ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
(мотивированное постановление изготовлено
28 апреля 2021 года)
28 апреля 2021 года г. Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Толмачева М.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Степанова С.Н., его защитника – адвоката Турбина Д.Ф., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, лица, составившего протокол об административном правонарушении - старшего инспектора по ОИАЗ УМВД России по <адрес> капитана полиции Рзагулуева Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Степанова Сергея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, женатого, не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, мкр. Южный, <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении серии ТТ № 002279 от 28 апреля 2021 года Степанов С.Н. ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 до 20 часов, являясь лицом, подвергнутым административном наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ по постановлению Октябрьского районного суда <адрес>, вступившему в законную силу 24 февраля 2021 года, в составе группы граждан (около 50 человек) участвовал в публичном массовом мероприятии (шествии) в поддержку Алексея Навального, несогласованным с органами исполнительной власти от сквера им. Зои Космодемьянской до ЛДС «Кристалл», чем нарушил требования Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», тем самым совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Степанов С.Н. вину в правонарушении не признал, указал, что никакого правонарушения не совершал, пояснил, что 21 апреля 2021 года в 19 часов в сквере им. Зои Космодемьянской находился в качестве журналиста с пресс-картой и редакционным заданием, в 18 часов 45 минут его статус проверили сотрудники полиции, после чего разрешили осуществлять свою профессиональную деятельность.
В судебном заседании защитник Степанова С.Н. – адвокат Турбин Д.В. вину своего доверителя в правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.20.2 КоАП РФ не признал, поддержал позицию Степанова С.Н.
В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении старший инспектор ОИАЗ УМВД Росси по г. Тамбову капитан полиции Рзгулуев Р.Э. настаивал на законности составленного им протокола об административном правонарушении, наставил с учетом всех обстоятельств правонарушения, общественной опасности на назначении Степанову С.Н. наказания только в виде административного ареста.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Часть 8 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность, и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся, в том числе: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно п.1 ч.4 ст.5 указанного выше Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закон.
В силу ч.5 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Частью 1 ст.6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст.6 Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Из представленных суду материалов установлено, что Степанов С.Н. 21 апреля 2021 года в период времени с 19 до 20 часов, являясь лицом, подвергнутым административном наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ по постановлению Октябрьского районного суда <адрес>, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, в составе группы граждан (около 50 человек) участвовал в публичном массовом мероприятии (шествии) в поддержку Алексея Навального, несогласованным с органами исполнительной власти от сквера им. Зои Космодемьянской до ЛДС «Кристалл», чем нарушил требования Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вина Степанова С.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств:
- рапортом старшего инспектора по ИАЗ УМВД России по <адрес> от 23 апреля 2021 года, согласно которому 21 апреля 2021 года в период с 19 часов до 20 часов в <адрес> состоялось публичное массовое мероприятие в поддержку Алексея Навального, в виде шествия несогласованного с органами исполнительной власти <адрес> от памятника Зои Космодемьянской, расположенного по <адрес> в сторону ЛДС «Кристалл», расположенного по адресу: <адрес>, одним из участников указанного публичного массового мероприятия являлся Степанов С.Н., который ранее привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ;
- постановлением Октябрьского районного суда <адрес> от 29 января 2021 года, которым Степанов С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ с назначением административного наказания, указанное постановление вступило в законную силу 24 февраля 2021 года;
- сообщением Управления по связям с общественностью администрации г.Тамбова от 20 апреля 2021 года, согласно которому в администрацию <адрес> поступило уведомление ФИО7 о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 19 до 21 часа в сквере Зои Космодемьянской публичного мероприятия в форме митинга с целью «выражения протеста против незаконных действий властей в отношении Алексея Навального», ДД.ММ.ГГГГ Управлением был подготовлен документ об отказе в согласовании указанного публичного мероприятия, который был направлен электронной почтою ФИО7, других уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории <адрес> не поступало.
- фототаблицей и видеоматериалами дела, из которых усматривается факт нахождения Степанова С.Н. в группе граждан – участников публичного массового мероприятия в поддержку Алексея Навального ДД.ММ.ГГГГ в районе сквера им. Зои Космодемьянской;
- письменными показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, которые будучи предупрежденными об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ, указали, что ДД.ММ.ГГГГ были свидетелями того, как гражданин Степанов С.Н., ранее известный по социальной сети «ВКонтакте», находился в сквере им. Зои Космодемьянской и принимал участие в публичном массовом мероприятии (шествии) в поддержку А. Навального, которое с органами исполнительной власти согласовано не было.
Таким образом, действия Степанова С.Н., который ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 19 до 20 часов, являясь лицом, подвергнутым административном наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ по постановлению Октябрьского районного суда <адрес>, вступившему в законную силу 24 февраля 2021 года, в составе группы граждан (около 50 человек) участвовал в публичном массовом мероприятии (шествии) в поддержку Алексея Навального, несогласованным с органами исполнительной власти от сквера им. Зои Космодемьянской до ЛДС «Кристалл» образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.20.2 КоАП РФ.
Доводы Степанова С.Н. о об осуществлении им профессиональной деятельности журналиста по редакционному заданию, нахожу несостоятельными, поскольку согласно ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи.
Судом установлено, что <данные изъяты> зарегистрировано на территории иностранного государства, штаб-квартира находится в Финляндии.
Представленные Степановым С.Н. в материалы дела редакционное задание <данные изъяты> и карточка «пресса» не свидетельствует о наличии у него статуса действующего журналиста, определенного ст.2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», поскольку суду не представлено доказательств, что <данные изъяты> является средством массовой информации, включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, т.е. осуществляет деятельность в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Более того, представленная копия редакционного задания не содержит расшифровки данных о руководители средства массовой информации, в связи с чем не позволяет суду идентифицировать лицо, осуществившее подпись данного документа.
Кроме того, согласно положениям ст.ст. 6 -7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.
Журналист, присутствующий на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, не вправе осуществлять следующие действия: скрывать отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, предусмотренный частью 5 настоящей статьи.
В соответствии с п.5 ст.6 указанного Федерального закона основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. При рассмотрении дела установлено, что такого отличительного знака 21 апреля 2021 года при участии в массовом публичном мероприятии Степанов С.Н. не имел.
На основании совокупности исследованных доказательств, действия Степанова Сергея Николаевича квалифицирую по ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае судья должен исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими и отягчающими административную ответственность.
При назначении наказания учитываю следующие обстоятельства: характер, место и обстоятельства совершенного административного правонарушения, степень общественной опасности, личность правонарушителя, его стойкое противоправное поведение, семейное положение – отсутствие на иждивении несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей, имущественное положение – отсутствие постоянного места работы, оценивая обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, принимая во внимание сложную эпидемиологическую обстановку, связанную с распространением новой коронавирусной инфекции, учитывая постановление администрации Тамбовской области от 17 марта 2020 года № 193, которым на территории Тамбовской области с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности, читаю необходимым назначить наказание только в виде административного ареста. Обстоятельств, препятствующих назначению или отбытию назначенного наказания судом не установлено, а лицом, привлекаемым к административной ответственности, не заявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Степанова Сергея Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст. 20.2 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного ареста сроком на 30 (тридцать) суток.
Срок административного ареста исчислять с момента фактического прибытия в УМВД России по <адрес> с 10 часов 02 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева