Решение по делу № 2а-1134/2020 от 29.01.2020

24RS0040-01-2020-000513-75                                                        Дело № 2а-1134/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 года                                   город Норильск Красноярского края

Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Курунина С.В., при секретаре судебного заседания Горяевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Норильскгеология» о признании незаконным предписания государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Чигирева А.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Норильскгеология» (далее по тексту - ООО «Норильскгеология) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, мотивируя тем, что на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 26.08.2019 № 08/97 в период с 08.10.2019 по 05.11.2019 в отношении административного истца была проведена плановая документарная выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации. Основанием для проведения проверки послужил план проверок, утверждённый приказом от 24.12.2018 № 275-0, согласованный Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Регистрационный номер проверки .

05.11.2019 по результатам проверки был составлен Акт проверки №08/97, в котором было зафиксировано, в частности то, что с территории административного истца недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды, образующиеся на предприятии, после очистки на локальных очистных сооружениях сбрасываются по выпуску № 149 в р. Хараелах (правый приток первого порядка р. Норилка, которая включена в государственный рыбохозяйственный реестр и является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения). Кроме того, в Акте указано, что административный истец, как юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию очистных сооружений, не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды в части обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, не обеспечивает предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов. По результатам проверки административному истцу 05.11.2019 выдано предписание, которым предписано «Обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды в части обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах по Выпуску № 149 в реку Хараелах (обеспечить качество очистки сточных вод на очистных сооружениях до согласованных показателей НДС) в срок до 01.09.2020».

С этим предписанием административный истец не согласен, полагая его незаконным и необоснованным ввиду невозможности его исполнения, по тем основаниям, что согласно п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Согласно п. 3 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

18.10.2016, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона № 7-ФЗ административным истцом направлена в адрес Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю заявка от 14.10.2016 № НГ-01/2655 о постановке объекта, расположенного по адресу: <адрес>, и включающего в себя Выпуск № 149 в реку Хараелах, на государственный учет. В результате административным истцом получено Свидетельство о постановке на государственный учёт объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому подтверждена постановка на государственный учет в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, с присвоением её кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, МЖ-0124-000094-П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции, действовавшей в период до 31.12.2018, для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

13.10.2014 в соответствии с порядком утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881, административному истцу Енисейским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, зарегистрированные в государственном водном реестре за № 06-12/306, которыми устанавливались требования к содержанию в сточных водах загрязняющих веществ. НДС были согласованы Департаментом Росгидромета по Сибирскому федеральному округу, Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Енисейским территориальным управлением по Рыболовству и Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю.

Срок, на который Административному истцу утверждены НДС, в самом документе не указан, однако согласно Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утверждённой Приказом Минприроды России от 17.12.2007 № 333, НДС разрабатываются на 5 (пять) лет, следовательно, административному истцу НДС утверждены на период с 13.10.2014 по 13.10.2019.

В тоже время, согласно п. 14 Методики № 333 разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утверждённых в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях: при изменении на 30 и более процентов годового объёма сточных, в том числе дренажных вод, в течение двух лет подряд; при изменении перечня сбрасываемых загрязняющих веществ; при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса; при утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В связи с тем, что очистные сооружения на выпуске сточных вод № 149 отсутствовали, Административным истцом в период с июня 2018 года по март 2019 года было выполнено строительство локальных очистных сооружений, которые актом сдачи- приёмки законченного строительством объекта непроизводственного назначения от 12.04.2019 были введены в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений является по своей сути изменением методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса, что в свою очередь, согласно Методике № 333, является основанием для разработки и утверждения новых НДС.

Однако в связи с изменением системы нормирования в области охраны окружающей среды, вызванным вступлением с 01.01.2019 в силу изменений в Закон № 7-ФЗ, внесённых Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», необходимость в разработке новых НДС у Административного истца отпала, так как соответствии с п. 2 ст. 22 Закона № 7-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019, расчёт нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Согласно п. 4 ст. 24 Закона № 7-ФЗ, в редакции, действующей с 01.01.2019, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Поскольку Промплощадка Административного истца является объектом III категории негативного воздействия на окружающую среду, а вещества I или II класса опасности в сточных водах, отводимых Административным истцом по выпуску № 149, отсутствуют, Административный истец на законодательном уровне освобождён от обязанности разрабатывать НДС.

Факт отсутствия в сточных водах, отводимых Административным истцом по выпуску № 149, веществ I или II класса опасности подтверждается тем, что в период проведения плановой документарной выездной проверки Административным истцом в адрес Административного ответчика представлены протоколы анализа проб сточных вод выпуска № 149 за период с 09.04.2019 по 12.09.2019, где указаны перечни загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № 149. В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 552 от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» загрязняющие вещества, обнаруженные в сточных водах выпуска № 149 и указанные в вышеназванных протоколах, не относятся к веществам I или II класса опасности.

В тоже время в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Руководствуясь вышеуказанными требования законодательства Российской Федерации, 26.12.2014 Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края было принято Решение о предоставлении водного объекта р. Хараелах в пользование Административному истцу, зарегистрированное в государственном водном реестре за № 24-17.02.00.001-Р-РСВХ-С-2014-02265/00. Срок водопользования установлен с 01.01.2015 по 01.01.2020.

В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 22 Водного кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 Водного кодекса РФ.

Одним из условий использования водного объекта р. Хараелах для целей сброса сточных вод, согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование, является соблюдение установленных максимальных показателей содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах (пп. 10 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование).

Выполнить требование Предписания путём принятия мер по приведению качества сточных вод в соответствии с пп. 10 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование (достижение установленных максимальных показателей содержания загрязняющих веществ в сточных, в том числе дренажных, водах) не представляется возможным, в силу того, что срок действия выданного 26.12.2014 Решения о предоставлении водного объекта в пользование истек 01.01.2020, что требует его переоформления. В данный момент Административным истцом ведется деятельность по получению Решения о предоставлении водного объекта р. Хараелах в пользование Административному истцу на новый срок.

В настоящий момент типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2019 № 453. Согласно приложению № 1 к указанному приказу, условия использования водного объекта или его части для целей сброса сточных вод не содержат требований о максимальных показателях содержания загрязняющих веществ в сточных водах. Данные требования приводились в Приказе Минприроды России от 14.03.2007 № 56 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование», который утратил свою силу 19.09.2019 в связи с изданием Приказа Минприроды России от 08.07.2019 № 453.

Таким образом, с 19.09.2019 форма Решения о предоставлении водного объекта в пользование не содержит требований по качественному составу сточных вод, что в свою очередь делает требование Предписания невыполнимым.

Законодательные положения, неким образом нормирующие сброс загрязняющих веществ для объектов III категории, приводится в п. 8 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, которая гласит, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчёте об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Таким образом, нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ для Административного истца, как объекта III категории негативного воздействия на окружающую среду, будут устанавливаться при подготовке и сдаче отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля и будут приравнены к данным производственного контроля качества сточных вод, то есть к фактической концентрации загрязняющих веществ.

Поэтому провести мероприятия, направленные на приведение фактической концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Административного истца к нормативам, которые устанавливаются на уровне фактических концентраций, не представляется возможным.

По указанным основаниям административный истец просил предписание признать незаконным.

При подготовке дела к разбирательству в судебном заседании к участию в нём в качестве административных соответчиков привлечены Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, государственный инспектор Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Чигирев А.А.

Определением от 28.02.2020 к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Представитель административного истца ООО «Норильскгеология» Гросул В.П., действующий на основании доверенности № НГ-01/01-20 от 10.01.2020, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – извещением, полученным 07.08.2020 (том 3 л.д.53,61), а так же посредством направления извещения посредством электронной почты (том 3 л.д. 57), в судебное заседание не явился, ранее просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (том 1 л.д.93-94, 159-161, 164-165, 200-201).

Административный ответчик Таймырский районный одел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – извещением, полученным 05.08.2020 (том 3 л.д.53,62), а так же посредством направления извещения посредством электронной почты (том 3 л.д. 56) в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил. Направил отзыв на административное заявление, в котором указал, что по результатам документарной и выездной плановой проверки, проведенной Управлением в отношении ООО «Норильскгеология» выдано предписание. Предписанием на юридическое лицо возложена обязанность «Обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды в части обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах по Выпуску № 149 в реку Хараелах (обеспечить качество очистки сточных вод на очистных сооружениях до согласованных показателей НДС) в срок до 01.09.2020. Согласно Свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, производственной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, с присвоением ей кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду МЖ-9124-00094-П и III-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Следовательно, исходя из требований п. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Норильскгеология» не обязано рассчитывать нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах выпуска № 149 в реку Хараелах расположенного на вышеуказанной производственной площадке, отнесенной к III-й категории негативного воздействия на окружающую среду. Согласно Решению Управления о согласовании от 31.07.2014 № 08/2061 через выпуск № 149 в реку Хараелах осуществляется сброс сточных вод, образующихся в результате использования воды на хозяйственно-бытовые и производственные (мойка буровых агрегатов) нужды. На основании представленных в ходе проверки протоколов анализа проб сточных вод выпуска № 149 с 09.04.2019 по 12.09.2019 выявлены превышения допустимых сбросов загрязняющих веществ в р. Хараелах. На основании этого площадку, на которой располагаются очистные сооружения хозяйственно-бытовых сточных вод на выпуске № 149, можно отнести к объектам II категории. Согласно п. 4 ст. 4.2 Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. В связи с чем в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора 20.02.2020 направлены сведения и запрос об актуализации данных о категории рассматриваемого объекта. Согласно п. 13 приложения 1 к Приказу Минприроды России от 08.07.2019 № 453 вода в водном объекте в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям нормативов качества воды в водных объектах рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативам предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Река Хараелах правый приток первого порядка р. Норилка, которая включена в государственный рыбохозяйственный реестр, является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения. Так как водный объект является средой обитания водных биоресурсов, то его загрязнение влияет на их воспроизводство и сохранение, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности. Длительное поступление неочищенных сточных вод в водный объект создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения. Отсутствие Решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «Норильскгеология» с целью выпуска сточных вод через выпуск № 149 в р. Хараелах является нарушением ст. 9, ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации. Несоблюдение юридическим лицом требований законодательства РФ в сфере получения разрешительной документации на сброс сточных вод не дает ему права в нарушение требований пп. г п. 2 Положения «О мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, пп. 1 п. 6 Водного кодекса Российской Федерации; ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», продолжать сброс недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод через выпуск № 149 в р. Хараелах (том 1 л.д. 96-99)

Административный ответчик Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – извещением, полученного 05.08.2020 (том 3 л.д.53,59), а так же посредством направления извещения электронной почтой (том 3 л.д. 55) в судебное заседание представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Административный ответчик государственный инспектор Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Чигирев А.А., о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – судебной повесткой, извещением, полученными 05.08.2020 (том 3 л.д.53, 62) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Заинтересованное лицо Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии со ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – извещением, полученным 03.08.2020 (том 3 л.д.53, 60), а так же посредством направления извещения электронной почтой (том 3 л.д. 54) в судебное заседание представителя не направил, об отложении рассмотрения дела не просил. Представитель заинтересованного лица Деменченок С.Г., действующая на основании доверенности от 14.10.2019, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, направила суду письменные пояснения о том, что Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора является правопреемником Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва, выступает территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Красноярского края, Республики Тыва и Республики Хакасия. В рамках указанных полномочий на основании распоряжения от 16.05.2019 № 226-р/п Управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО «Норильскгеология», результаты оформлены актом от 19.07.2019 № В-226в. Основанием внеплановой проверки явилось поступление информации Енисейского БВУ о водопользователях, в том числе ООО «Норильскгеология», превышающих допустимый объем сброса сточных вод и нормативно-допустимый сброс загрязняющих веществ в сточных водах за 2 - 4 кварталы 2018 года. В ходе проверки выявлены нарушения ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, выразившиеся в превышении фактической концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в водный объект (р. Хараелак, выпуск 149), над допустимой (установлена пп. 10 п. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 26.12.2014 № 24- 17.02.00.001-Р-РСВХ-С-2014-02265/00 и Разрешением на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 11.06.2017 № 05-1/31- 034 и от 25.06.2018 № 05-1/31-027). В связи с выявленными нарушениями водного законодательства, в пределах имеющихся полномочий Управлением выдано соответствующее предписание от 19.06.2019 № В-226в со сроком исполнения 14.10.2019. По результатам проверки исполнения предписания (акт внеплановой документарной проверки от 18.11.2019 № В-487в) нарушений не выявлено. Качество сбрасываемых сточных вод юридическим лицом приведено в соответствие с установленными для него нормативами.

Наделение органа, выдавшего обжалуемое предписание, соответствующей компетенцией в части надзора за соблюдением установленных нормативов при сбросе сточных вод в водный объект, даже если этот водный объект имеет категорию рыбохозяйственного значения, вызывает сомнения (том 3 л.д.1-3).

Оценив доводы сторон, пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту также – Федеральный закон №294-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабре 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для юридического лица, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер. Следовательно, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, который исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Содержащиеся в предписании формулировки должны быть конкретными и исключать возможность двоякого толкования, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для юридического лица однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Таким образом, несоблюдение вышеуказанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его незаконность (недействительность).

Судом установлено, что административный ответчик Чигирев А.А. на основании приказа и.о. руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству -к от 13.06.2019 принят на должность государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (том 1 л.д.143).

В соответствии с пунктом 3.2 должностного регламента государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Чигирева А.А. на него, кроме прочего, возлагается: осуществление на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания; осуществление надзора за соблюдением юридическими лицами обязательных требований действующего законодательства при комплексном использовании водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе при планировании и проведении различных видов хозяйственной и иной деятельности. Для этого в силу пункта 3.3 указанного Регламента он обязан, в том числе, организовывать и проводить контрольно-надзорные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами законодательства в сфере охраны, использования водных биоресурсов и среды их обитания.

А в силу пункта 3.3 приведенного Регламента государственный инспектор вправе выдавать предписания юридическим лицам об устранении нарушений нормативно-правовых актов, если их деятельность на закрепленной территории осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности (том 1 л.д. 144-154).

На основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 26.08.2019 (том 2 л.д.1-4) в период с 08.10.2019 по 05.11.2019 в отношении ООО «Норильскгеология» проведена плановая документарная выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесённых в Красную книгу Российской Федерации.

По результатам проверки 05.11.2019 государственным инспектором Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Чигиревым А.А. административному ответчику ООО «Норильскгеология» выдано предписание, в соответствии с которым последнее обязано в срок до 01.09.2020 обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды в части обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах по Выпуску №149 в реку Хараелах (обеспечить качество очистки сточных вод на очистных сооружениях до согласованных показателей НДС).

Согласно этому предписанию основанием к его выдаче послужило то, что в ходе указанной проверки выявлено, что без согласования с Енисейским управлением административным истцом были построены локальные очистные сооружения для очистки хозяйственно-бытовых и производственных вод, образующихся на предприятии (Выпуск №149 в р.Хараелах), с территории ООО «Норильскгеология» недостаточно очищенные хозяйственно-бытовые и производственные воды после очистки на локальных очистных сооружениях сбрасываются по выпуску №149 в р.Хараелах, при этом не обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды в части обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких объектов.

Суд считает, что указанное предписание является незаконным в силу следующего.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды (ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (здесь и далее в редакции, действующей на момент выдачи предписания) нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей статьей 22 приведенного Закона об охране окружающей среды предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

При этом согласно пункту 4 ст. 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

Как установлено при рассмотрении дела, объект проверки – Промплощадка №1 ООО «Норильскгеология» согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействия на окружающую среду (том 1 л.д.42-44), отнесен к III категории.

Данных о наличии в сбросах радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, в материалах дела не содержится.

В этой связи с учетом приведенных положений Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых сбросов для административного истца не рассчитываются.

Кроме этого, при вынесении оспариваемого предписания административным ответчиком не учтено, что решением о предоставлении в пользование водного объекта установлен срок водопользования до 01.01.2020, в связи с чем установление в оспариваемом предписании срока его исполнения до 01.09.2020 нельзя признать обоснованным ввиду отсутствия на указанную дату действующих условий водопользования, предусмотренных соответствующим решением (разрешением).

При таком положении суд приходит к выводу, что возложение на административного истца оспариваемым предписанием обязанности по обеспечению качества очистки сточных вод на очистных сооружениях до согласованных показателей нормативов допустимых сбросов в установленный срок, не отвечает приведенным требованиям закона.

С учетом изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что оспариваемое предписание противоречит закону и повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, поскольку возложило на него исполнение не предусмотренных законом обязанностей, то есть административным ответчиком допущено нарушение прав административного истца, при этом им не соблюдены требования приведенных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и основания совершения оспариваемых действий по выдаче предписания, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Норильскгеология» о признании незаконным предписания государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Чигирева А.А. – удовлетворить полностью.

Признать незаконным предписание к акту №08/97 от 05.11.2019 государственного инспектора Таймырского районного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Чигирева Алексея Александровича, выданное в отношении ООО «Норильскгеология».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                               С.В. Курунин

Мотивированное решение в окончательной форме

составлено 25.09.2020.

2а-1134/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Норильскгеология"
Ответчики
Чигирев Алексей Александрович
Таймырский районный отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Федеральное агентство по рыболовству Енисейское территориальное управление
Другие
Гросул Вадим Петрович
Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Курунин Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
norilsk.krk.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация административного искового заявления
30.01.2020Передача материалов судье
31.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.04.2020Судебное заседание
27.08.2020Производство по делу возобновлено
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее