения о том, в течение какого периода административному истцу не разрешён въезд в Российскую Федерацию, предоставлены не были.
Как следует из ответа Ростовской таможни от 24.05.2019 исх. № 20-46/09952, решение о неразрешениии въезда Анзельму Э.Р. в Российскую Федерацию принято Ростовской таможней в связи с неуплатой им задолженности по таможенным платежам.
Административный истец полагает, что данным решением Ростовской таможни нарушены его права на личную и семейную жизнь, поскольку он проживает совместно с гражданкой Российской Федерации - З, с которой планирует создать семью. З в настоящее время больна, нуждается в лечении в г. Москва, в связи с чем, нуждается в постороннем уходе. Административный истец полагает, что при принятии решения о неразрешении Анзельму Э.Р. въезда в Российскую Федерацию административный ответчик формально подошёл к рассмотрению соответствующего вопроса, не учел обстоятельства, характеризующие личность административного истца, не принял во внимание род деятельности административного истца, профессию, законопослушное поведение, тем самым его права на въезд в Российскую Федерацию ограничены в отсутствие на то относимых и достаточных оснований.
На основании изложенного, административный истец первоначально просил суд признать незаконным решение Ростовской таможни Южного таможенного управления ФТС России т 19.07.2018 № 10313000/190718/3-00029 о неразрешении Анзельму Эдуард Робертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения въезда в Российскую Федерацию; обязать административного ответчика отменить указанное решение от 19.07.2018 № 10313000/190718/3-00029 о неразрешении Анзельму Эдуарду Робертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, въезда в Российскую Федерацию.
Впоследствии уточнил исковые требования и окончательно просил суд признать незаконным решение Ростовской таможни Южного таможенного управления ФТС России от 19.07.2018 № 10313000/190718/3-00029 о неразрешении Анзельму Эдуард Робертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения въезда в Российскую Федерацию; обязать административного ответчика отменить указанное решение от 19.07.2018 № 10313000/190718/3-00029 о неразрешении Анзельму Эдуарду Робертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, въезда в Российскую Федерацию, а также признать незаконным и отменить уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов специальных и антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10313000/Ув2018/0000108 от 14.06.2018.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен. Дело в отношении неявившегося административного истца рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Представитель административного истца Злобин С.В. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что административный истец в установленный срок вывез транспортное средство с территории Российской Федерации, когда именно, он уточнить не может, в оспариваемом решении указано не предусмотренное законом основание для неразрешения въезда, административным ответчиком нарушен установленный законом срок для принятия оспариваемого решения, полагал, что оспариваемое решение носит чрезмерный и несоразмерный характер. В случае, если суд придет к выводу о пропуске административным истцом срока на обжалование решения административного ответчика просил восстановить срок на подачу административного иска об обжаловании решения административного ответчика.
Представитель административных ответчиков ФТС России и Южного таможенного управления по доверенности Сердюкова В.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела.
Представитель административного ответчика Ростовской таможни Южного таможенного управления по доверенности Малофеева Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях, приобщенных к материалам административного дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на обжалование оспариваемого решения административного ответчика.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Оспариваемое решение принято административным ответчиком 19.07.2018, при этом согласно представленному в материалы дела запросу, о принятом решении административному истцу стало известно 19.09.2018 года (л.д. 73).
Принимая во внимание, что административный истец является гражданином ФРГ, постоянно проживает за пределами Российской Федерации, в связи с чем, имеет определенные трудности для самостоятельного обращения в суд без помощи представителя, а также непредставление административным ответчиком доказательств разъяснения заявителю сотрудниками Ростовской таможни сроков и порядка обжалования принятого решения, суд считает возможным восстановить административному истцу пропущенный срок на обжалование оспариваемого решения административного ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Так, в соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией, - до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 № 12 утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - Правила и перечень).
Согласно п. п. 4, 5 Правил уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.
В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается). В названный выше перечень включена также Федеральная таможенная служба (ФТС).
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства по делу.
10.01.2017 через таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни административный истец Анзельм Э.Р. ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) транспортное средство для личного пользования <данные изъяты>, VIN: №, год выпуска 2005, со сроком временного ввоза транспортного средства до 11.01.2018, что подтверждается пассажирской таможенной декларацией № 10313100/100117/В0004902 (л.д. 68-69).
По истечении установленного срока транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.
01.06.2018 Ростовской таможней в соответствии с Порядком взаимодействия таможенных органов и их структурных подразделений в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в иностранных государствах и временно ввезенных на таможенную территорию, принято Решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования от 01.06.2018 № 10313100/01062018/ТСЛП/0037, об установлении факта нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства (ПТД № 10313100/100117/В0004902; транспортное средство <данные изъяты> г.в., идентификационный номер №), осуществлен расчет таможенных платежей, в адрес Э.Р. Анзельма направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - уведомление) от 14.06.2019 № 10313000/Ув2018/0000108 на сумму таможенных пошлин, налогов в размере 787 959, 56 руб. и пеней в размере 30 008,13 руб., которое не исполнено Э.Р. Анзельмом в установленный срок – до 10.07.2018.
19.07.2018 Ростовской таможней принято решение № 10313000/190718/3-00029 о неразрешении Анзельму Эдуард Робертовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения въезда в Российскую Федерацию в соответствии с подпунктом 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (л.д. 56).
Административный истец полагает указанное решение от 19.07.2018 № 10313000/190718/3-00029 незаконным, нарушающим его права и интересы, в том числе –его право на личную и семейную жизнь.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.ч. 1-3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценив по правилам ст. 84 КАС РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи оспариваемые действия административного ответчика, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований – в силу следующего.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора. ТК ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 444 ТК ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Согласно пункту 1 статьи 457 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования и припасов, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления настоящего Кодекса в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления настоящего Кодекса в силу, с даты вступления в силу настоящего Кодекса подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные настоящим Кодексом.
Таким образом, на момент временного ввоза административным истцом транспортного средства для личного пользования по данной ПТД порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС транспортных средств для личного пользования и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регламентировался главой 49 ТК ТС и Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), на момент истечения срока временного ввоза и наступления срока уплаты таможенных пошлин, налогов - положениями ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более, чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 264 ТК ЕАЭС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более, чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
До истечения срока временного ввоза согласно пункту 3 статьи 11 Соглашения, транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Пунктом 5 статьи 264 ТК ЕАЭС определено, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза, либо таможенным органом признан факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения).В соответствии с пунктом 5 статьи 268 ТК ЕАЭС в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 268 настоящего Кодекса. Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС при наступлении следующих обстоятельств сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории ЕАЭС.
В силу пункта 10 статьи 268 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании временно ввезенных транспортных средств для личного пользования с целью свободного обращения, а также при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, как если бы был произведен выпуск транспортных средств для личного пользования в свободное обращение. Для исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой указанные транспортные средства для личного пользования были выпущены с целью временного ввоза на таможенную территорию Союза.
Таким образом, в соответствии с положениями статьи 14 Соглашения, статьи 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортного средства возникла у Э.Р. Анзельма 10.01.2017 года - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Срок уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении данного транспортного средства наступил 11.01.2018 согласно Решению по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10313100/01062018/ТСЛП/0037.
На основании Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10313100/01062018/ТСЛП/003 7, выявившего факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, осуществлен расчет таможенных платежей, составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 07.06.2018 № 10313000/070618/0000098.
В соответствии с пунктом 4 статьи 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов. Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения указанных в нем требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно пункту 8 статьи 270 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования в срок, указанный в уведомлении, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 ТК ЕАЭС.
На основании статьи 270 ТК ЕАЭС Ростовской таможней в адрес Э.Р. Анзельма направлено Уведомление от 14.06.2018 № 10313000/Ув2018/0000108 на сумму таможенных пошлин, налогов в размере 787 959,56 руб. и пеней в размере 30 008,13 руб.
Указанное уведомление направлено по всем имеющимся в распоряжении Ростовской таможни адресам Э.Р. Анзельма в Германии. Копия уведомления направлена Ростовской таможней по месту жительства/пребывания Э.Р. Анзельма на территории Германии, Российской Федерации после получения данной информации. Согласно почтовому уведомлению письмо Ростовской таможни исх. № 20-33/14574 от 24.07.2019 с копией вышеуказанного уведомления получено адресатом 07.08.2019. Копия вышеуказанного уведомления направлена Ростовской таможней письмом исх. 20-46/09952 от 24.05.2019 адвокату Злобину С.В. в ответ на запрос в отношении Э.Р. Анзельма (вручено 08.06.2019).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) административного ответчика незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: его несоответствие закону и нарушение им прав и свобод заявителя. При этом целью рассмотрения дела при удовлетворении требований является возложение судом на заинтересованное лицо обязанностей по совершению действий, ведущих к восстановлению нарушенных прав заявителя.
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных исковых требований, по настоящему делу не установлено.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Однако приведенное положение процессуального закона не освобождает административного истца от обязанности доказать факт допущенного нарушения органом власти и нарушение этим его прав и законных интересов.
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением и указать способ их восстановления.
Требования данной нормы закона административным истцом не выполнены.
В судебном заседании установлен факт нарушения административным истцом срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, выразившийся в невывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза по истечении срока временного ввоза принадлежащего ему транспортного средства.
На основании Решения по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезённого транспортного средства для личного пользования № 10313100/01062018/ТСЛП/003 7, выявившего факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, осуществлен расчет таможенных платежей, составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 07.06.2018 № 10313000/070618/0000098 административному истцу направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей от 14.08.2018 № 10313000/Ув2018/0000108 на сумму таможенных пошлин, налогов в размере 787 959, 56 рублей и пеней в размере 30 008, 13 рублей, которое не было исполнено административным истцом в установленный срок – до 10.07.2018.
Относимых и допустимых доказательств обратного, вопреки доводам истцовой стороны, в материалах дела не имеется.
Согласно пункту 1 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (далее - Правила) Правила устанавливают порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - решение о неразрешении въезда) при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 и частью первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Пунктом 2 Правил установлено, что решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным Постановлением (в рассматриваемом случае - ФТС России), в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Приказа ФТС России от 08.08.2017 № 1288 «Об утверждении порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а также форм решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию» материалы, содержащие обстоятельства, являющиеся основанием для принятия либо отмены решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, подготавливает подразделение (должностное лицо) таможенного органа, осуществляющее взыскание таможенных платежей и пеней, – после истечения срока, установленного требованием об уплате таможенных платежей, и подтверждения факта неуплаты таможенных платежей.
Оспариваемое решение административного ответчика принято административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции.
Суд не принимает довод истцовой стороны о незаконности оспариваемого решения ввиду указания в нем не предусмотренного законом основания для неразрешения въезда: «невывоз иностранным физическим лицом временно ввезенного транспортного средства» - как не соответствующий установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.
Так, согласно тексту оспариваемого решения № 10313000/190718/4-00029 от 19.07.2018, невывоз иностранным физическим лицом временно ввезенного транспортного средства указан в качестве установленного административным органом обстоятельства, при этом основанием для принятого решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является ссылка на подпункт 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (л.д. 56).
Довод истцовой стороны о нарушении установленного законом срока для принятия оспариваемого решения (1 месяц) – суд находит основанным на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2015 № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (далее - Правила) решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным Постановлением (в рассматриваемом случае – ФТС России), в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с переходными положениями, закрепленными в ст.ст. 448-452 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, установлена возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин с уплатой процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин в соответствии со статьей 60 настоящего Кодекса, на срок не более 6 месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Из материалов дела следует, что факт неуплаты таможенных платежей выявлен 01.06.2018, что зафиксировано Решением по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № 10313100/01062018/ТСЛП/0037 от 01.06.2018, расчет подлежащих уплате таможенных платежей осуществлен в Уведомлении от 14.06.2018 № 10313000/Ув2018/0000108, направленном в адрес административного истца, со сроком уплаты до 10.07.2018. Оспариваемое решение о неразрешении въезда принято 19.07.2018 в связи с установлением факта неуплаты таможенных платежей в установленный срок. Таким образом, оспариваемое решение принято в установленный действующим законодательством срок. Кроме того, указанный в Правилах срок не является пресекательным, что не влечет за собой отмену оспариваемого решения.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято административным органом в пределах своей компетенции, в соответствии с законом и не нарушает прав и законных интересов административного истца, является адекватной мерой государственного реагирования на допущенные им нарушения законодательства Российской Федерации.
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца в материалах дела не представлено.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение иностранным гражданином законодательства Российской Федерации, ограничивающей права данного гражданина, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Изложенное соотносится с международно-правовыми предписаниями, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Принятие адекватных мер реагирования в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации и нарушающих порядок такого пребывания, находится в компетенции государства, обжалуемые решения приняты уполномоченными на то органами государственной власти при наличии предусмотренных законом оснований в установленном законом порядке.
Совместное проживание административного истца с гражданкой России не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение. Указанное административным истцом обстоятельство о планировании создать семью с гражданкой России не порождает для таможенного органа обязанности, при наличии безусловных оснований для неразрешения въезда в Российскую Федерацию, не принимать таких решений.
Кроме того, место жительства административного истца и его будущей супруги избирается добровольно, доказательств невозможности их совместного проживания в стране гражданской принадлежности административного истца не представлено. Ограничение на въезд в Россию не препятствует административному истцу продолжить общение с будущей супругой на территории страны своей национальной принадлежности или в иной стране по выбору заявителя.
Суд полагает, что административный истец сам создал угрозу целостности своей будущей семье, в связи с чем, закрытие въезда на территорию Российской Федерации по существу является мерой государственного реагирования к иностранному гражданину, которым допущено нарушение требований российского законодательства.
Также суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным и отмене уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов специальных и антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10313000/Ув2018/0000108 от 14.06.2018 – в силу следующего.
Расчет подлежащих уплате таможенных платежей был произведен в соответствии с пунктом 10 статьи 268 ТК ЕАЭС с применением единой ставки таможенных пошлин, налогов, действовавшей на день регистрации ПТД - 10.01.2017, установленной пунктом 12 Приложения № 5 к Соглашению - в размере 5,0 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 270 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный ТК ЕАЭС срок уплачиваются пени. Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве- члене, в котором в соответствии с пунктом 19 статьи 266 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.
В соответствии со статьей 151 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. При выставлении уведомления об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного уведомления включительно. На основании вышеизложенного, Ростовской таможней осуществлен расчет пени за период с 12.01.2018 по дату уведомления - 14.06.2018 включительно, в сумме 30 008,13 руб. Уведомление от 14.06.2018 № 10313000/Ув2018/0000108 направлено административному истцу в установленный срок.
Относительно ошибок при расчете подлежащих уплате таможенных платежей и пеней административным истцом не заявлено. Каких-либо доказательств неверности либо необоснованности расчета административным истцом в материалы дела не представлено. Несогласие административного истца с оспариваемым уведомлением не свидетельствует о его незаконности либо о нарушении административным ответчиком требований действующего законодательства.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Анзельма Эдуарда Робертовича к Федеральной таможенной службе России, Южному таможенному управлению ФТС России, Ростовской таможне Южного таможенного управления об оспаривании решения административного ответчика о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и его отмене, признании незаконным и отмене уведомления о неуплаченных суммах таможенных платежей – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2019 года.
Судья С.И. Быченко