Дело № 2-4893/2024
УИД: 29RS0014-01-2024-005489-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 03 декабря 2024 года
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Тучиной Ю.А.
при секретаре Кудрявцевой О.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора г. Архангельска Широковой Е.М., представителя ответчика Хоменко О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, акционерному обществу «Группа Илим», администрации Котласского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земель лесного фонда,
установил:
Котласский межрайонный прокурор Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – Министерство) о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земель лесного фонда. В обоснование исковых требований указал, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства выявлены факты несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда. По результатам обследований лесных участков, проведенных ГКУ АО «Котласское лесничество» выявлены места несанкционированного размещения свалок отходов производства и потребления на землях лесного фонда в границах территории Котласского лесничества, в том числе:
1) вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0042 Га географические координаты <№> (акт от 26 июля 2023 года <№>);
2) вблизи ... выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га географические координаты <№> (акт от 22 сентября 2023 года <№>);
3) вблизи деревни ... площадью 0,0004 Га географические координаты <№> (акт от 22 августа 2023 года <№>);
4) вблизи ... выдел 20 квартал 12 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,015 Га географические координаты <№> (акт от 30 августа 2022 года <№>);
5) вблизи ... выдел 25, 38 квартал 25 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га географические координаты <№> (акт от 08 августа 2023 года <№>);
6) вблизи ... выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества площадью 0,11 Га географические координаты <№> (акт от 13 июня 2023 года <№>);
7) вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га географические координаты <№> (акт от 23 мая 2023 года <№>);
8) вблизи ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га географические координаты <№> (акт от 23 мая 2023 года <№>);
9) вблизи ... выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества площадью 0,0025 Га географические координаты <№> (акт от 31 мая 2024 года <№>).
На основании ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит возложить на министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 01 июня 2025 года осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора указанные участки земель лесного фонда. (в редакции исковых требований от 12 июля 2024 года (л.д. 27 оборот).
В ходе рассмотрения дела судом с согласия истца в качестве соответчиков привлечены акционерное общество «Группа Илим» (Далее – АО «Группа Илим», Общество), администрация Котласского муниципального округа Архангельской области (далее – Администрация).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Архангельска Широкова Е.М. исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
Представитель ответчика Хоменко О.М. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Указала, что требования о ликвидации свалок вблизи ... выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га географические координаты <№> (акт от 22 сентября 2023 года № 08-КС), а также вблизи деревни ... площадью 0,0004 Га географические координаты <№> (акт от 22 августа 2023 года <№>) ранее были предъявлены прокурором в ходе рассмотрения гражданского дела <№>, по которому 22 апреля 2024 года принято решение. Апелляционным определением Архангельского областного суда от 14 августа 2024 года решение по делу <№> отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Полагала, что заявленные требования в указанной части подлежат оставлению без рассмотрения. Указанные в исковом заявлении координаты по остальным семи свалкам не совпадают с координатами в актах о лесонарушении; квартала и выделы свалок вблизи д. Нюба и д. Кузнечиха, содержащиеся в иске, не соответствуют кварталам и выделам, указанным в актах о лесонарушении. Министерство является ненадлежащим ответчиком по требованиям о ликвидации свалок вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га географические координаты (акт от 23 мая 2023 года <№>); вблизи д. ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества (акт от 23 мая 2023 года <№>); вблизи ... выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества (акт от 31 мая 2024 года <№>), поскольку в отношении земельных участков, на которых расположены данные свалки, 30 октября 2020 года заключен договор аренды с АО «Группа Илим». Также считает себя ненадлежащим ответчиком по требованию о ликвидации свалки вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества (акт от 26 июля 2023 года <№>), поскольку последняя расположена в границах полосы отвода и придорожной полосы автодороги «Заболотье – Сольвычегодск – Яренск», обязанность по ликвидации свалки лежит на владельце дороги – ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор». Кроме того, ликвидация несанкционированных свалок на территории лесного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (далее - Положение) Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. На основании п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», собственник земельного участка обязан обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг но ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда должен орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Средства на ликвидацию несанкционированных свалок на землях лесного фонда являются расходным обязательством Российской Федерации в соответствии с положением части 1 статьи 84 БК РФ, возникшим в результате принятия ЛК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации па осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации. Надлежащим ответчиком является Федеральное агентство лесного хозяйства. Срок устранения нарушения до 01 июня 2025 года не является разумным и обоснованным. Ответчик является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области. Финансирование министерства осуществляется из областного бюджета, в том числе за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставленных для осуществления министерством полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Министерство правомочно использовать денежные средства только в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета Архангельской области на соответствующий финансовый период, с соблюдением объема и условий их целевого расходования. Финансирование министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. С учетом положений статей 6, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение решения суда возможно в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании государственного контракта, заключение которого требует соблюдения установленной процедуры, порядка и сроков. Согласно пунктам 2.1, 2.3 Постановления Минфина Архангельской области от 13 мая 2020 года № 18-пф «Об утверждении Порядка и методики планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета», планирование бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета осуществляется в сроки, установленные распоряжением Правительства Архангельской области о разработке проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Главные распорядители направляют в министерство финансов расчеты потребности средств областного бюджета с обоснованиями бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период. В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 23 мая 2024 года № 260-РП «О разработке проекта областного закона «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», главные распорядители средств областного бюджета представляют в министерство финансов Архангельской области сводную бюджетную заявку потребностей средств областного бюджета в срок до 12 августа 2024 года. Основанием для включения в указанный расчет является решение суда, вступившее в законную силу. Объективно министерство сможет получить финансирование для исполнения решения суда не ранее 2025 года, после чего сможет провести процедуру заключения государственного контракта. Выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок носит сезонный характер, указанные работы проводятся в бесснежный период. С учетом процедур, необходимых для выделения финансирования, заключения государственного контракта, сроков выполнения работ по контракту, сезонного характера работ, в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований в отношении министерства просит установить срок для исполнения до 01 октября 2026 года.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой Котласского района проверкой соблюдения природоохранного законодательства выявлены факты несанкционированного размещения отходов на землях лесного фонда.
По результатам обследований лесных участков, проведенных ГКУ АО «Котласское лесничество» выявлено 9 мест несанкционированного размещения свалок отходов производства и потребления на землях лесного фонда в границах территории Котласского муниципального округа Архангельской области:
1) вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0042 Га (акт от 26 июля 2023 года <№>);
2) вблизи ... выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га (акт от 22 сентября 2023 года <№>);
3) вблизи деревни ... площадью 0,0004 Га (акт от 22 августа 2023 года <№>);
4) вблизи ... выдел 20 квартал 12 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,015 Га (акт от 30 августа 2022 года <№>);
5) вблизи ... выдел 25, 38 квартал 25 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га (акт от 08 августа 2023 года <№>);
6) вблизи ... выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества площадью 0,11 Га (акт от 13 июня 2023 года <№>);
7) вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>);
8) вблизи д. ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>);
9) вблизи ... выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества площадью 0,0025 Га (акт от 31 мая 2024 года <№>).
Согласно указанных актов, обнаруженные на землях лесного фонда отходы являются бытовыми отходами.
Материалы проверок по фактам выявленных свалок на территории лесного фонда направлены ГКУ АО «Котласское лесничество в ОМВД России «Котласский» для установления виновных лиц, однако правонарушители не установлены.
До настоящего времени несанкционированные свалки отходов не ликвидированы.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспариваются, в связи с чем, суд полагает их установленными.
Размещение отходов на участке земель лесного фонда осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11, частью 1 статьи 22, части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений статьи 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия (часть 1), охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию (часть 2), охрана, защита, лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) (пункт 6); осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны в лесах, расположенных на землях лесного фонда (пункт 11).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с указанным Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положением о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп (далее - Положение), Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно подпункту 99.6 пункта 8 и подпункта 20 пункта 9 Положения к полномочиям министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области отнесены: организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления таких отходов.
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
В соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 83 ЛК РФ, средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 326-п, пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) не предполагали и не предполагают возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Учитывая, что пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ определяет вопросы местного значения муниципального, городского округа, то правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 326-п, в равной степени относится и к муниципальному округу.
Поскольку зафиксированные свалки отходов, выявленные
- вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0042 Га (акт от 26 июля 2023 года <№>);
- вблизи ... выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га (акт от 22 сентября 2023 года <№>);
- вблизи деревни ... площадью 0,0004 Га (акт от 22 августа 2023 года <№>);
- вблизи ... выдел 20 квартал 12 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,015 Га (акт от 30 августа 2022 года <№>);
- вблизи ... выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества площадью 0,11 Га (акт от 13 июня 2023 года <№>);
- вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>) расположены на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, данные нарушения подлежат устранению в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, организация которых на территории Архангельской области отнесена к полномочиям министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
По данным основаниям доводы представителя ответчика о том, что министерство не является надлежащим ответчиком в отношении указанных земельных участков, отклоняются.
Довод Министерства о нахождении свалки вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества (акт от 26 июля 2023 года <№>) в границах полосы отвода и придорожной полосы автодороги «Заболотье – Сольвычегодск – Яренск», своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел.
Актом осмотра территории от 07 октября 2024 года также установлено, что свалка вблизи ... выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества площадью 0,11 Га (акт от 13 июня 2023 года <№>) находится на землях государственного лесного фонда, а не на землях поселений.
В то же время, из копии решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 24 октября 2024 года по административному делу <№> следует, что предметом спора являлись несанкционированные свалки отходов производства и потребления на землях лесного фонда в границах территории Котласского муниципального округа Архангельской области, в том числе:
- квартал 5 выдел 28 Котласского сельского участкового лесничества объемом 3 куб.м., географические координаты <№> (координаты в системе «десятичные градусы» - <№>);
- квартал 4 выдел 2 Котласского сельского участкового лесничества участок ТОО «Родина» объемом 3 куб.м. <№>;
- квартал 2 выдел 3 ОЗУ Черемушского участкового лесничества объемом 2 куб.м. координаты <№>.
Решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 24 октября 2024 года по административному делу <№> в законную силу не вступило.
Согласно абз. 5 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения, если в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Поскольку вопрос о возложении на Министерство обязанности по ликвидации свалок, расположенных вблизи ... выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га (акт от 22 сентября 2023 года <№>) и вблизи деревни ... площадью 0,0004 Га (акт от 22 августа 2023 года № 06-КС) является предметом спора по делу <№>, возбужденному ранее, исковое заявление в части указанных требований подлежит оставлению без рассмотрения.
Относительно несанкционированных свалок, расположенных:
- вблизи ... выдел 25, 38 квартал 25 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га (акт от 08 августа 2023 года <№>);
- вблизи д. ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>);
- вблизи ... выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества площадью 0,0025 Га (акт от 31 мая 2024 года <№>), суд исходит из следующего.
Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, между Министерством и АО «Группа «Илим» заключен договор аренды лесных участков, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов от 30 октября 2020 года <№>, согласно которому арендатору во временное владение и пользование предоставлены указанные участки.
Факт расположения указанных свалок в границах лесных участков, предоставленных АО «Группа «Илим» по договору аренды, подтверждается материалами дела, в том числе письменным пояснениями АО «Группа Илим».
Пунктом 3.4 договора аренды предусмотрено использование участков по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативно-правовыми актами и договором, соблюдение на предоставленных ему в аренду лесных участках Правил пожарной безопасности в лесах, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
Согласно разделу № 5 (таблица 5.5) Проекта освоения лесов по договору аренды, утвержденного распоряжением Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 11 июня 2021 года <№>, в составе санитарно-оздоровительных мероприятий указаны очистка леса от захламленности, обеспечение санитарной безопасности леса на всем арендуемом участке.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 34 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 декабря 2023 года, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на лесном участке, находящемся в аренде, возлагается на арендатора, в том числе при несанкционированном размещении отходов третьими лицами на арендуемом земельном участке.
Доказательств того, что отходы находились на территории лесного участка до момента их передачи в аренду лицу, то есть что арендуемое имущество было передано в указанном состоянии, не представлено.
Следовательно, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на лесных участках, находящихся в аренде, возлагается на арендатора, ответственного за содержание имущества, вне зависимости от наличия либо отсутствия его вины в размещении отходов.
Наличие несанкционированных свалок отходов на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, нарушаются права неопределенного круга граждан на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни.
Участки лесного фонда, на которых располагаются свалки мусора, не имеют ограничений к доступу к нему населения. Размещение свалок на лесных участках также создает пожарную опасность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на Министерство (в части свалок вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0042 Га (акт от 26 июля 2023 года <№>); вблизи ... выдел 20 квартал 12 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,015 Га (акт от 30 августа 2022 года <№>); вблизи ... выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества площадью 0,11 Га (акт от 13 июня 2023 года <№>); вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>)) и на АО «Группа Илим» (в части свалок вблизи ... выдел 25, 38 квартал 25 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га (акт от 08 августа 2023 года <№>); вблизи д. ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>); вблизи ... выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества площадью 0,0025 Га (акт от 31 мая 2024 года <№>-Ч)).
Оснований для удовлетворения исковых требований к администрации Котласского муниципального округа Архангельской области суд не усматривает.
Поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены доказательства о ликвидации свалок вблизи ... выдел 15 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0042 Га (акт от 26 июля 2023 года <№>); вблизи ... выдел 25, 38 квартал 25 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га (акт от 08 августа 2023 года ...); вблизи ж/д станции ... выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>); вблизи д. <№> выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га (акт от 23 мая 2023 года <№>), в указанной части настоящее решение не подлежит обращению к принудительному исполнению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В рассматриваемом случае суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчики обязаны совершить действия, возложенные на них судебным решением, до 01 октября 2026 года, с учетом получения финансирования, которое необходимо предусмотреть в бюджете Архангельской области на очередной финансовый год, длительности бюджетного процесса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, акционерному обществу «Группа Илим», администрации Котласского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора земель лесного фонда удовлетворить частично.
Возложить на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <№>) обязанность в срок до 01 октября 2026 года осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участки земель лесного фонда на территории муниципального образования «Котласский муниципальный округ»:
- выдел 38 квартал 15 Котласского сельского участкового лесничества участок ТОО «Сольвычегодское» площадью 0,0042 Га координаты <№>";
- выдел 20 квартал 12 Котласского сельского участкового лесничества участок ТОО «Сольвычегодское» площадью 0,015 Га координаты <№>";
- выдел 10 квартал 10 Котласского участкового лесничества участок «Котласское» площадью 0,11 Га координаты N <№>;
- выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га координаты <№>".
В части возложения на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН <№> обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участков земель лесного фонда на территории муниципального образования «Котласский муниципальный округ»:
- выдел 38 квартал 15 Котласского сельского участкового лесничества участок ТОО «Сольвычегодское» площадью 0,0042 Га координаты <№>";
- выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,04 Га координаты <№>;
настоящее решение считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать.
Возложить на акционерное общество «Группа Илим» (ИНН <№>) обязанность в срок до 01 октября 2026 года осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участки земель лесного фонда на территории муниципального образования «Котласский муниципальный округ»:
- выдел 25, 38 квартал 27 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га координаты <№>";
- выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га координаты <№>;
- выдел 22 квартал 49 Черемушского участкового лесничества площадью 0,0025 Га координаты <№>.
В части возложения на акционерное общество «Группа Илим» (ИНН <№>) обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участков земель лесного фонда на территории муниципального образования «Котласский муниципальный округ»:
- выдел 25, 38 квартал 27 Шипицынского сельского участкового лесничества площадью 0,0019 Га координаты <№>;
- выдел 3 квартал 2 Котласского участкового лесничества площадью 0,01 Га координаты <№>";
настоящее решение считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать.
В удовлетворении исковых требований Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котласского муниципального округа Архангельской области отказать.
Исковые требования Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о возложении обязанности осуществить очистку от твердых бытовых отходов и мусора участки земель лесного фонда на территории муниципального образования «Котласский муниципальный округ»:
- выдел 5 квартал 38 Котласского сельского участкового лесничества площадью 0,0016 Га координаты <№>
- выдел 2 квартал 4 Котласского сельского участкового лесничества участок ТОО «Родина» площадью 0,0004 Га координаты <№>
оставить без рассмотрения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение десяти дней со дня окончания разбирательства дела.
Председательствующий Ю.А. Тучина
Верно: Судья Ю.А. Тучина
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2024 года