УИД: 19RS0013-01-2022-000040-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сорск 11 марта 2022 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,
при секретаре Кузнецовой О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-41/2022 г. по административному исковому заявлению Чекулдаева В.Ю. к ФКУ ИК-6 УФСИН Российской Федерации по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий в части необеспечения камер исправительного учреждения горячим водоснабжением, обязании устранить нарушения, взыскании денежной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Чекулдаев В. Ю. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что с 20.09.2021 г. по настоящее время камеры, в которых его содержат, необеспеченны горячим водоснабжением.
Решением суда были признаны действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН Российской Федерации по Хабаровскому краю в виде необеспечения заключенных горячим водоснабжением в камерах, с обязанием устранить данные нарушения в течение двух месяцев. До сегодняшнего дня ответчиком не устранены обжалуемые действия.
На основании изложенного, просит: 1)признать действия (бездействие) ответчика в части ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении при отбывании истцом наказания незаконными; 2) обязать ответчика исправить обжалуемое нарушение – обеспечив камеры исправительного учреждения горячим водоснабжением; 3) взыскать с ответчика в пользу истца 50000 руб. за период с 20.09.2021 г. по 10 января 2022 г.
В судебном заседании административный истец Чекулдаев В. Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что с 22 октября 2021 г. подача горячей воды осуществлялась из системы отопления, она не соответствовала требованиям качества и безопасности, в связи с чем испытывал физические неудобства.
Представитель административных ответчиков - ФКУ ИК-6 УФСИН Российской Федерации по Хабаровскому краю, УФСИН Российской Федерации по Хабаровскому краю, ФСИН России Шадрина О. В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании отсутствовала, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, против удовлетворения административных исковых требований Чекулдаева В. Ю. возражала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и в дополнениях к ему, из которых следует, что административный истец уже обращался в суд о том же предмете спора, между теми же сторонами и по тем же основаниям. Решением по делу № 2а-197/2021 Сорским районным судом Республики Хакасия от 20.09.2021 г. признаны незаконными и нарушающими права осужденного Чекулдаева В.Ю. действия (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении административного истца горячим водоснабжением, в камере, где отбывает наказание осужденный. Взыскана компенсация в размере 4500 руб. за период с 09.03.2018 г. по 20.09.2021 г. Горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Кроме того, ни одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере. В соответствии с п. 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме. Теплоснабжающей организацией в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края является ООО «ШелТЭК», оказывает услуги горячего водоснабжения. Проектной документацией не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания. Администрация учреждения обращалась к Главе Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района по вопросу отсутствия горячего водоснабжения. 08 октября 2021 года после запуска системы отопления в камеры учреждения начали подавать горячую воду. Теплоснабжающей организацией в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края является ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (ООО «ШелТЭК»), которое оказывает услуги горячего водоснабжения. Между ФКУ ИК-6 и ООО «ШелТЭК» был заключен государственный контракт на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24.03.2021 г. № 25Э/2021, по условиям которого ООО «ШелТЭК» в адрес ФКУ ИК-6 осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем для нужд отопления и горячего водоснабжения до границы балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «ШелТЭК» и ФКУ ИК-6. Согласно пункта 5.1.1. контракта Исполнитель (ООО «ШелТЭК») обязано поддерживать параметры качества, надежности и т.д. предоставляемых услуг по настоящему договору в соответствии с условиями договора, а также требованиями нормативной документации в соответствии с нормами действующего законодательства. Требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких - либо фактических обстоятельств допущенных нарушений. Кроме того, компенсация в размере 50 000 рублей является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просит в удовлетворении административных исковых требований Чекулдаева В.Ю. отказать.
Представители административных ответчиков - Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании отсутствовали по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения были уведомлены надлежащим образом и в установленный законом срок.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из содержания ст. 4 КАС РФ следует, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемы прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Из содержания ст. 12.1 УИК РФ следует, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.
В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с теми ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания наказания.
В силу ч. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 УИК РФ. В соответствии п. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».
Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5 данного Свода правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Как следует из материалов дела, газовая котельная горячего водоснабжения объекта «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4 п. Эльбан» построена ФГУП УС-27 ФСИН России по Хабаровскому краю в 2012 году. На основании акта осмотра от 12.12.2012 года выдано разрешение на допуск котельной пусконаладочным работам до 12.03.2013 года. Котельная в настоящее время не эксплуатируется по причине демонтажа газового счетчика с корректором, панели оператора ТР 3105Т, не подключена к сети газораспределения. Учреждением направлялись письма в специализированные организации об определении стоимости работ для запуска котельной. Также учреждением ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в адрес ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» в мае и августе 2021 г. направлялись письма с предложением заключить государственный контракт об оказании услуг горячего водоснабжения на 2021 г.
Из сообщения ООО «Шелеховский энергетический комплекс» следует, что ООО «ШелТЭК» на территории Эльбанского городского поселения является рееурсоснабжающей организацией для потребителей, в том числе для ФКУ ИК-6 и организует поставку тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) в рамках ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Иные виды услуг, в соответствии с нормами иного законодательства ООО «Шелтэк» не оказывает. На территории Эльбанского городского поселения отсутствует разводная система горячего водоснабжения (отсутствует отдельный трубопровод горячего водоснабжения). В рамках ФЗ № 190-ФЗ, в соответствии с заключенным государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24.03.2021 г. № 25Э/2021 ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем для нужд отопления и горячего водоснабжения. Тепловая энергия с теплоносителем поставляется в исправительную колонию только в период отопительного сезона, установленного соответствующим муниципальным правовым актом органа местного самоуправления. В связи с указанным, поставка тепловой энергии, в том числе для нужд горячего водоснабжения, осуществляется только в период организации на территории Эльбанского городского поселения отопительного периода, связанного с запуском котельной, организацией выработки тепловой энергии от котельной и передачей ее по тепловым сетям поселения до потребителей, в том числе до ФКУ ИК-6. В пределах срока оказания услуг по контракту (с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г.), ООО «ШелТЭК» в адрес колонии организовывает поставку тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) только в соответствующие месяцы отопительного сезона, кроме того, для нужд горячего водоснабжения – в соответствии с необходимыми потребностями колонии, которые стали определяться колонией не в соответствии с заключенным контрактом, а в соответствии с организацией колонией коммерческого учета потребления услуги тепловая энергия с теплоносителем посредством установки прибора учета. ООО «ШелТЭК» не известна и природа определения колонией «конечного потребителя для нужд горячего водоснабжения», т.е. являются ли указанными лицами осужденные. Кроме того, в соответствии с заключенным и действующим контрактом. ООО «Шелтэк» обязано для ФКУ ИК-6 поставить тепловую энергию с теплоносителем (п. 1.1, 1.8) до границы раздела сетей. Контрактом определены показатели тепловой энергии только по количеству, температуре, иные параметры, определяющие качество тепловой энергии контрактом не предусмотрены. Таким образом, в связи с определением колонией теплоносителя для нужд и горячего водоснабжения, что не подтверждено фактически исполнительной документацией колонии, поставка теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в камерах и отвечающая требованиям качества по горячему водоснабжению должна быть организована колонией самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о водоснабжении. В рамках ФЗ № 416-ФЗ поставка услуг по водоснабжению, в том числе горячему, ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 не осуществляется. Таким образом, отношения, связанные с организацией горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), относительно качества и безопасности горячей воды, государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячен воде от 24.03.2021 № 25Э/2021 сторонами не регулировались. В 2020 году в адрес колонии потребление теплоносителя не выставлялось, колония не осуществляла потребление теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, отношения по поставке тепловой энергии с теплоносителем между ООО «Шелтэк» и ФКУ ИК-6 регулировались заключенным государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 21.12.2020 № 25 Э/2020, сроком действия с 01.10.2020 по 31.12.2020 включительно. Условия контракта аналогичны условиям государственного контракта на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24.03.2021 № 25Э/2021. В 2022 году отношения по поставке тепловой энергии с теплоносителем начаты с 01.01.2022 в соответствии с государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде № 25Э/2О22.
Судом установлено, что осужденный Чекулдаев В.Ю. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 09.03.2018 года. Осужден Верховным Судом Республики Хакасия от 19 августа 2016 года по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 1 ст. 162 УК РФ, ч. 2 ст. 167 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пожизненному лишению свободы, начало срока 05 февраля 2015 года.
На основании решения Сорского районного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2021 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 09 декабря 2021 г., признаны незаконными и нарушающим права осужденного Чекулдаева В.Ю. действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Чекулдаева В.Ю. горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание осужденный. Взыскано с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Чекулдаева В.Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 09 марта 2018 г. по 20 сентября 2021 года включительно в размере 40000 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований Чекулдаева В.Ю. к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России отказано. В удовлетворении административных исковых требований Чекулдаева В.Ю. к УФСИН России по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о признании незаконными действий (бездействия), в результате которых были нарушены условия содержания при отбывании наказания в исправительном учреждении, обязании устранить выявленные нарушения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 09 марта 2018 г. по 20.09.2021 г. включительно в сумме 150 000 руб., отказано.
Таким образом, из материалов дела следует, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в камерах, где отбывают наказание осужденные, в том числе и административный истец Чекулдаев В. Ю. отсутствует горячее водоснабжение с 21 сентября 2021 г.
Данное обстоятельство также подтверждается справкой ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю от 22 декабря 2021 г. о техническом состоянии газовой котельной горячего водоснабжения, составленной главным энергетиком ФКУ ИК-6, из которой также следует, что на летний период горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа мощностью 1,5 кВт в количестве 25 штук, на эти нужды в течение года расходуется 164250 кВт электрической энергии, так как централизованное горячее водоснабжение на летний период отсутствует. В настоящее время после запуска системы отопления, с 08 октября 2021 г. в камеры, где содержаться осужденные, начали подавать горячую воду из системы отопления. Горячая вода в зимнее время подается согласно Государственного контракта № 25Э/2021 от 24.03.2021 г., заключенного с ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс».
Однако, стороной ответчика - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не представлено доказательств того, что подаваемая горячая вода соответствует требованиям по качеству, а также требованиям СанПиН по санитарно-химическим показателям, предъявляемым к горячему водоснабжению.
Выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для отбывания наказания и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в здании ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Указанные выше обстоятельства нарушают условия содержания Чекулдаева В. Ю. в исправительном учреждении, следовательно, требование административного истца подлежат частичному удовлетворению. С ответчика – ФКУ ИК-6 УФСИН по Хабаровскому краю надлежит взыскать денежную компенсацию с 21 сентября 2021 года по 10 января 2022 г., а не с 20 сентября 2021 г., как того просит истец, поскольку на основании вышеуказанного решения компенсация была взыскана за период с 09 марта 2018 г. по 20 сентября 2021 года включительно.
При определении размера компенсации, за нарушение условий содержания осужденного, суд учитывает характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.
ФКУ ИК-6 является казенным учреждением, у которого собственных средств для оплаты соответствующих видов работ по введению котельной в эксплуатацию, а также в частности на составление сметной документации на строительно-монтажные работы по трубопроводу горячей воды, не имеется.
Каких-либо конкретных негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушением, судом не установлено.
В обоснование иска истец сослался только лишь на длительное претерпевание им неудобств, связанных с отсутствием горячей воды, наличие хронических заболеваний. Также суд учитывает, что в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а обеспечить каждую камеру отдельными водонагревательными приборами у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю финансовой возможности не имеется. Кроме этого, административный истец не лишен возможности дважды в неделю принимать душ с горячей водой в душевых, стирать в прачечной, так же с применением горячей воды, обеспечен кипятильником для ежедневного использования в жилой камере.
Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении, в виде необеспечения осужденного горячей водой в жилой камере, в сумме 5000 руб.
Требования административного истца Чекулдаева В. Ю. в части обязания устранить нарушения его прав и обеспечить камеры исправительного учреждения горячим водоснабжением, не подлежат удовлетворению, поскольку на основании решения Амурского городского суда Хабаровского края от 14.01.2021 г. на Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управление федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России уже возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 99, ч.3 ст. 101 УИК РФ, ст.ст. 1,8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечив горячим водоснабжением жилые камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенные для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы.
На основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 июня 2021 года указанное выше решение суда оставлено без изменения, а апелляционные жалобы административных ответчиков ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и УФСИН России по Хабаровскому краю – без удовлетворения.
Доводы стороны ответчика, изложенные в письменном отзыве об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд отклоняет, поскольку судом с достоверностью установлен факт отсутствия горячего водоснабжения, а так же водоснабжения, соответствующего требованиям и нормам, в жилых камерах, предназначенных для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы, и что данное нарушение не устранено стороной административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Чекулдаева В.Ю. к ФКУ ИК-6 УФСИН Российской Федерации по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий в части необеспечения камер исправительного учреждения горячим водоснабжением, обязании устранить нарушения, взыскании денежной компенсации, удовлетворить частично.
Признать незаконными и нарушающим права осужденного Чекулдаева В.Ю. действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении Чекулдаева В.Ю. горячим водоснабжением в камерах, в которых его содержат.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Чекулдаева В.Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 21 сентября 2021 г. по 10 января 2022 года включительно в размере 5000 (пять тысяч) руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Чекулдаева В.Ю. к Федеральному казенному учреждению ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Чекулдаева В.Ю. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий в части необеспечения камер исправительного учреждения горячим водоснабжением, обязании устранить нарушения, взыскании денежной компенсации, отказать.
Решение в части взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Чекулдаева В.Ю. компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с 21 сентября 2021 г. по 10 января 2022 года включительно в размере 5000 (пять тысяч) руб. подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сорский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий: Н. Ю. Козулина
Справка: Решение в окончательной форме изготовлено 16 марта 2022 года.
Судья Н. Ю. Козулина