гражданское дело №2-1195/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
08 февраля 2019 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прошкиной М.П.,
при секретаре Адашкине Д.А.,
с участием представителя истца Калистратова А.А.,
представителя ответчика Юрченко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кабаевой МВ к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ МЧС России по Красноярскому краю с требованиями о признании незаконным решения комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (гражданам) единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и просила обязать ГУ МЧС России по Красноярскому краю поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что с 1998 года по настоящее время истец являлась сотрудником ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ МЧС России по Красноярскому краю с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку по ее мнению имеются все необходимых основания, предусмотренные для получения выплаты Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако согласно выписки из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в постановке на учет по мотивам совершения ею действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении в целях признания за ней права на получение единовременной социальной выплаты.
Находя данное решение незаконным, истец указывла, что намеренно не создавала ситуации нуждаемости в жилом помещении, поскольку ранее она была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем её матери, однако в силу неприязненных отношений, сложившихся с матерью, она вынужденно, по требованию матери, выехала из данной квартиры, и вселилась в единственное доступное для нее жилье, с разрешения собственников, в принадлежащую на праве собственности сестре и ее супругу квартиру, в которой кроме собственников проживают также двое их детей. В связи с этим она стала нуждаться в жилье.
В судебное заседание истец, надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки не сообщила, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратилась, направила своего представителя Калистратова А.А., который в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по изложенным в исковом заявлении основаниям. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю Юрченко С.Н. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что изложенная в иске причина не явилась единственным основанием для отказа истцу Кабаевой М.В. в постановке на учет. Согласно выписки из протокола заседания комиссии истцом в нарушения п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369, не было представлено документов, достаточных для принятия решения, а именно не представлена справка с прежнего места службы о предоставлении жилья или субсидии, и справка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за период по ДД.ММ.ГГГГ г. о наличии в собственности домовладений на территории г.Красноярска. Эти обстоятельства, а также установление комиссией обстоятельств снятия её с регистрационного учета из жилого помещения, находящегося в собственности её матери Кабаевой М.В., что по мнению свидетельствует о совершении истицей действий, приведших к искусственному созданию её нуждаемости в жилом помещении в целях признания за ней права на получение единовременной социальной выплаты, и послужили в совокупности основаниям для отказа.
Выслушав представителей сторон, суд, исследовав представленные сторонами доказательства, делает вывод о необходимости отказа в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного Закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24.04.2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения, а именно следует представить :
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копию послужного списка сотрудника;
д) копию свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как установлено судом Кабаева М.В. проходила службу с ДД.ММ.ГГГГ года в органах уголовно-исполнительной системы, с 1998 года была откомандирована в распоряжение пожарной части № УВД г.Красноярска, и до ДД.ММ.ГГГГ года походила службу в ГУ МЧС Росси по Красноярскому краю, что сторонами не оспаривается.
Кабаева М.В. зарегистрирована по месту жительства как член семьи собственника в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 53,7 кв.м. совместно с родной сестрой ФИО11 (ранее ФИО10) Е.В., её супругом ФИО5, являющимися собственниками данной квартиры по ? доле каждый, и с дочерьми сестры несовершеннолетними ФИО6 и ФИО7 Таким образом обеспеченность членов семьи составляет 10,7 кв.м. на каждого.
ДД.ММ.ГГГГ Кабаева М.В. обратилась с рапортом на имя начальника ГУ МЧС России по Красноярскому краю о включении её в состав участников подпрограммы по обеспечению жильем, со ссылкой на наличие у нее права на основании положений Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ, приложив к нему копию паспорта гражданина РФ, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника за последние 5 лет до подачи рапорта, и другие документы, перечисленные в рапорте.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Кабаевой М.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 369 (а именно не представлена справка с прежнего места службы о предоставлении жилья или субсидии, и справка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за период по ДД.ММ.ГГГГ о наличии в собственности домовладений на территории г.Красноярска); а также в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ году (п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369).
Факт непредставления указанных в протоколе комиссии документов сторона истца не отрицает.
Суд находит решения комиссии верным и оснований для признания его незаконным не усматривается.
По смыслу приведенных выше нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определены перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ГУ МЧС России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (Определение Конституционного Суда РФ от 3 марта 2015 года N 416-О).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для получения выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела следует, что одним из оснований для отказа истцу в постановке на учет послужило непредставление полных данных, подтверждающих наличие или отсутствие у сотрудника жилья, то есть не представлены справка с прежнего места службы о предоставлении жилья или субсидии, и справка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за период по ДД.ММ.ГГГГ г. о наличии в собственности домовладений на территории г.Красноярска.
В то же время наличие условий для постановки сотрудника на учет определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Между тем, несоблюдение Кабаевой М.В. установленных названными Правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет лишило комиссию возможности установить наличие у истца оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить действительно ли у нее не имеется в собственности жилого помещения.
Кроме того, суд находит, что выводы комиссии о том, что истец совершила намеренные действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении, сделаны на имеющихся в распоряжении комиссии документов.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ РФ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
На основании п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Из системной связи указанных выше норм с нормами части 3 статьи 4 названного Федерального закона, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения выплаты является не только нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им намеренных действия, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении, и соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержаться в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, истец Кабаева М.В. была зарегистрирована по достижению совершеннолетнего возраста с ДД.ММ.ГГГГ и до снятия с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии имела временную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данной квартире её родители состояли на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности матери истца Кабаевой В.И. на указанное жилое помещение была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. Из анализа данных выписки из финансово-лицевого счета, Выписки из ЕГРН, следуют выводы, что истец на момент снятия с регистрационного учета в ДД.ММ.ГГГГ году была зарегистрирована совместно со своей матерью в жилом помещении площадью 53,6 кв.м. вдвоем, в связи с чем она была обеспечена жилым помещением площадью 26,35 кв.м., то есть площадью более 15 кв.м. Документов, свидетельствующих о вынужденности ухудшения ей жилищных условий, и необходимости проживать и зарегистрироваться в квартире сестры истец в комиссию не представила.
Поскольку Кабаевой М.В. претендующей на получение спорной выплаты, в комиссию не были представлены документы, содержащие необходимые сведения для решения вопроса о поставке истца на учет, суд делает вывод, что комиссией обоснованно принято решение об отказе Кабаевой М.В. в постановке на учет для получения выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кабаевой МВ к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты отказать.
Решения может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: