Дело №33-16997/2024
УИД 66RS0004-01-2023-009542-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 10.10.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кокшарова Е.В.,
судей Хрущевой О.В.,
Ершовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Свердловской области к Ряполовой Юлии Дмитриевне о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки,
встречному иску Ряполовой Юлии Дмитриевны к Министерству здравоохранения Свердловской области, государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Городская больница ЗАТО Свободный» о расторжении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, признании обстоятельств прекращения трудового договора чрезвычайными, отсутствующим обязательства возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Свердловской области на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 04.04.2024.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Свердловской области - Топорковой Е.Н., представителя Ряполовой Ю.Д., третьего лица Ряполова А.В. - Медведского А.А., судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Свердловской области обратилось в суд с иском к Ряполовой Ю.Д. о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 1297101 руб. 13 коп., неустойки (пени) в размере 33724 руб. 63 коп.
В обоснование иска указало, что 29.11.2022 между Министерством здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» и Ряполовой Ю.Д. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. Согласно условиям договора, работнику за счет средств бюджета Свердловской области предоставляется единовременная компенсационная выплата в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 №508-ПП «О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области». В силу п. 2.1 договора работник принял на себя обязательство отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным работником с учреждением. В случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока работник должен возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока. На основании приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.11.2022 №571-кв Ряполовой Ю.Д. выплачены денежные средства в размере 1 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 05.12.2022 №51557. Между тем, ответчиком обязательства по договору, не исполнены. Приказом от 04.07.2023 №135-лс Ряполова Ю.Д. уволена из ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный», на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). В добровольном порядке ответчик от возмещения единовременной компенсационной выплаты отказался, вследствие чего подлежит привлечению к материальной ответственности в виде неустойки за неисполнение денежного обязательства.
Ряполова Ю.Д. иск не признала и, ссылаясь на необоснованность требований, обратилась к Министерству здравоохранения Свердловской области и ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» со встречным исковым заявлением о расторжении договора от 29.11.2022 №128 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на условиях соглашения от 20.10.2023; признании обстоятельств прекращения трудового договора чрезвычайными обстоятельствами по аналогии с п.7 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации; признании отсутствующим обязательства возвратить в областной бюджет части выплаты единовременной выплаты по договору от 29.11.2022 №128 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области и ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» обязанность отменить счет от 18.10.2023 на оплату УФК по Свердловской области в размере 1279846 руб. 66 коп., отозвав его из сервиса «Госуслуги».
В обоснование встречного иска, со ссылкой на ст.31 Семейного кодекса Российской Федерации указала на то, что причина подачи заявления об увольнении по собственному желанию послужили чрезвычайные обстоятельства, вызванные переводом её супруга, являющегося военнослужащим в <адрес> в ... Фактически причиной прекращения трудовых отношений явились объективные обстоятельства, не зависящие от её воли. Полагала, что указанные обстоятельства можно по аналогии отнести к обстоятельствам, предусмотренным в п.2.1 договора от 29.11.2022 №128 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 04.04.2024 иск Министерства здравоохранения Свердловской области оставлен без удовлетворения.
Встречный иск Ряполовой Ю.Д. к Министерству здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» удовлетворен частично.
Судом постановлено:
признать отсутствующим обязательство Ряполовой Ю.Д. возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты по договору от 29.11.2022 №129 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты;
возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность отменить счет от 18.10.2023 на оплату УФК по Свердловской области суммы в размере 1 279 846 руб. 66 коп.;
в удовлетворении встречного иска в остальной части отказать.
Не согласившись с решением суда, Министерством здравоохранения Свердловской области подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что предоставляемая выплата носит компенсационный характер, связана с переездом и обустройством, направлена на возмещение затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами. К спорным правоотношениям должны применяться нормы гражданского законодательства, так как Министерство здравоохранения Свердловской области не является работодателем Ряполовой Ю.Д., выплата носит компенсационный характер, а не является мерой поддержки работника. В действиях Ряполовой Ю.Д. имеются признаки злоупотребления правом, поскольку до заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты она не могла не знать, что её мужа могут перевести к новому месту прохождения военной службы.
На апелляционную жалобу от Ряполовой Ю.Д., третьего лица ( / / )3 поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суд апелляционной инстанции явились представитель Министерства здравоохранения Свердловской области - Топоркова Е.Н., настаивавшая на доводах апелляционной жалобы, представитель Ряполовой Ю.Д., третьего лица ( / / )3 - Медведский А.А., указавший на законность и обоснованность решения суда.
Ряполова Ю.Д., ( / / )9, ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции посредством заблаговременного (19.09.2024) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления 19.09.2024 извещения на адреса электронной почты, заказных писем с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явились. Ряполова Ю.Д., ( / / )9, воспользовались правом на участие в деле через своего представителя.
Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Министерством здравоохранения <адрес> требований.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.
В частности, п.п. «г» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность разработать до 01.05.2013 комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
В рамках реализации п.п.«г» п.2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15.04.2013 №614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
В рамках Программы предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В соответствии с Приложением № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», п.2 Положения о предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 06.04.2023 №250-ПП врачам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, и заключившим трудовой договор с учреждением здравоохранения Свердловской области на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст.350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, утверждаемых приказом Министерства здравоохранения Свердловской области, предусмотрены единовременные компенсационные выплаты в размере 1,5 млн. рублей (далее - выплата).
В силу п.3 ч.12.2 ст.51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в п.п. «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.1, 2 и 4 ч.1 ст.81, п.1, 2, 5, 6 и 7 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.
На территории Свердловской области данные положения закона реализованы Правительством Свердловской области путем принятия постановления от 06.04.2023 №250-ПП «Об утверждении Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области», которым утвержден вышеназванный Порядок, содержащий аналогичные условия предоставления выплат медицинским работникам.
В пункте 17 Порядка предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п. 5 - 7 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность, или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам медицинский работник обязан в течение 30 рабочих дней со дня увольнения (перевода, поступления на обучение) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока.
Согласно п.22 Порядка в случае если денежные средства, подлежащие возврату, не будут возвращены медицинским работником в течение 30 рабочих дней со дня увольнения, Министерство осуществляет меры по взысканию денежных средств в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 07.09.2022 Ряполова Ю.Д. состояла с ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» в трудовых отношениях в качестве врача стоматолога.
02.11.2022 Ряполова Ю.Д. обратилась в Министерство здравоохранения Свердловской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, с приложением необходимых документов.
29.11.2022 между Министерством здравоохранения Свердловской области, ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» и Ряполовой Ю.Д. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику №128.
В соответствии с п.п.1,4,6 п.2.1 договора от 29.11.2022 №128 Ряполова Ю.Д. приняла на себя обязательства со дня заключения настоящего договора исполнять трудовые обязанности в ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» в качестве врача стоматолога в течение пяти лет. В случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст.77, п.5-7 ч.1 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в течение 30 рабочих дней со дня увольнения (перевода) возвратить в областной бюджет часть выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду (с учетом положений подпункта 1 настоящего пункта со дня прекращения (изменения) трудового договора до истечения пятилетнего срока).
В случае неисполнения медицинским работником обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в том числе увольнения медицинского работника до истечения пятилетнего срока и неисполнения им обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты в сроки, установленные п.п.3-5 п.2.1 настоящего договора, с медицинского работника взимается неустойка (пени) (п. 3.2 договора).
На основании приказа Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.11.2022 №571-кв Ряполовой Ю.Д. выплачены денежные средства в размере 1 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 05.12.2022 №51557.
Приказом от 04.07.2023 №135-лс Ряполова Ю.Д. уволена из ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный», на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
04.07.2023 Ряполовой Ю.Д. вручено уведомление о возврате единовременной компенсационной выплаты за неотработанное время.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска в части взыскания единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции, исходил из того, что заключая договор от 29.11.2022 №128 на предоставление единовременной компенсационной выплаты, Ряполова Ю.Д. добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее пяти лет по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока возвратить в бюджет Свердловской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду. Признавая причины увольнения по инициативе работника уважительными, суд, руководствуясь положениями ст.ст.1,31 Семейного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчик и члены её семья оказались в ситуации, при которой прекращение трудового договора с работодателем ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный», являлось вынужденной мерой по причине, связанной с переводом её супруга, являющегося военнослужащим к новому месту прохождения им военной службы в <адрес> в .... Возмещение работником единовременной компенсационной выплаты, по мнению суда возможно только при условии, когда работник не выполняет свои обязательства по договору без уважительных причин, а поскольку ответчиком предоставлены такие доказательства, то освободил последнего от обязанности по их возмещению.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что все предшествующие увольнению действия работника и фактические обстоятельства свидетельствуют о невозможности им выполнять трудовую функцию в обусловленной трудовым договором должности.
Ссылки апеллянта о наличии в действиях ответчика злоупотребления правом судебная коллегия отклоняет, как не нашедшие своего подтверждения надлежащими средствами доказывания.
Существо принципа свободы труда провозглашенное в ст.37 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации основывается на добросовестном поведении стороны в трудовом обязательстве и недолжно приводить к возможности злоупотребления правом.
Доказательств злоупотребления правом со стороны ответчика в виде умышленного уклонения от продолжения нахождения с ГБУЗ СО «Городская больница ЗАТО Свободный» в трудовых отношениях, истцом в материалы дела не предоставлено.
Напротив, послужившие основанием к увольнению обстоятельства, объективно подтверждены доказательствами, исследованными судом по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку отношения по предоставлению Ряполовой Ю.Д. меры социальной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством, то взыскание с неё неустойки за пользование бюджетными денежными средствами противоречит существу и правовой природе спорных правоотношений и произведенной выплаты.
Возражения апеллянта относительно наличия оснований для удовлетворения заявленных требований, не опровергают выводов суда, которые являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется. Спор по существу разрешен судом правильно, в том числе относительно разрешения встречного иска.
В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 04.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Свердловской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Кокшаров
Судья: О.В. Хрущева
Судья: Т.Е. Ершова