Гражданское дело № 2-209/2024
67RS0007-01-2023-002602-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 20 февраля 2024 года
Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Кривчук В.А., при секретаре Полуэктовой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации к Степченкову А. Ю. о прекращении права собственности на оружие,
УСТАНОВИЛ:
Зам. Сафоновского межрайонного прокурора <адрес>, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в Сафоновский районный суд <адрес> с иском к Степченкову А.Ю. о прекращении права собственности на оружие. В обоснование иска указано, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту оружия. В ходе проверки установлено, что Степченкову А.Ю. начальником ОВД по <адрес> выдана лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны ЛОа № ххх от дд.мм.гггг на огнестрельное оружие ограниченного действия МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска, сроком действия до дд.мм.гггг. Собственником указанного оружия является Степченков А.Ю. дд.мм.гггг ГЛРР МО МВД России «Сафоновский» огнестрельное оружие ограниченного действия МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска изъято у Степченкова А.Ю. в связи с привлечением к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ, и передано на ответственное хранение на склад МО МВД России «Сафоновский». Право на хранение оружия у Степченкова А.Ю. отсутствует. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утере контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству. До настоящего времени новое разрешение на право хранения и ношения оружия Степченков А.Ю. не получил, в связи с чем, он не вправе на законных основаниях владеть, пользоваться и распоряжаться оружием. Данные действия свидетельствуют об отказе Степченкова А.Ю. от права собственности на указанное оружие. При указанных обстоятельствах имеются основания для прекращения права собственности на оружие у Степченкова А.Ю. Кроме того, хранение и бремя содержания оружия в казенном учреждении требуют определенных материальных затрат, в частности, регулярного технического ухода, трудовых затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств, Российской Федерации в лице её уполномоченных органов причиняется ущерб, что является недопустимым. На основании изложенного, зам. Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> просит суд прекратить право собственности Степченкова А.Ю., дд.мм.гггг года рождения, на огнестрельное оружие ограниченного поражения МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска. Признать право собственности Российской Федерации на огнестрельное оружие ограниченного поражения МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска.
В судебном заседании представитель истца – помощник Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> Дмитрова Е.А. исковые требования поддержала.
Ответчик – Степченков А.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом; в письменном заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, вопрос о разрешении исковых требований оставить на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – МО МВД России «Сафоновский» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указано, что МО МВД России «Сафоновский» не возражает против удовлетворения заявленного иска.
Представитель третьего лица – ОЛРР по Сафоновскому, Холм-Жирковскому, Ярцевскому, Духовщинскому, Кардымовскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, исковые требования Сафоновской межрайонной прокуратуры поддержал.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, привлеченного к участию в деле определением суда от дд.мм.гггг, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав помощника Сафоновского межрайонного прокурора Дмитрову Е.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом (часть 1).
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право граждан на приобретение оружия не относится к закрепленным в Конституции Российской Федерации правам, не является абсолютным и может быть ограничено.
Пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Таким образом, виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии).
При этом настоящий Федеральный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия (преамбула).
Под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации (статья 1 Закона об оружии).
Согласно ст. 2 этого же Федерального закона, оружие является источником повышенной опасности и в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Исходя из содержания ст. 3 Закона об оружии, гражданское оружие предназначено для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Гражданское оружие подразделяется, в том числе, на оружие самообороны, к которому отнесено огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия.
В силу ст. 13 Закона об оружии, гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения оружия. Выдача разрешения на новый срок взамен ранее выданного или аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия.
Исходя из положенний статьи 9 Закона об оружии, продление срока действия лицензии (разрешения) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами, на основании заявлений граждан Российской Федерации.
Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия (часть 1 статьи 22 Закона об оружии).
Изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, пересылки оружия; аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения (пункт 1 части 1 статьи 27 Закона об оружии).
Изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему должны быть отчуждены их собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона в течение одного года со дня их изъятия или сдачи (часть 5 статьи 27 Закона об оружии).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании и распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
Положениями статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
Материалами дела подтверждено, что начальником ОВД по <адрес> дд.мм.гггг Степченкову А.Ю. выдана лицензия на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны ЛОа № ххх на огнестрельное оружие ограниченного действия МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска, сроком действия до дд.мм.гггг.
дд.мм.гггг инспектором ГЛРР МО МВД России «Сафоновский» (в настоящее время - отделение лицензионно-разрешительной работы по Сафоновскому, Холм-Жирковскому, Ярцевскому, Духовщинскому, Кардымовскому районам Управления Росгвардии по <адрес>) огнестрельное оружие ограниченного поражения МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска, изъято у Степченкова А.Ю. на основании ст.ст. 13, 27 Федерального закона от дд.мм.гггг N 150-ФЗ "Об оружии", в связи с привлечением Степченкова А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.11. КоАП РФ.
Указанное оружие передано на ответственное хранение на склад МО МВД России «Сафоновский».
Из справки выданной дд.мм.гггг ОЛРР по Сафоновскому, Холм-Жирковскому, Ярцевскому, Духовщинскому, Кардымовскому районам Управления Росгвардии по <адрес> усматривается, что Степченков А.Ю. с заявлением о выдаче разрешения на хранение и ношение оружия с дд.мм.гггг по настоящее время в отделение ЛРР не обращался.
Таким образом, в течение более чем одного года после изъятия и приема на хранение Степченков А.Ю. каких-либо действий, предусмотренных федеральным законодательством по отчуждению оружия или его получению (возврату) в установленном порядке, не предпринимал, то есть свои права на указанное оружие не заявлял, что свидетельствует о фактическом отказе ответчика от прав на оружие.
При этом, Степченков А.Ю. не вправе на законных основаниях владеть и распоряжаться оружием, поскольку срок действия разрешения на право хранения оружия у ответчика истек.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, на основании ст. 235, ст. 238 ГК РФ, Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ответчика на вышеуказанное травматическое оружие.
Поскольку оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом "Об оружии" N 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
В силу ст. 28 Закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случае аннулирования или изъятия в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 указанного закона порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года N 814 (далее Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (ст. 27 ФЗ "Об оружии").
В п. 10 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. В этот перечень входит Министерство внутренних дел РФ.
Доказательств того, что изъятое оружие является исправным, заявителем не представлено.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 14 указанных выше Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
На основании изложенного судом принимается решение об отказе в удовлетворении требования о признании права собственности Российской Федерации на изъятое оружие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Прекратить право собственности Степченкова А. Ю. (паспорт: серия № ххх) на огнестрельное оружие ограниченного поражения МР-80-13Т калибра 45 Rubber № ххх, 2009 года выпуска.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: В.А. Кривчук
Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг