Решение от 14.03.2016 по делу № 2-1901/2016 от 12.02.2016

Дело № 2-1901/2016

Заочное Решение

именем Российской Федерации

14 марта 2016 года                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.

при секретаре Величкина И.Ю.,

с участием представителя истца ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству по финансам Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство),

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).

Свои требования обосновывает тем, что на основании постановления администрации закрытого административно-территориального образования г. Шиханы Саратовской области № от 18.10.2001 г. над истцом была установлена опека, опекуном назначен ФИО5, которому выплата опекунского пособия назначена с 18.10.2001 г. Однако опекуну выплата опекунского пособия назначена без учета фактических цен, сложившихся в Саратовской области.

Просит суд, с учетом уточненных исковых требований, взыскать в свою пользу задолженность в размере 41 951 руб. 13 коп., а также индексацию указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год в размере 75324 руб. 70 коп., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1400 руб. 00 коп.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.

Представитель истца в судебном заседании поддержал уточненные заявленные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик, представитель Министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, ранее предоставил возражения, в которых просил в иске отказать. Суд счел возможным рассмотреть возникший спор в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав обстоятельства дела и собранные по делу доказательства, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986г. № 08/85, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.

Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (ХIY) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ (действовавшими до 01 сентября 2008 года), ст. 148-1 (действующей с 01 сентября 2008 года), ч.3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.

Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.

В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 20 ноября 2005 года, с 01.06.1992 года устанавливались нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

На основании п. 1 указанного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 года № 199, действовавшим до 25 марта 2008 года, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Статья 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.

Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости, которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2000 - 2005 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 2000 - 2005 год в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.

Как установлено в судебном заседании из бюджета Саратовской области в спорный период не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрация закрытого административно-территориального образования г. Шиханы Саратовской области) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ – Саратовскую область и его финансовый орган – Министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу.

Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409, действовавшим до 20 ноября 2005 года, на основании данных комитета статистики Саратовской области, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом в рассматриваемый период, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.

Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики Саратовской области, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством), за 2000 - 2005 годы в сумме 41 951 руб. 13 коп. Указанный расчет у суда сомнений не вызывает.

В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992г. № 409, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.

Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами о федеральном бюджете за рассматриваемый период составляет 75324 руб. 70 коп. Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.

Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: расходы на оплату услуг представителя, другие признанные судом необходимыми расходы.

Суд приходит к выводу о том, что расходы по оформлению доверенности представителя могут быть признаны судом издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов на оформление доверенности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 41 951 ░░░. 13 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 75324 ░░░. 70 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░    

2-1901/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Гайдук И.С.
Ответчики
Министрество финансов Саратовской области
Другие
Жуков А.В.
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
12.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2016Передача материалов судье
17.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2016Судебное заседание
19.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее