Копия
Дело № 2а-1099/2022УИД 92RS0002-01-2021-007565-07
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
24 марта 2022 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре судебного заседания Нивинской А.С.,
с участием:
административного истца ФИО2,
административного истца ФИО4,
административного истца ФИО5,
административного истца ФИО6,
представитель административных истцов ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО4, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица - Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение прав, выполнить необходимые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом, постановке его на кадастровый учет,
у с т а н о в и л :
В декабре 2021 года ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, в котором просили признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в невыполнении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и постановке его на кадастровый учет; просили обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение прав - выполнить необходимые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом и постановке его на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками квартир в указанном многоквартирном жилом доме, неоднократно обращались в Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет с приложением подготовленных за собственные средства документов комплексных кадастровых работ по формированию земельного участка на кадастровом плане территории. До настоящего времени участок земли для размещения объектов, обслуживающих потребности жильцов <адрес>, не сформирован, сведения о кадастровом учете придомовой территории в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют, обращения истцов о формировании территории под домом результата не принесли. Поскольку вследствие неисполнения ответственным органом исполнительной власти, установленной законом обязанности по формированию придомового участка, административные истцы лишены возможности полноценно использовать общее имущество дома, включая отсутствие права установить зеленые ограждения, оборудовать зону отдыха для пенсионеров и детей.
В судебном заседании административные истцы, представитель административных истцов заявленные требования поддержали, просили удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик, заинтересованные лица в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, представили суду письменный отзыв, в котором возражали против заявленных требований, ссылаясь на недоказанность факта нарушенных прав истцов, отсутствие обязанности по проведению кадастровых работ с целью формирования придомовой территории под многоквартирным домом, обязанность в подготовке которых отнесена на собственников помещений объекта жилищных прав.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств, возражений на иск не представили.
При отсутствии оснований, предусмотренных частью 6 статьи 150, частями 2, 3 статьи 152 КАС РФ, административное дело рассмотрено в отсутствии не явившегося административного ответчика, заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административных истцов, их представителя, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на орган, организацию, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом <адрес> в городе Севастополе, ранее расположенном на земельном участке, площадь 4408 кв.м, с кадастровым номером №, вид разрешенного использования «для малоэтажной застройки (код.2.1.1.).
Земельный участок с кадастровым № был ранее частью сформированного земельного участка с кадастровым №№ с видом разрешенного использования «для малоэтажной застройки (код.2.1.1.).
ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в сведения ГКН и часть участка была сформирована с видом разрешенного использования «земельный участок общего пользования (код. 12.0)» под кадастровым №.
Распоряжениями Департамента по имущественным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ, от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ из указанного выше земельного участка, кадастровый номер №, образован новый земельный участок, площадью 1464 кв.м, с присвоением кадастрового номера №. В Государственный кадастр недвижимости внесены изменения вида разрешенного использования земли с «для малоэтажной застройки (код.2.1.1.) на «земли общего пользования (код. 12.0)».
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-1425/2018 указанные распоряжения ДИЗО г. Севастополя признаны незаконными и отменены.
Как следует из постановленного Апелляционного определения, судебная коллегия, указывая на норму пункта 4 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО11, ФИО12 и ФИО13», установил, что образование из земельного участка под многоквартирным домом истцов, площадью 4 408 кв.м (кадастровый номер №), новых земельных участков привело к невозможности разрешенного использования расположенного на этом земельном участке жилого многоквартирного объекта недвижимости, а также к невозможности разрешенного использования расположенных на данном земельном участке объектов недвижимости (п.4 ст. 11.9 ЗК РФ).
Формирование земельного участка под многоквартирным домом и определение его границ не может осуществляться в нарушение требований Приказа Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах», которым регламентирован порядок расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в общую долевую собственность домовладельцев многоквартирных домов бесплатно.
В связи с этим, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда пришла к выводу о том, что действия административного ответчика по разделу ранее сформированного земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>, г. Севастополь, площадью 4 408 кв.м, кадастровый номер № и образование новых земельных участков с изменением вида разрешенного использования, нарушают права жильцов этого дома, предусмотренных положениями ст. 36 Жилищного кодекса РФ и делают невозможным пользование элементами озеленения и благоустройства, иными, необходимыми для эксплуатации данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения суда о разъяснении решения от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке, кадастровый №, исключены из ЕГРН.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополь от ДД.ММ.ГГГГ признана недействительной запись о регистрации права города федерального значения Севастополь на земельный участок с кадастровым номером №, сведения об объекте исключены из ЕГРН.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, вопрос о праве истцов на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, установлены федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации). Вопрос о принадлежности определенной территории истцам, как собственникам квартир в жилом многоквартирном доме и порядок его формирования, установлен вступившими в силу судебными актами, что в силу закона, оспариванию и повторному доказыванию не подлежит.
Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственная регистрация права на жилое ли нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, куда входит земельный участок (Закон № 218-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).
Из частей 2-5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч.13 ст. 39.20 Земельного кодекса особенности приобретения прав на земельный участок под многоквартирным домом установлены федеральными законами, а в силу ч. 2, ч. 3 и ч. 5 ст. 16 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» процесс формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта является «завершающей» стадией перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Формированием земельного участка является выполнение ответственным органом власти комплексных кадастровых работ, то есть межевания земельного участка с привлечением аттестованных кадастровых инженеров. Результатом межевания является подготовка необходимых документов и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В соответствии с п. 2, 4 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя, который осуществляет формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю.
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
Доводы, изложенные в возражениях административного ответчика Департамента и связанные с толкованием норм земельного и градостроительного законодательства, нельзя назвать состоятельными, так как противоречат положениям действующего законодательства при ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения, не учитывают возложенные на Департамент в силу закона обязанности в данной области публичных правоотношений.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца (часть 3 статьи 227 КАС РФ).
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права (часть 9 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, если по результатам судебной проверки оспариваемого действия (бездействия) органа государственной власти будет установлено его несоответствие закону, суд возлагает на административного ответчика обязанность по устранению нарушений права административного истца, которое явилось следствием незаконного решения, действия (бездействия) административного ответчика.
В данном случае административными истцами оспаривалось бездействие Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя в вопросе формирования земельного участка под многоквартирным домом. Между тем, из материалов рассматриваемого дела следует, что ответы на заявления в отношении предмета спора предоставлялись, что указывает на отсутствие факта бездействия по заявленным в иске вопросам.
Между тем, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий административного ответчика, поскольку обязанность формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, возложена на Департамент и данный орган властных полномочий не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных ранее неоднократно судами фактов в отношении территории, необходимой для обслуживания многоквартирного дома по указанному выше адресу, в целях восстановления прав заявителей, требования административного искового заявления подлежат удовлетворению в части, что в целом соответствует положениям задачам и целям административного судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 178- 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░4, ░░░3, ░░░1, ░░░5, ░░░6, ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 297 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░