1
УИД: 77RS0011-02-2023-004899-28
№ 2а-12/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2024 года город Москва
Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Петровой В.И. при ведении протокола судебного заседания специалистом Гореловым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-12/2024 по иску Гуляева Ивана Александровича к Призывной комиссии г. Москвы, ФКУ «Военный комиссариат города Москвы», Призывной комиссии района Коптево г. Москвы, Объединенному военному комиссариату района Коптево САО г. Москвы о признании решений, действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Гуляев И.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии г. Москвы, ФКУ «Военный комиссариат города Москвы», Призывной комиссии района Коптево г. Москвы, Объединенному военному комиссариату района Коптево САО г. Москвы, о признании о признании решений, действий незаконными, ссылаясь на то, что 27.10.2023 г. он явился в Военный комиссариат Коптевского района САО г. Москвы для предоставления документов, касающихся его семейной ситуации, с намерением просить призывную комиссию об отсрочке в связи с тем, что он находится в процессе оформления опеки за своим фактическим воспитателем Андреевой Тамарой Васильевной, паспортные данные, имеющей инвалидность и признанной недееспособной, у которой он является единственным родственником, способным осуществлять помощь и уход. Вместо принятия у М.А. Гуляева документов, подтверждающих его намерение осуществлять уход за Т.В. Андреевой, он был призван на военную службу. Призывная комиссия не рассмотрела возможности предоставления отсрочки от призыва на военную службу, не отложила принятие решения до рассмотрения вопроса о назначении административного истца опекуном. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу, были организованы без вызова по повестке и без направления для сдачи обязательных диагностических исследований
В судебное заседание административный истец Гуляев И.А. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Тюрина О.К. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется по основаниям, предусмотренным ст.24 ФЗ № 53-ФЗ, иных оснований для отсрочки ФЗ № 53-ФЗ не предусмотрено. Согласно ст.32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (часть 1). Документов, подтверждающих осуществление ухода за Андреевой Т.А., административным истцом не представлено, в личном деле призывника отсутствуют.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 22 названного Федерального закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Пунктами 1 и 5 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец Гуляев Иван Александрович, ......паспортные данные, состоит на воинском учете в Объединенном военном комиссариате Коптевского района САО г. Москвы с 26.02.2020 г.
Из пояснений административного ответчика следует, что административный истец с осеннего призыва 2021 г. находится в розыске. По данному факту были составлены обращения в ОМВД района Коптево. По одному такому обращению от 02.08.2023 г. гражданин Гуляев И.А. был доставлен в военный комиссариат района. На заседании призывной комиссии района Коптево, после вынесения решения призывной комиссии района Коптево на военную службу, изъявил желание отсрочить время отправки в Вооруженные Силы РФ в целях оформления опеки над недееспособной Т.А. Андреевой, которая уже получает уход в ПНД, не нуждается в оформлении опеки над ней и в личном деле в военном комиссариате района не фигурирует вообще. Официально гражданка Т.А. Андреева не является и не являлась опекуном Гуляева И.А., как и гражданин Гуляев И.А. не является опекуном гражданки Т.А. Андреевой. Председателем призывной комиссии района Коптево было предложение о предоставлении — гражданину Гуляеву И.А. времени (5 суток) для оформления документов, с выдачей повестки на отправку в Вооруженные Силы РФ, однако гражданин Гуляев И.А. обманным путем ввел в заблуждение председателя призывной комиссии района Коптево и хотел воспользовался предоставленным временем для уклонения от военной службы и написания жалобы в призывную комиссию г. Москвы по вопросу отмены решения призывной комиссии района Коптево.
Как следует из рапорта Военного комиссара Коптевского района г. Москвы в отношении административного истца был составлен протокол по ст.21.5 КоАП РФ. Оснований для отсрочки не установлено. Административный истец не представил документы, что является опекуном и единственным проживающим вместе с инвалидом и недееспособным гражданином Андреевой Тамарой Васильевной, паспортные данные, которая с его слов находится в психоневрологическом диспансере. После прохождения медицинского освидетельствования, где истцу была определена категория годности к военной службе Б-3, призывник Гуляев И.А. прошел призывную комиссию района «Коптево» и был призван. Гуляев И.А. попросил председателя призывной комиссии об отправке в вооружённые силы РФ 31.10.2023 г. Была выдан повестка под роспись № 77500030 на 31.10.2023 г. с контрольной явкой 27.10.2023 г. в 14.30 ч. для предоставления фотографий и свидетельства о браке.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: "А" - годен к военной службе; "Б" - годен к военной службе с незначительными ограничениями; "В" - ограниченно годен к военной службе; "Г" - временно не годен к военной службе; "Д" - не годен
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "О воинской обязанности и военной службе" решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
В материалы дела представлены листы медицинского освидетельствования Гуляева И.А., в соответствии с заключением врача-специалиста административному истцу присвоена категория А1 – годен к военной службе.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565) при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии (врачебной-летной комиссии), а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 574 (абз. 8 п. 8).В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения № 574 независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Предписанный вышеприведенными нормативными актами порядок прохождения независимой военно-врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару административным истцом соблюден не был, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно-врачебной экспертизы административный истец не обращался. Экспертное заключение в военный комиссариат и материалы дела представлено не было.
Суд, не обладая специальными познаниями, не имеет возможности самостоятельно оценить состояние здоровья человека на основе анализа представленных сторонами медицинских документов, не содержащих сведений о диагнозах, точно соответствующих заболеваниям, указанным в Расписании болезней, в том числе с указанием степени заболевания.
Наличие или отсутствие такого болезненного состояния определяется лишь с применением специальных познаний в области медицины, может быть подтверждено медицинскими документами и соответственно вывод о состоянии здоровья может быть сделан только экспертами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заболевания, влекущего установление иной категории годности к военной службе и зачисление в запас, у заявителя не имеется, доказательств обратного суду не представлено, поскольку, при проведении освидетельствования были учтены данные о состоянии здоровья Гуляева И.А. заключения врачей-специалистов и данные медицинской документации, имеющейся в личном деле, записи о результатах проведенных мероприятий отражены в учетной карте призывника и его личном деле, медицинские документы приобщены к материалам личного дела призывника и учтены при освидетельствовании.
При этом суд отмечает, что обследование состояние здоровья призывника проводиться врачами специалистами, и в случае не согласия с заключение медицинского обследования, административный истец не лишен был права на обращение в суд с иском к медицинской комиссии об оспаривании заключения.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств нарушение его прав оспариваемым решением призывной комиссии, поскольку такое нарушение могло быть допущено только при ошибочном установлении категории годности к военной службе, чего не установлено.
Таким образом, доводы административного истца о непрохождении им медицинского освидетельствования не нашли своего подтверждения, доказательств обратного суду не представлено.
Административный истец в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" не имеет права на отсрочку от призыва на военную службу, обосновывая оформлением опеки за недееспособной Т.В. Андреевой, призыв Гуляева И.А. на военную службу не свидетельствует о том, что Т.В. Андреева лишается соответствующего ухода, они не лишена возможности получать необходимую помощь и поддержку.
Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение от призыва. Отсрочка от призыва на военную службу прекращается с утратой оснований для ее предоставления. Гражданин, который имеет отсрочку от призыва, остается призывником и подлежит призыву при утрате оснований для предоставления такой отсрочки.
На основании Федерального Закона № 53 "О Воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 г. отсрочка предоставляется в случае если призывник:
постоянно ухаживает за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем (при отсутствии других лиц, обязанных по закону их содержать), которые:
не находятся на полном государственном обеспечении;
нуждаются (по заключению медико-социальной экспертизы) в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Призывник, постоянно ухаживающий за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, должен представить следующие документы:
свидетельство о своем рождении;
справку о составе семьи;
решение суда об усыновлении (при необходимости);
свидетельства о рождении своих родителей (при уходе за дедушкой,
бабушкой);
заключение медико-социальной экспертизы о необходимости постоянного постороннего ухода (помощи, надзора) за родственниками;
свидетельство об инвалидности (I или II группы) родственника;
пенсионные удостоверения родственников;
свидетельства о рождении его родных братьев или сестер, не достигших 18 лет.
Призывник Гуляев И.А. не представил в призывную комиссию полного комплекта документов, Т.В. Андреева не является лицом, уход за которым предоставляет отсрочку от прохождения военной службы.
Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии принято в установленном порядке, в пределах предоставленной законом компетенции, права административного истца при этом не нарушены. У призывной комиссии имелись законные основания для принятия решения о призыве административного истца на военную службу, поскольку по результатам проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований Гуляева И.А. о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии района Коптево САО г. Москвы от 27.10.2023 г. о признании годным его к военной службе и призыве на военную службу, отмене решения Призывной комиссии города Москвы, признании незаконными действий Военного комиссара объединенного Военного комиссариата района Коптево САО г. Москвы, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.10.2024 ░.