Дело № 3а-342/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего Зиновьевой К.В.
при секретаре Алексеевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
28 июня 2018 г.
административное дело по административному иску Администрации Прокопьевского муниципального района об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Прокопьевского муниципального района обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным в части решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области (далее – Комиссия).
Требования мотивированы тем, что решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 24 января 2018 г. № 3 по заявлению ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 31 998 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 920 000 руб., что составляет 11,3 % от его кадастровой стоимости в размере 17 061 013,73 руб.
ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» является арендатором земельного участка на основании договора аренды от 30 марта 2012 г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района.
В случае уменьшения кадастровой стоимости земельного участка бюджет Прокопьевского муниципального района потеряет доход.
Полагает, что отчет об оценке № 5173/6 от 19 декабря 2017 г., на основании которого Комиссией установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, составлен с нарушением законодательства об оценочной деятельности. Оценщик неверно определил сегмент рынка, к которому относится оцениваемый земельный участок, не учел наличие защитной зоны ЛЭП, применил необоснованные корректирующие коэффициенты на площадь и на дату продажи. Данные нарушения могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Просит признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 24 января 2018 г. № 3 в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1 920 000 руб.;
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об установленной решением Комиссии от 24 января 2018 г. № 3 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1 920 000 руб.
Представитель административного истца Администрации Кемеровского муниципального района и заинтересованного лица Администрации Бурлаковского сельского поселения Хуртынина А.Н., действующая на основании доверенностей от 30 января 2018 г., от 01 февраля 2018 г., в судебном заседании заявленные требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что поскольку размер арендной платы по договору аренды определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы, ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» не является лицом, заинтересованным в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем не имело права на обращение в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района Пахомкина Е.А., действующая на основании доверенности от 23 мая 2018 г., в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала. Суду пояснила, что с 2016 года размер арендной платы по договору аренды в отношении спорного земельного участка определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости арендной платы.
Административные ответчики Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области представили письменные возражения, в которых указывают на то, что Комиссией не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения, заявили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменных объяснениях указал, что 24 января 2018 г. на основании решения Комиссии от 24 января 2018 г. № 3 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости 1 920 000 руб.
ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» представило письменные возражения, согласно которым доводы административного истца относительно недостатков отчета об оценке полагает несостоятельными.
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области возражений по административному иску не представил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости (ст.65, 66 ЗК РФ).
В соответствии с положениями ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст.24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок создания и работы комиссии).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 февраля 2012 года № П/72 (с учетом внесенных изменений) создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области и утвержден ее состав согласно приложению к приказу (т.2 л.д.155-163).
Как следует из материалов дела, ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 31 998 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – в целях строительства двух одноцепных ВЛ-110 кВ к вновь строящейся ПС 110/6/6,3 кВ «Карагайлинская-Новая», расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от 30 марта 2012 г. №, заключенного с Комитетом по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (т.2 л.д.73-77).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13 декабря 2017 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 31 декабря 2014 года, утвержденная по состоянию на 01 июля 2014 года решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 28 ноября 2014 г. № 4-2/4925, составляет 17 061 013,73 руб. (т.2 л.д.65).
28 декабря 2017 года ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № по основанию установления его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость – 01 июля 2014 года. В обоснование заявления указало, что ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» является арендатором земельного участка (т.2 л.д.63-64).
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 24 января 2018 г. № 3 заявление ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости 1 920 000 руб. (т.3 л.д.89-97).
Как видно из текста решения и протокола заседания Комиссии от 24 января 2018 г. № 3 (т.2 л.д.82-97), при принятии оспариваемого решения Комиссия руководствовалась представленным заявителем отчетом об оценке, составленным оценщиком ООО «Эскалибур» ОЦЕНЩИК. от 19 декабря 2017 года № 5173/6, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 01 июля 2014 г. составляет 1 920 000 руб. (т.2 л.д.98-147).
Согласно ч.28 ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» решение комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, в связи с чем административный истец как орган местного самоуправления Прокопьевского муниципального района, на территории которого расположен спорный земельный участок, и в местный бюджет которого поступают арендные платежи, вправе оспорить решение Комиссии.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при проверке законности решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, установленные в частях 9 и 10 указанной статьи в полном объеме, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия решения, основания для принятия решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05 февраля 2010 г. № 47, установлено, что размер арендной платы при использовании земельных участков в расчете на год (далее - арендная плата) определяется органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками (далее - арендодатель), одним из следующих способов:
на основании кадастровой стоимости земельных участков;
на основании рыночной стоимости размера арендной платы земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
К заявлению ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» в Комиссию были приложены нотариально заверенная копия договора аренды № 5.114 от 30 марта 2012 г. и заверенная копия расчета арендной платы на 2017 год (т.2 л.д.81).
Пунктом 3.1 Договора аренды предусмотрено, что арендная плата по договору исчисляется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Вместе с тем сторонами договора аренды в письменной форме согласован расчет арендной платы на 2017 год (Приложение № 1 к Договору аренды), согласно которому размер арендной платы определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости годовой арендной платы за земельный участок в размере 3 555 938 руб. Расчет подписан сторонами договора.
Учитывая, что ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» обратилось в Комиссию в 2017 году, установленная Комиссией кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости в силу статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, в рассматриваемом случае с 01 января 2017 года.
Соответственно при обращении в Комиссию ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» должно было подтвердить, что сохраняет право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для расчета арендных платежей на период с 01 января 2017 года.
Однако из представленного ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» в Комиссию расчета арендной платы за 2017 год следует, что кадастровая стоимость не влияет на размер арендной платы за 2017 год.
На другие обстоятельства, в силу которых оспариваемая кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности ООО «Шахтоуправление Карагайлинское», в заявлении ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» о пересмотре кадастровой стоимости не указано. Подтверждающие такие обстоятельства документы не были представлены ни в Комиссию, ни суду при рассмотрении настоящего дела.
Из протокола заседания Комиссии и решения Комиссии не усматривается, что наличие у ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством, было предметом обсуждения и проверки Комиссии.
Доводы Администрации Прокопьевского муниципального района о том, что решение Комиссии в оспариваемой части нарушает права административного истца, нашли свое подтверждение.
Статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов - по нормативу 100 процентов.
Кадастровая стоимость может быть пересмотрена только по заявлению лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости. Пересмотр кадастровой стоимости на основании заявления лица, не имеющего правового интереса в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, свидетельствует о нарушении прав Администрации Прокопьевского муниципального района, как органа местного самоуправления Прокопьевского муниципального района, на территории которого расположен спорный земельный участок, и который является получателем арендных платежей.
При таких обстоятельствах, поскольку решение Комиссии от 24 января 2018 г. № 3 в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права и законные интересы Администрации Прокопьевского муниципального района, то есть является незаконным, суд удовлетворяет требования административного истца.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае удовлетворения заявления об оспаривании решения Комиссии об определении кадастровой стоимости в размере рыночной резолютивная часть решения суда также должна содержать указание на исключение установленной Комиссией кадастровой стоимости из сведений государственного кадастра недвижимости (пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, абзац тридцать девятый статьи 24.18, абзацы первый и второй статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку решение Комиссии от 24 января 2018 г. № 3 в оспариваемой части признается судом незаконным, то внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения об установленной этим решением кадастровой стоимости спорного земельного участка подлежат исключению.
Одновременно суд обязывает Комиссию повторно рассмотреть ранее поданное заявление ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Доводы административного истца о несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности должны являться предметом проверки Комиссии в случае предоставления ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» документов, подтверждающих право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.
Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░. № 3 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 31998 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1 920 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2018 ░. № 3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1 920 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░ 2018 ░.