РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Геленджик 08 февраля 2017 года
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего - судьи: Тарасенко И.А.,
при секретаре судебного заседания: Звягинцвой Л.М.,
с участием административных истцов: Маркаряна А.Г., Васьковского А.В.,
представителя административного ответчика: Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Гречко В.В., действующей на основании доверенности;
представителя заинтересованного лица: администрации МО город –курорт Геленджик: Гребеник И.В., действующего на основании доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васьковского А.В., Маркаряна А.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Васьковский А.В., Маркарян А.Г. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел о признании незаконным и отмене решения от 08.10.2016 года № № об отказе в государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости, возложении обязанности зарегистрировать право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, площадью 504 кв.м. с кадастровым номером № по адресу; <адрес>.
Требования мотивированы тем, что им на праве общей долевой собственности (по ? доли) принадлежит вышеуказанный земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения - для садоводства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На указанном земельном участке 25.08.2016 года был создан объект недвижимости - дом жилого назначения. Выдача разрешения на строительство Объекта не требуется на основании п.1 ч.17 ст.51 ГрК РФ. Обременений созданного Объекта не имеется. Иных лиц, оспаривающих права на созданный Объект, не имеется. Так, 27.8.2016 года они через многофункциональный центр г. Геленджика обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации прав общей долевой собственности на созданный Объект недвижимости с прилагаемыми к нему документами - декларации об объекте недвижимого имущества, квитанции об оплате госпошлины за регистрацию, принятых для оказания государственных услуг 27 августа 2016 года. Однако, 08.09.2016 года административный ответчик уведомил административных соистцов о приостановлении государственной регистрации прав общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, что подтверждается прилагаемыми уведомлениями от 08.09.2016 года №, со ссылкой на наличие сомнений достоверности внесенных в декларацию об объекте недвижимого имущества данных. Далее, с нарушением сроков рассмотрения заявления, 02.11.2016 года административным ответчиком принято решение об отказе в регистрации права поскольку, не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Считаю вышеуказанный отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на завершенный строительством Объект недвижимости незаконным, поскольку он противоречит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 17-20, 25, 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и нарушает их права и законные интересы, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании административные истцы Васьковский А.В. и Маркарян А.Г. доводы и требования административного искового заявления поддержали, ссылаясь на те же обстоятельства, просили удовлетворить, пояснив, что заявление о государственной регистрации права собственности на объект подано административными соистцами в порядке, предусмотренном ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Административными соистцами, как это следует из прилагаемой описи документов, принятых для оказания государственных услуг от 27.08.2016 года, в регистрирующий орган были представлены все необходимые в соответствии с п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы для государственной регистрации права собственности на жилой дом, а именно: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание - декларации об объекте недвижимого имущества; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется так как право заявителей на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке); квитанции об оплате госпошлины за государственную регистрацию права собственности. Таким образом, оснований для отказа административным соистцам в регистрации права собственности на Объект недвижимости не имеется.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел - Гречко В.В., действующая по доверенности, возражала в удовлетворении требований административного истца, в связи с отсутствием законных оснований. В обоснование своей позиции представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, и пояснила, что 27.08.2016 года в Геленджикский отдел с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на дом, расположенный по адресу: <адрес>, обратились Васьковский А.В. и Маркарян А.Г. На регистрацию представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 27.08.2016 года, согласно которой площадь дома составляет 476,2 кв.м., количество этажей -3, а также подземных - 0. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, установлено, что нарушены требования ст. 16 Закона о регистрации. В этой связи, 08.09.2016 года принято решение о приостановлении государственной регистрации, и дан срок для устранения причин приостановления государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 16 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов возникли сомнения в достоверности внесенных в декларацию об объекте недвижимого имущества, в части назначения и фактического использования вышеуказанного объекта недвижимости. В связи с необходимостью получения информации о том, является ли вышеуказанный объект недвижимости домом, созданном на земельном участке, представленном для садоводства, и предназначен ли для постоянного проживания граждан, направлен запрос в администрацию муниципального образования город- курорт Геленджик. Для возобновления государственной регистрации необходимо было в указанные сроки получить ответ на запрос. 04.10.2016 года был получен ответ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Краснодарского края от 28.09.2016 №, согласно которого объект, право на которое заявлено, по своей планировке предназначен для проживания двух семей и не соответствует критериям садового дома. В связи, с чем государственная регистрация вышеуказанного объекта в качестве садового дома, не возможна. Причины, препятствующие государственной регистрации, устранены не были. Заявления о продлении срока приостановления государственной регистрации на три месяца также подано не было. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ отказано в государственной регистрации на основании абз. 10 п. 1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Представитель заинтересованного лица: администрации МО город –курорт Геленджик Гребеник И.В., указал, что решение регистрирующего органа является обоснованным и соответственно законных оснований для его отмены не имеется.
Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Производство по административным об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
Для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.
В судебном заседании установлено, что 27 августа 2016 года административные истцы обратились в Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 504 кв.м. с кадастровым номером № по адресу; <адрес> категории – из земель сельскохозяйственного назначения - для садоводства.
К заявлению о государственной регистрации административные истцы приложили квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины, и декларацию об объекте недвижимого имущества. Данные обстоятельства подтверждаются копией расписки в получении документов на государственную регистрацию от 27.08.2016 года.
08 сентября 2016 года государственная регистрация права собственности на указанный жилой дом Управлением Росреестра по Краснодарскому краю приостановлена на основании п.1 ст.19 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Федеральный закон № 122-ФЗ), в связи с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для проведения государственной регистрации, так как вышеуказанный жилой дом не учтен в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", а также в части назначения и фактического использования вышеуказанного объекта недвижимости, что подтверждается копией уведомления о приостановлении государственной регистрации.
08.10.2016 года Управлением Росреестра принято решение об отказе в государственной регистрации права общей долевой собственности на указанный жилой дом на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", для государственной регистрации права, что подтверждается копией сообщения об отказе в государственной регистрации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Пунктом 1 ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Исходя из пункта 4 статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, в силу требований абзаца 4 пункта 6 статьи 12 Федерального закона № 122-ФЗ в подразделе I Единого государственного реестра прав (далее ЕГРП) должно содержаться описание каждого объекта недвижимого имущества в объеме сведений, определенных Правилами ведения Единого государственного реестра прав. При этом сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, считаются сведениями подраздела I Единого государственного реестра прав.
В связи с этим, для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и внесения в ЕГРП соответствующего описания объекта необходимо, чтобы вновь создаваемый объект недвижимого имущества прошел кадастровый учет.
Исходя из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», осуществление кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости является обязательным.
Таким образом, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, является кадастровый паспорт, который Управление Росреестра по Краснодарскому краю лишено возможности запросить в соответствующем государственном органе в связи с тем, что спорный жилой дом не прошел кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п.1.2 ст.20 Федерального закона № 122-ФЗ (действующей на момент возникновения сложившихся правоотношений) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Проанализировав вышеприведенные положения Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», суд приходит к выводу о том, что нормы статьи 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ не освобождают административных истцов от обязательного кадастрового учета жилого дома, что является условием государственной регистрации права собственности на него.
Доводы административных истцов о том, что упрощенный порядок государственной регистрации права, предусмотренный ст.25.3 Федерального закона № 122-ФЗ, позволяет зарегистрировать право собственности на индивидуальный жилой дом, неучтенный в государственном кадастре недвижимости, суд отклоняет, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Само по себе несогласие административных истцов с указанным выводом не является основанием для признания незаконным оспариваемого решения Управления Росреестра по Краснодарскому краю, которое соответствует Федеральному закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости», (действующим на момент возникновения спорных правоотношений), и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Кроме того, в силу абз. 4,10 п.1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с ч.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил.
Согласно ч.2 ст.260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением, по смыслу.
Пунктом 1 ст. 78 ЗК РФ предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства); крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В силу п.1 ст.34 ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Из ответа администрации МО город –курорт Геленджик от 28.09.2016 года следует, что по своей планировке жилой дом предназначен для проживания двух семей и не соответствует критериям садового дома.
Перевод земли сельскохозяйственного назначения, на котором расположен дом, в другую категорию не осуществлялся.
Таким образом, жилой дом административных истцов расположен в территориальной зоне садоводства, а земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование – для ведения садоводства, поэтому не может быть признан индивидуальным жилым домом.
Также необходимо отметить, что согласно подп. 2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Факт нахождения жилого дома на земельном участке с разрешенным использованием – «для садоводства» не соответствует требованиям указанных выше норм закона.
Таким образом, у регистрирующего органа имелись все правовые и фактические основания для отказа в регистрации права общей долевой собственности на жилой дом.
Учитывая положения ст.227 КАС РФ, из которой следует, что суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконным, в случае, если такое решение, действия (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Васьковского А.В., Маркаряна А.Г., не подлежащими удовлетворению.
Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59 -61, 70, 84 КАС РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2017 ░.